ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ЗАТРАТЫ В ВИДЕ ОТСТУПНОГО В
СВЯЗИ С ПОДПИСАНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ О РАСТОРЖЕНИИ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ДОГОВОРОВ ОБ АРЕНДЕ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,
ПО КОТОРЫМ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПАЛА В КАЧЕСТВЕ
АРЕНДАТОРА?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
4 декабря 2009 г.
N 16-15/128352
(Д)
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного
найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору
(нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование
или во временное пользование.
По предварительному договору стороны обязуются заключить в
будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании
услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным
договором (п. 1 ст. 429 ГК РФ).
При этом на основании пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона,
для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение
договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона
вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора,
должна возместить другой стороне причиненные в результате этого
убытки.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик вправе
уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за
исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям
делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории
которого были произведены соответствующие расходы, и (или)
документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том
числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях
налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной
предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется
понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и
условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность
расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не
оценивается с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата.
Учитывая принцип свободы экономической деятельности (ст. 8
Конституции РФ), налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на
свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее
эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической
обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового
контроля, порядок проведения которого установлен в НК РФ.
При этом расходы в виде суммы отступного, уплаченного в связи с
подписанием соглашения о расторжении предварительных договоров об
аренде нежилых помещений, не учитываются при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций, так как они не соответствуют
условиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
А.Н. Чугунова
4 декабря 2009 г.
N 16-15/128352 |