О ПРИЗНАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ КОТОРЫМ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В ЕГРП, А ТАКЖЕ ОБ УЧЕТЕ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ СУММЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 15.03.10 03-05-05-02/13

        О ПРИЗНАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО
             НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРАВО
            ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ КОТОРЫМ
         ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В ЕГРП, А ТАКЖЕ ОБ УЧЕТЕ В СОСТАВЕ
        РАСХОДОВ СУММЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА
                             НА ПРИБЫЛЬ.

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           15 марта 2010 г. 
                           N 03-05-05-02/13

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и таможенно-тарифной политики совместно с
ФНС  России  рассмотрел  письмо  и с учетом материалов, представленных
управлением ФНС России по республике, сообщает следующее.
     Статьей  388  Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее -
Налоговый  кодекс)  установлено,  что  налогоплательщиками  земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками,  признаваемыми  объектом  налогообложения в соответствии со
ст.  389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного)   пользования   или   праве   пожизненного  наследуемого
владения.
     В  соответствии  с  п.  1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Гражданский кодекс) указанные права на земельные
участки  подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст.
2  Федерального  закона  от  21.07.1997  N  122-ФЗ  "О государственной
регистрации  прав  на  недвижимое  имущество  и сделок с ним" (далее -
Закон  N  122-ФЗ)  является единственным доказательством существования
зарегистрированного права.
     Налогоплательщиком  земельного  налога  является  лицо, которое в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с
ним (далее - ЕГРП) указано как обладающее правом собственности, правом
постоянного   (бессрочного)   пользования   либо  правом  пожизненного
наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
     Обязанность  уплачивать земельный налог возникает у такого лица с
момента  регистрации  за  ним  одного  из  названных прав на земельный
участок,  то  есть  внесения  записи  в  реестр, и прекращается со дня
внесения  в  реестр  записи  о  праве  иного  лица  на соответствующий
земельный участок.
     Таким образом, организация является налогоплательщиком земельного
налога  в  отношении земельного участка, если на него зарегистрировано
право постоянного (бессрочного) пользования.
     Пунктом   3   ст.   391  Налогового  кодекса  предусмотрено,  что
налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно
на  основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом
земельном  участке,  принадлежащем им на праве собственности или праве
постоянного (бессрочного) пользования.
     Сведения    о    кадастровой    стоимости    земельного   участка
налогоплательщик  может получить при обращении в территориальный орган
Росреестра,  который  предоставляет  указанную  информацию  в порядке,
определенном  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
07.02.2008  N  52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных
участков до сведения налогоплательщиков".
     Одновременно   обращаем   внимание,  что  к  тем  лицам,  которые
фактически    пользуются    земельными   участками,   находящимися   в
государственной  или  муниципальной  собственности, однако не являются
налогоплательщиками  земельного налога или арендаторами этих земельных
участков,  собственник  такого  земельного  участка  - соответствующее
публично-правовое     образование,    реализуя    принцип    платности
использования  земли,  вправе  предъявить  требование,  основанное  на
правилах  о  неосновательном обогащении в соответствии с п. 2 ст. 1105
Гражданского кодекса.
     В  отношении  вопроса  исчисления  налога  на прибыль организаций
необходимо иметь в виду следующее.
     В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса налогоплательщик
налога  на  прибыль  организаций  уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных  расходов  (за исключением расходов, указанных в ст. 270
Налогового  кодекса).  Расходами  для  целей  налогообложения  прибыли
признаются  обоснованные  и  документально подтвержденные затраты (а в
случаях,  предусмотренных  в  ст.  265  Налогового  кодекса,  убытки),
произведенные   для   осуществления   деятельности,   направленной  на
получение дохода.
     На  основании  пп.  1  п.  1  ст. 264 Налогового кодекса к прочим
расходам,  связанным  с  производством  и реализацией, относятся суммы
налогов   и  сборов,  начисленные  в  установленном  законодательством
Российской  Федерации  порядке, за исключением перечисленных в ст. 270
Налогового кодекса.
     Статья   270   Налогового   кодекса  не  содержит  положений,  не
позволяющих  при  налогообложении прибыли организаций учесть в составе
прочих  расходов,  связанных  с производством и реализацией, земельный
налог.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
15 марта 2010 г. 
N 03-05-05-02/13