ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НА ОСНОВЕ
РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ В
БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО,
НАХОДЯЩЕЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ Г. МОСКВЫ. ВОЗНИКАЕТ ЛИ В
ДАННОМ СЛУЧАЕ У ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОХОД,
ПОДЛЕЖАЩИЙ ОБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
23 июня 2009 г.
N 16-15/063442
(Д)
В соответствии со статьей 689 ГК РФ по договору безвозмездного
пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется
передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование
другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же
вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального
износа или в состоянии, обусловленном договором.
При этом к договору безвозмездного пользования соответственно
применяются правила о договоре аренды, предусмотренные в статье 607,
пункте 1 и абзаце 1 пункта 2 статьи 610, пунктах 1 и 3 статьи 615,
пункте 2 статьи 621, пунктах 1 и 3 статьи 623 Гражданского кодекса РФ.
Получая имущество по договору безвозмездного пользования,
организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях исчисления
налога на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ,
услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Так, в пункте 8 статьи 250 НК РФ предусмотрено, что доходы в виде
безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных
прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, признаются
внереализационными доходами налогоплательщика и учитываются при
формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в
соответствии со статьями 247 и 248 НК РФ.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ при
определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества,
полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению
органов исполнительной власти всех уровней.
То есть доходы в виде стоимости полученного имущества у
государственных и муниципальных учреждений освобождаются от
налогообложения. Освобождение от налогообложения доходов в виде
безвозмездно полученных имущественных прав в подпункте 8 пункта 1
статьи 251 НК РФ не предусмотрено.
Следовательно, для целей налогообложения прибыли получение
имущества в безвозмездное пользование рассматривается как
безвозмездное получение имущественного права.
Таким образом, доход в виде безвозмездно полученных имущественных
прав на пользование недвижимым имуществом, находящимся в собственности
г. Москвы, подлежит включению в состав внереализационных доходов
государственного учреждения на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ.
Кроме того, в пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ
от 22.12.2005 N 98 установлено следующее.
Применение пункта 8 статьи 250 НК РФ не ограничено только
имущественными правами, представляющими собой требования к третьим
лицам. Данное положение подлежит применению также и при безвозмездном
получении права пользования вещью. Установленный данной нормой принцип
определения дохода при безвозмездном получении имущества,
заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с
учетом положений статьи 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке
дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права,
в том числе права пользования вещью.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка
доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом
положений статьи 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с
главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и
не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу
(выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна
быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ,
услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Следовательно, налогоплательщик - государственное учреждение,
получающее по договору в безвозмездное пользование имущество,
находящееся в собственности г. Москвы, включает в состав
внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли доход в
виде безвозмездно полученного права пользования имуществом,
определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.
Согласно пункту 1 статьи 286 НК РФ налог на прибыль определяется
как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы,
определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли,
определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ и подлежащей
налогообложению (ст. 274 НК РФ).
При этом прибыль в целях исчисления налога для российских
организаций определяется в виде полученных доходов, уменьшенных на
величину произведенных расходов, которые исчисляются в соответствии с
главой 25 НК РФ.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
установлены в статье 321.1 НК РФ. В частности, налоговая база
бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой
дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг,
суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по
подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов,
связанных с ведением коммерческой деятельности.
Основание: письма Минфина России от 24.03.2009 N 03-03-05/46 и от
30.03.2007 N 03-03-06/4/33.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
А.Н. Чугунова
23 июня 2009 г.
N 16-15/063442 |