ИП ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ТОРГОВЛЮ ГАЗЕТАМИ И ЖУРНАЛАМИ.
ЗА 2008 - 2010 ГГ. ОБРАЗОВАЛАСЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ.
НАЛОГИ БЫЛИ УПЛАЧЕНЫ, НО БЫЛ НАЧИСЛЕН ШТРАФ В РАЗМЕРЕ
9000 РУБ. ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН СПИСАТЬ УКАЗАННУЮ
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ЕСЛИ ИП ЯВЛЯЕТСЯ ПЕНСИОНЕРОМ И
ИНВАЛИДОМ II ГРУППЫ И ПО СВОЕМУ МАТЕРИАЛЬНОМУ
ПОЛОЖЕНИЮ НЕ МОЖЕТ УПЛАТИТЬ УКАЗАННУЮ СУММУ?
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
10 ноября 2011 г.
N 03-11-11/279
(Д)
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах.
Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора
установлены ст. 44 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 72 Кодекса пеня применяется для обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение
обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от
исполнения обязанности по уплате налога. После истечения срока
взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом
обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента
отсутствуют основания для их начисления.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам,
признанных безнадежными к взысканию, установлен ст. 59 Кодекса.
Пунктом 1 указанной статьи в редакции Федерального закона от
27.07.2010 N 229-ФЗ определен перечень оснований признания
безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Так, например, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Кодекса одним
из оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам,
числящихся за отдельными налогоплательщиками, безнадежными к взысканию
является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган
утрачивает возможность взыскания указанных недоимки, задолженности по
пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их
взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в
восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании
недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований могут быть
установлены дополнительные основания признания безнадежными к
взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по
пеням и штрафам по этим налогам (п. 3 ст. 59 Кодекса).
Согласно п. 5 ст. 59 Кодекса Приказом ФНС России от 19.08.2010 N
ЯК-7-8/393@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по
пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию,
который вступил в силу с 19 октября 2010 г. Пунктом 4 Приложения N 2 к
названному Приказу ФНС России определен перечень документов,
подтверждающих наличие предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 59 Кодекса
основания списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам,
признанных безнадежными к взысканию.
Учитывая изложенное, при наличии основания, указанного в пп. 4 п.
1 ст. 59 Кодекса, и вышеназванных документов, подтверждающих
соответствующее основание, налоговый орган принимает решение о
признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к
взысканию и их списании.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН
10 ноября 2011 г.
N 03-11-11/279 |