ДО 2009 Г. РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО (РАО)
ВЫСТУПАЛО НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ФИЗЛИЦ - НАСЛЕДНИКОВ
АВТОРСКИХ ПРАВ, ЧЛЕНОВ РАО. ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ
26.11.2008 N 224-ФЗ БЫЛИ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПП. 2
П. 1 СТ. 228 НК РФ, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ 1 ЯНВАРЯ 2009 Г.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ С УЧЕТОМ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЙ НДФЛ С СУММ
АВТОРСКИХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ УПЛАЧИВАЕТСЯ НАСЛЕДНИКАМИ
АВТОРСКИХ ПРАВ САМОСТОЯТЕЛЬНО, А В КАКИХ УДЕРЖИВАЕТСЯ
НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ?
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
26 ноября 2009 г.
N 03-04-05-01/833
(Д)
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц
сумм вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам как наследникам
авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов
изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, и в
соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно п. 18 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению
налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной
формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за
исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам
(правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а
также открытий, изобретений и промышленных образцов.
В пп. 6 п. 1 ст. 228 Кодекса предусмотрено, что физические лица,
получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как
наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы,
искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и
промышленных образцов, обязаны самостоятельно исчислить налог на
доходы физических лиц с таких доходов, представить в налоговый орган
по месту своего учета налоговую декларацию и в установленные сроки
уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.
Данный подпункт распространяется только на авторские
вознаграждения, которые принадлежали наследодателю на день открытия
наследства и входили в состав наследства, следовательно, на основании
этого подпункта наследники авторов обязаны самостоятельно исчислить и
уплатить сумму налога на доходы физических лиц только с сумм авторских
вознаграждений, включаемых в состав наследства.
На основании п. 1 ст. 1283 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - Гражданский кодекс) исключительное право на
произведение переходит по наследству.
Таким образом, после принятия наследства наследники автора
становятся правообладателями исключительных прав на его произведения и
могут самостоятельно заключать в отношении них договоры,
предусмотренные ст. ст. 1285 - 1287 Гражданского кодекса.
При этом ст. 1285 Гражданского кодекса регулирует правоотношения,
возникающие из договора об отчуждении исключительного права на
произведение, ст. ст. 1286 и 1287 Гражданского кодекса - лицензионного
договора, то есть договора о предоставлении права использования
произведения в установленных договором пределах.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений
в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения
в пп. 2 п. 1 ст. 228 Кодекса, согласно которым с 1 января 2009 г.
физические лица, получившие доход от продажи имущественных прав,
самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц,
подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном
ст. 225 Кодекса, а также обязаны представить в налоговый орган по
месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических
лиц.
С учетом вышеизложенного в отношении сумм вознаграждений,
получаемых наследниками авторов после принятия наследства как
обладателями исключительных прав на их произведения, применяется
следующий порядок.
С сумм вознаграждений, получаемых вышеуказанными лицами по
договорам об отчуждении (продаже) исключительного права на
произведение, исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц на
основании пп. 2 п. 1 ст. 228 Кодекса обязаны сами налогоплательщики.
С сумм вознаграждений, получаемых вышеуказанными лицами по
лицензионным договорам, предусматривающим не отчуждение (продажу)
исключительного права на произведение, а предоставление права на
использование произведения в установленных договором пределах, налог
на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается в порядке,
предусмотренном ст. 226 Кодекса, то есть налоговым агентом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26 ноября 2009 г.
N 03-04-05-01/833 |