О ПРИМЕНЕНИИ П. 1 СТ. 54 НК РФ В ЦЕЛЯХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УТОЧНЕННЫХ
РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПРИ ПРИЗНАНИИ СДЕЛКИ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ С ВОЗВРАТОМ ВСЕГО ПОЛУЧЕННОГО ПО СДЕЛКЕ В СЛУЧАЕ,
ЕСЛИ ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ОАО БЫЛ ЗАВЫШЕН В РЕЗУЛЬТАТЕ
ВКЛЮЧЕНИЯ В ЕЕ СОСТАВ СУММ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ОПЕРАЦИИ, ПЕРЕДАЧА ПРАВА
СОБСТВЕННОСТИ ПО КОТОРОЙ НА ВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ НЕ ПРОИЗОШЛА
ПИСЬМО
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
17 августа 2011 г.
N АС-4-3/13421
(Д)
Федеральная налоговая служба в связи с обращением ОАО сообщает
следующее.
В запросе ОАО речь идет о порядке учета для целей исчисления
налога на прибыль и налога на добавленную стоимость случая, когда
совершенная ранее сделка, по которой продавцом были признаны
соответствующие доходы от реализации, была признана арбитражным судом
недействительной с возвратом всего полученного по сделке.
Пунктом 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что недействительная сделка не влечет юридических
последствий, за исключением тех, которые связаны с ее
недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, продавцом в периоде совершения сделки в целях
налогообложения был завышен показатель выручки от реализации в
результате включения в ее состав сумм, относящихся к операции,
передача права собственности по которой на возмездной основе не
произошла.
Абзацем 2 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекса) предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в
исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным)
периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой
базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены
указанные ошибки (искажения).
При этом абз. 3 установлено, что в случае невозможности
определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой
базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в
котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести
перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный)
период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым
налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные
ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Приведенные нормы регулируют вопросы внесения изменений в
налоговые декларации в случае обнаружения налогоплательщиками ошибок
(искажений), относящихся к прошедшим налоговым периодам, четко
устанавливая две возможные ситуации, которые определены соответственно
абз. 2 и 3 п. 1 указанной статьи:
- первая - когда возможно определить, к какому именно периоду
относятся обнаруженные ошибки (искажения);
- вторая - когда период совершения ошибки определить нельзя.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений
в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесено
дополнение в абз. 3 п. 1 ст. 54 Кодекса. Следовательно, новая норма
уточняет ситуацию, когда период совершения ошибки (искажения)
определить невозможно.
На это прямо указывает ее синтаксическое строение - место
расположения данного дополнения (второе предложение именно в абз. 3, а
не в абз. 2 и не в новом отдельном абзаце) в совокупности со словами
"также и в тех случаях" в тексте дополнения.
Учитывая изложенное, ФНС России считает, что и после вступления в
силу второго предложения абз. 3 п. 1 ст. 54 Кодекса перерасчет
налоговой базы и суммы налога в периоде выявления ошибки (искажения)
может быть произведен, только если невозможно определить период
совершения ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы.
Применительно к запросу в таком случае налогоплательщик должен
представить уточненные расчеты по налогу на прибыль за соответствующие
периоды 2008 г.
Заместитель руководителя
ФНС России
С.Н.АНДРЮЩЕНКО
17 августа 2011 г.
N АС-4-3/13421 |