ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОСНОВНОГО СРЕДСТВА В
ПОРЯДКЕ ИМПОРТА СТОИМОСТЬЮ 200 ЕВРО 30.11.2009 БЫЛА
СДЕЛАНА ПРЕДОПЛАТА В РАЗМЕРЕ 100 ЕВРО ПО КУРСУ 45
РУБ/ЕВРО, РУБЛЕВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ СОСТАВЛЯЕТ 4500 РУБ.
НА 31.12.2009.
В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ВЫШЕУКАЗАННЫЙ АВАНС УЧИТЫВАЛСЯ В
РУБЛЕВОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ ПО КУРСУ БАНКА РОССИИ НА
30.11.2009 В РАЗМЕРЕ 4500 РУБ. А В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ - В
РУБЛЕВОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ ПО КУРСУ БАНКА РОССИИ (43
РУБ/ЕВРО) НА ДАТУ ПЕРЕОЦЕНКИ НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО
ПЕРИОДА (31.12.2009) В РАЗМЕРЕ 4300 РУБ.
В ДАННОМ СЛУЧАЕ НА 31.12.2009 СУЩЕСТВУЮ ДВЕ РАЗНЫЕ
РУБЛЕВЫЕ ОЦЕНКИ СДЕЛАННЫХ ПРЕДОПЛАТ ДЛЯ БУХГАЛТЕРСКОГО
И НАЛОГОВОГО УЧЕТА.
НА ДАТУ ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОСНОВНОЕ
СРЕДСТВО (15.01.2010) КУРС БАНКА РОССИИ СОСТАВЛЯЕТ 42
РУБ/ЕВРО.
ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С П. 11 СТ. 250,
ПП. 5 П. 1 СТ. 265 НК РФ, П. П. 16, 21 СТ. 2, П. 1 СТ.
17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25.11.2009 N 281-ФЗ "О
ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТРАЗИТЬ В
НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО СТОИМОСТЬЮ 200 ЕВРО
В РУБЛЕВОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ, РАССЧИТАННОМ СЛЕДУЮЩИМ
ОБРАЗОМ:
- 100 ЕВРО X 45 РУБ. = 4500 РУБ. (КУРС БАНКА РОССИИ НА
ДАТУ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ АВАНСА);
- 100 ЕВРО X 42 РУБ. = 4200 РУБ. (КУРС БАНКА РОССИИ НА
ДАТУ ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИОБРЕТАЕМОЕ
ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО).
ИТОГО 8700 РУБ.
СЛЕДУЕТ ЛИ СДЕЛАТЬ ПЕРЕОЦЕНКУ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА
01.01.2010 В СООТВЕТСТВИИ С КУРСОМ НА ДАТЫ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ СУММ АВАНСОВ?
МОЖНО ЛИ УЧЕСТЬ ВОЗНИКШУЮ КУРСОВУЮ РАЗНИЦУ КАК РАСХОДЫ
(ДОХОДЫ) В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
18 марта 2010 г.
N 03-03-06/1/149
(Д)
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу о порядке определения в налоговом учете стоимости
имущества, оплата за которое производится в иностранной валюте в
порядке предварительной и последующей оплаты, и сообщает следующее.
Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений
в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в
силу с 01.01.2010, внесены изменения в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст.
265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ),
касающиеся отмены переоценки полученных и выданных авансов, выраженных
в иностранной валюте.
Так, на основании п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в
составе доходов (расходов) налогоплательщиков для целей
налогообложения прибыли организаций учитываются положительные
(отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества
в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных
в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых
выражена в иностранной валюте (за исключением авансов, выданных
(полученных)), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в
связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю
Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской
Федерации.
Согласно п. 10 ст. 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной
валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по
официальному курсу, установленному Центральным банком Российской
Федерации на дату признания соответствующего расхода. Обязательства и
требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных
ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу,
установленному Центральным банком Российской Федерации на дату
перехода права собственности при совершении операций с таким
имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или)
на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от
того, что произошло раньше.
Учитывая изложенное, считаем, что стоимость имущества,
оплаченного в иностранной валюте путем предварительной и последующей
оплаты, может определяться по курсу Центрального банка Российской
Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса, - в части,
приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода права
собственности - в части последующей оплаты.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным
правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам
сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
18 марта 2010 г.
N 03-03-06/1/149 |