ОРГАНИЗАЦИЯ-ТУРАГЕНТ ПОНЕСЛА РАСХОДЫ В ВИДЕ СКИДКИ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ КЛИЕНТАМ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПУТЕВОК. ПРИ
ЭТОМ ПУТЕВКИ ПОЛУЧЕНЫ ТУРАГЕНТОМ ОТ ТУРОПЕРАТОРОВ В
РАМКАХ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА (ДОГОВОРА КОМИССИИ) ДЛЯ
ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОДАЖИ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ-ТУРАГЕНТ В
ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ УЧИТЫВАТЬ ДАННЫЕ
РАСХОДЫ, ЕСЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ЯВЛЯЕТСЯ
ИНИЦИАТИВОЙ САМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ-ТУРАГЕНТА?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
18 декабря 2009 г.
N 16-15/133970
(Д)
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об
основах туристской деятельности в РФ" турагент осуществляет
продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению
туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым
между туроператором и турагентом, - от своего имени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому
договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по
поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от
своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет
принципала.
На основании пункта 2 статьи 995 ГК РФ комиссионер, продавший
имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить
последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности
продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене
предупредила еще большие убытки.
Если в договоре с принципалом предусмотрена возможность
предоставлять скидки, то эти скидки будет учитывать принципал, а не
агент.
К агентскому договору применимы положения о договоре комиссии
(ст. 1011 ГК РФ).
Таким образом, в рамках посреднического договора
посредник-турагент не является собственником туристского продукта, а
выполняет функции по его продаже по поручению туроператора. При этом
турагент не может без согласования с туроператором изменить продажную
стоимость, если она определена в виде фиксированного значения. То есть
предоставление скидки возможно только с согласия туроператора, так как
собственником туристского продукта является туроператор.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении
налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая
денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному
поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии,
агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет
возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным
поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если
такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера,
агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями
заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное,
агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Следовательно, организация-комиссионер учитывает в доходах для
целей налогообложения прибыли организаций вознаграждение, полученное
за оказание услуг по реализации товаров третьим лицам, в том объеме, в
котором оно предусмотрено комиссионным договором, заключенным с
организацией-комитентом.
При предоставлении организацией-комиссионером скидки третьим
лицам за свой счет необходимо учитывать следующее.
В соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ в
состав внереализационных расходов включаются затраты в виде премии
(скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю
вследствие выполнения определенных условий договора, в частности
объема покупок.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ,
применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК
РФ).
Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна
сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность
другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар
и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Таким образом, положения, установленные в подпункте 19.1 пункта 1
статьи 265 НК РФ, распространяются только на договоры купли-продажи.
Следовательно, если турагент предоставляет скидку самостоятельно,
то расход в виде суммы предоставленной скидки не учитывается в целях
налогообложения прибыли, тем более что такая скидка не предусмотрена в
агентском договоре (договоре комиссии) или дополнительных соглашениях
к договору.
Основание: письмо Минфина России от 10.08.2007 N 03-03-06/1/555.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
А.Н. Чугунова
18 декабря 2009 г.
N 16-15/133970 |