ОБ УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
7 октября 2010 г.
N Д05-3509
(Д)
Департамент развития малого и среднего предпринимательства
совместно с Департаментом инвестиционной политики и развития
частно-государственного партнерства Минэкономразвития России и
Минфином России рассмотрел обращение, связанное с уплатой земельного
налога, и сообщает.
В отношении обязанности расчета земельного налога индивидуальным
предпринимателем сообщаем следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со
ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
На основании ст. 391 Кодекса налоговая база для исчисления
земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка
как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели определяют
налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков,
используемых (предназначенных для использования) ими в
предпринимательской деятельности, на основании сведений
государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке,
принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки
земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков
предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти (п. 14 ст. 396 Кодекса).
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие
систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности, в отношении земельных участков,
принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного
(бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для
использования) в предпринимательской деятельности, по истечении
отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения
земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей,
налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Одновременно обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 1
ст. 138 Кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их
должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в
вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не
исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной
жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 Кодекса.
В отношении повышения земельного налога в связи с увеличением
кадастровой стоимости земельного участка отмечаем следующее.
Обращаем внимание на то, что повышение земельного налога должно
иметь экономическое основание и не может быть произвольным (п. 3 ст. 3
Кодекса). Кроме того, оно должно также учитывать фактическую
способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 Кодекса).
Произвольное увеличение земельного налога нарушает права и законные
интересы налогоплательщиков и противоречит принципам законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с этим сообщаем, что налогоплательщики, не согласные с
результатами кадастровой оценки стоимости земельных участков, могут
обратиться в суд для урегулирования сложившейся ситуации в судебном
порядке (п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки
земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила)).
Также отмечаем, что Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N
135-ФЗ) в новой редакции помимо судебного порядка разрешения споров
предусматривает также и внесудебный порядок оспаривания результатов
определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о
результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Порядок досудебного разрешения споров регламентирован ст. 24.19 Закона
N 135-ФЗ.
Следует также отметить, что в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 28
Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" в случае обнаружения органом кадастрового учета
технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган
кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме,
установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере
кадастровых отношений, указанные ошибки подлежат исправлению на
основании решения органа кадастрового учета либо на основании
вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.
Если выявленная ошибка влияет на характеристики земельного
участка и влечет за собой необходимость пересмотра его кадастровой
стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценщиком может быть
проведена оценка земельного участка.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным дальнейшее
урегулирование данного вопроса комиссией или в судебном порядке.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего
предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
7 октября 2010 г.
N Д05-3509 |