1. ПОДЛЕЖИТ ЛИ ВЗЫСКАНИЮ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ШТРАФ ЗА
ПРОСРОЧКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ "НУЛЕВОЙ" НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
НА НЕДЕЛЮ? 2. ПРИВЛЕКАЕТСЯ ЛИ В УКАЗАННОМ СЛУЧАЕ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ,
ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТ. 15.5 КОАП РФ?
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 октября 2011 г.
N 03-02-08/108
(Д)
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики
рассмотрено обращение по вопросу о применении ст. 119 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и ст. 15.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - Кодекс об административных правонарушениях) и сообщается
следующее.
1. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 и главами о
конкретных налогах части второй Налогового кодекса налогоплательщики,
кроме обязанности уплачивать законно установленные налоги, обязаны
представлять в установленном порядке налоговые декларации по каждому
налогу в налоговые органы, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах.
Непредставление налогоплательщиком в установленный
законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в
налоговый орган по месту учета влечет применение ответственности,
установленной ст. 119 Налогового кодекса.
Согласно п. 7 Информационного письма Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 отсутствие у
налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы
налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности
представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если
иное не установлено законодательством о налогах и сборах. В силу п. 1
ст. 80 Налогового кодекса обязанность налогоплательщика представлять
налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не
наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом
виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу
плательщиков данного налога.
Установленный ст. 119 Налогового кодекса минимальный размер
штрафа (1000 руб.) подлежит взысканию за непредставление налоговой
декларации в налоговый орган в установленный законодательством о
налогах и сборах срок не только в случаях, когда сумма штрафа,
исчисленная в соответствии с указанной статьей исходя из суммы налога,
подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, не превышает
1000 руб., но и в случаях, когда указанная в налоговой декларации
сумма налога уплачена полностью или когда сумма налога к уплате по
такой налоговой декларации отсутствует ("нулевая" декларация).
2. Предусмотренные ст. 15.5 Кодекса об административных
правонарушениях административные наказания (предупреждение, штраф) за
нарушение установленного законодательством о налогах и сборах срока
представления налоговой декларации в налоговый орган применяются в
отношении должностных лиц, которые указаны в ст. 2.4 Кодекса об
административных правонарушениях, за исключением граждан,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица (примечание к ст. 15.3 Кодекса об административных
правонарушениях).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
7 октября 2011 г.
N 03-02-08/108 |