ПИСЬМО
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
22 марта 2010 г.
N 02-02-01/08-1176л
(Д)
Департамент правового обеспечения социального страхования <...>
по вопросу исчисления пособия по беременности и родам сообщает.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об
обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством" застрахованным женщинам,
страховой стаж которых составляет более шести месяцев, пособие по
беременности и родам выплачивается в размере 100 процентов среднего
заработка.
Следует отметить, что данное пособие назначается и выплачивается
работающим по трудовому договору лицам по месту работы - работодателем
и исчисляется из заработка, начисленного этим работодателем.
Порядок исчисления среднего заработка для расчета названного
пособия установлен Положением об особенностях порядка исчисления
пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,
ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим
обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
При этом согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от
24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах
в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" по страховым случаям, наступившим в 2009 году и
продолжающимся в 2010 году, пособия за период после 1 января 2010 года
исчисляются по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об
обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ),
если размер пособия, исчисленный в соответствии с этим Законом,
превышает размер пособия, полагающийся по нормам Закона N 255-ФЗ в
редакции, действовавшей до 1 января 2010 года.
Пособие по беременности и родам, как в 2009 году, так и в текущем
году, исчисляется исходя из среднего заработка работника,
рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного
страхователя, предшествующих месяцу наступления отпуска по
беременности и родам.
При этом в 2009 году в заработок, исходя из которого исчислялось
пособие по беременности и родам, включались все предусмотренные
системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении
налоговой базы по единому социальному налогу (ЕСН), зачисляемому в
Фонд социального страхования РФ (далее - Фонд), в соответствии с
главой 24 части второй Налогового кодекса РФ.
В 2010 году в средний заработок, исходя из которого исчисляется
названное пособие, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в
пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых
взносов в Фонд в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Учитывая изложенное, пособие по беременности и родам за период
отпуска, приходящийся на 2009 год, должно быть исчислено в
соответствии с Законом N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января
2010 года, - из заработка за расчетный период, состоящего из выплат,
на которые начислялся ЕСН в части, зачисляемой в Фонд.
Пособие по беременности и родам за период отпуска, приходящийся
на 2010 год, может быть исчислено в соответствии с Законом N 255-ФЗ в
новой редакции (если размер пособия, исчисленный в соответствии с
новыми нормами, превышает размер пособия, полагающийся по нормам,
действовавшим в 2009 году), - из заработка за расчетный период,
состоящего из выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые
по действующему законодательству должны включаться в базу для
начисления страховых взносов в Фонд.
Руководитель департамента
правового обеспечения
социального страхования
А.А.ШЕСТАКОВ
22 марта 2010 г.
N 02-02-01/08-1176л |