О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ (КАДАСТРОВОЙ
СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА) ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ; О
НЕОБХОДИМОСТИ ОБРАЩЕНИЯ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С УСТАНОВЛЕНИЕМ КОНКРЕТНЫХ НАЛОГОВЫХ СТАВОК
И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ; О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ УПЛАТЫ
ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
29 марта 2010 г.
N 03-05-06-02/26
(Д)
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются
земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
Данный налог является одним из основных источников формирования
доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого
направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед
органами местного самоуправления.
На основании ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса
земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований
(законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга),
вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с
Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований (законами городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на
территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов
Российской Федерации.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и
физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми
объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса,
на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Налогового
кодекса).
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как
кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом
налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется
в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст.
390 Налогового кодекса).
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется в
отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по
состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса для установления
кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная
кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной
кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N
316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в
соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель
основывается на классификации земель по целевому назначению и виду
функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет
и не чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты
государственной кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой
оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
При этом отмечаем, что в случае изменения налоговой базы по
земельному налогу (кадастровой стоимости земельного участка) в течение
налогового периода не вследствие исправления технических ошибок либо
судебного решения для исчисления земельного налога должна применяться
налоговая база, определенная на начало налогового периода, то есть на
1 января года, являющегося налоговым периодом.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой
оценки земель, является Минэкономразвития России.
Таким образом, по вопросам, связанным с увеличением кадастровой
стоимости земельного участка, следует обращаться в Минэкономразвития
России.
Также обращаем внимание, что на основании ст. 394 Налогового
кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога
устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований в пределах, установленных п. 1 ст. 394
Налогового кодекса. При этом допускается установление
дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель
и (или) разрешенного использования земельного участка.
Статьей 395 Налогового кодекса установлен перечень категорий
налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты земельного налога.
Такие категории налогоплательщиков, как пенсионеры, участники Великой
Отечественной войны, инвалиды, труженики тыла, а также
малообеспеченные и многодетные семьи, в данный перечень не включены.
Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 391 Налогового кодекса для
категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая
база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую
налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на
территории одного муниципального образования (городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка,
находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или
пожизненном наследуемом владении.
К таким налогоплательщикам, в частности, относятся инвалиды,
имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а
также лица, которые имеют I или II группу инвалидности, установленную
до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения
способности к трудовой деятельности, инвалиды с детства, ветераны и
инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых
действий.
При этом следует иметь в виду, что на основании п. 2 ст. 387
Налогового кодекса при установлении земельного налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований
могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их
применения, включая установление размера не облагаемой земельным
налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, для решения вопросов, связанных с
установлением конкретных налоговых ставок для уплаты земельного налога
и предоставлением налоговых льгот по земельному налогу, следует
обращаться в представительный орган муниципального образования, на
территории которого располагается земельный участок.
В отношении сроков уплаты земельного налога отмечаем, что в
соответствии с п. 1 ст. 397 Налогового кодекса земельный налог и
авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в
порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают
налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового
уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового
кодекса).
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается
на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа
налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В
налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего
уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ст. 52
Налогового кодекса).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29 марта 2010 г.
N 03-05-06-02/26 |