ПОДЛЕЖИТ ЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НДФЛ ДОХОД,
ПОЛУЧЕННЫЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ОТ ПРОДАЖИ КВАРТИРЫ,
ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ ЕМУ ВЗАМЕН ИЗЪЯТОГО ЖИЛЬЯ В СВЯЗИ
СО СНОСОМ ЖИЛОГО ДОМА?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
6 октября 2010 г.
N 20-14/4/104799@
(Д)
В соответствии с положениями ст. ст. 208, 209 и п. 1 ст. 224 НК
РФ доход, полученный налоговыми резидентами от продажи недвижимого
имущества (включая квартиры), является объектом налогообложения по
НДФЛ по ставке 13%.
Согласно п. 17.1 ст. 217 НК РФ (в редакции Федерального закона от
19.07.2009 N 202-ФЗ, действующей в отношении правоотношений, возникших
с 1 января 2009 г.) не подлежат налогообложению (освобождаются от
налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися
налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от
продажи, в частности, квартир, находившихся в собственности
налогоплательщика три года и более.
На основании ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых п. 1
ст. 224 НК РФ установлена налоговая ставка 13%, налоговая база
определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих
налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов,
предусмотренных, в частности, в ст. 220 НК РФ.
Согласно положениям пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ (в редакции
Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ, действующей в отношении
правоотношений, возникших с 1 января 2009 г.) при определении размера
налоговой базы по НДФЛ налогоплательщики имеют право на получение
имущественного вычета в суммах, полученных налогоплательщиками в
налоговом периоде от продажи, в частности, квартир, находившихся в
собственности налогоплательщиков менее трех лет, но не превышающих в
целом 1 млн руб.
Вместо использования права на получение данного вычета
налогоплательщики вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом
доходов на сумму фактически произведенных ими и документально
подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
В соответствии со ст. ст. 228 и 229 НК РФ (в редакции
Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ, действующей в отношении
правоотношений, возникших с 1 января 2009 г.) налогоплательщики,
получившие доход от продажи имущества (включая квартиры),
принадлежащего им на праве собственности, за исключением случаев,
предусмотренных в п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не
подлежат налогообложению, самостоятельно исчисляют суммы налога,
подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из суммы
полученного дохода. Также они представляют налоговую декларацию в
налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля и уплачивают
налог не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым
периодом (то есть в котором был получен доход от продажи указанного
имущества).
Статья 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает возможность
изъятия жилого помещения и земельного участка, на котором находится
такое жилое помещение, для государственных и муниципальных нужд. При
этом выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа
определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение
включает в себя обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального
образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. По
соглашению с собственником жилого помещения ему может быть
предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое
помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Отчуждение любого
имущества (в том числе квартир) на возмездной основе производится на
основании соответствующих договоров (договора купли-продажи, договора
мены и т.д.).
Положениями ст. 567 ГК РФ к договору мены применяются
соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит
правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая сторона
признается продавцом товара, который она обязуется передать, и
покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания,
сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее
государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статьей 551 ГК РФ установлено, что переход права собственности на
объекты недвижимого имущества к покупателю на основании договора
купли-продажи недвижимости также подлежит государственной регистрации
в регистрирующем органе.
Кроме того, п. 1 ст. 12 и п. 1 ст. 14 Федерального закона от
21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" предусмотрено, что права на недвижимое
имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином
государственном реестре прав (ЕГРП). Возникновение и переход права на
недвижимое имущество удостоверяются свидетельством о государственной
регистрации прав.
При этом дата такой регистрации отражается в свидетельстве о
государственной регистрации права и является основой для исчисления
срока владения жилым помещением (включая квартиру) при предоставлении
имущественного налогового вычета по доходам от его продажи.
Таким образом, в случае продажи квартиры, полученной
налогоплательщиком взамен квартиры, расположенной в жилом доме,
подлежащем сносу, период владения квартирой будет исчисляться с учетом
полученного налогоплательщиком на данную квартиру свидетельства о
государственной регистрации права собственности. При этом доход,
полученный от продажи квартиры, находящейся в собственности
налогоплательщика (продавца) менее трех лет, подлежит декларированию и
налогообложению в установленном порядке.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса
Е.А.ОСТАНИНА
6 октября 2010 г.
N 20-14/4/104799@ |