ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО - РОДИТЕЛЬ СОСТОИТ В
ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ БРАКЕ. КРОМЕ ТОГО, ОНО ЯВЛЯЕТСЯ
ЕДИНСТВЕННЫМ ОПЕКУНОМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЕНКА.
КАКОВ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТАНДАРТНОГО НАЛОГОВОГО
ВЫЧЕТА ПО НДФЛ В ДАННОМ СЛУЧАЕ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
1 июля 2010 г.
N 20-15/3/068891
(Д)
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в
соответствии с гл. 23 Налогового кодекса РФ. Пунктом 1 ст. 210 НК РФ
установлено, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются
все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в
натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло,
а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии
со ст. 212 НК РФ.
При определении размера налоговой базы по доходам, облагаемым по
налоговой ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение
стандартных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу по НДФЛ.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 1000
руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого
ребенка налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и
которые являются родителями или супругом (супругой) родителя.
Указанный вычет действует до месяца, в котором доход
налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового
периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный
налоговый вычет, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором
указанный доход превысит 280 000 руб., налоговый вычет не применяется.
Налоговый вычет, установленный в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ,
производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на
каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора,
студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному
родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 N
48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" орган опеки и попечительства исходя
из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или
попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или
попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей,
оставшихся без попечения родителей. Следовательно, для использования
права опекуна на стандартный налоговый вычет в двойном размере ему
необходимо представить письменное заявление и документ из органов
опеки и попечительства, подтверждающий назначение его единственным
опекуном.
Из положений НК РФ следует, что налоговый вычет в двойном размере
предоставляется опекуну в случае, если он является единственным
опекуном. Если опекун или попечитель вступает в брак, то размер
стандартного вычета не изменяется и остается двойным. Это объясняется
тем, что супруги опекунов или попечителей не имеют права на вычет по
отношению к подопечным детям.
Таким образом, при наличии соответствующих документов
налогоплательщик вправе воспользоваться стандартными налоговыми
вычетами, предусмотренными пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, в размере 1000
руб. как родитель ребенка и в двойном размере как единственный опекун
другого ребенка.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам
на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих
право на данные налоговые вычеты.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от
которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил
доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в
бюджет сумму НДФЛ.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Е.А.ОСТАНИНА
1 июля 2010 г.
N 20-15/3/068891 |