ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru

Страницы: 1  2  3  


    

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СОЗДАНИЕ
           ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
                СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                              МЭР МОСКВЫ

                          13 августа 2001 г.
                               N 808-РМ

                                (ПРМ)


     В целях обеспечения приоритетных условий для ввода в эксплуатацию
автоматизированной   информационной   системы   управления   бюджетным
процессом и на основании  постановления  Правительства  Москвы  от  30
января 2001 года N 98-ПП "О реализации мер по переходу на казначейский
метод  исполнения  бюджета  города  Москвы  и   развитию   Московского
городского  казначейства  в  связи  с  введением в действие Бюджетного
кодекса Российской Федерации":
     1. Выделить  в  составе автоматизированной информационной системы
управления   бюджетным   процессом   (АИС   УБП)    первую    очередь,
предусматривающую  автоматизацию работы Департамента финансов г.Москвы
по составлению проекта и исполнению бюджета  города  Москвы  с  учетом
требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
     2. Утвердить:
     - Техническое   задание   на  создание  первой  очереди  АИС  УБП
Департамента финансов г.Москвы (приложение 1);
     - План   мероприятий   по   созданию   первой   очереди  АИС  УБП
Департамента  финансов  г.Москвы  на  2001-2003  гг.  (далее  -   План
мероприятий) согласно приложению 2.
     3. В целях обеспечения методологического руководства  и  контроля
за   соблюдением   единых  технологических  условий  различных  частей
общегородской АИС УБП:
     3.1. Создать  Комиссию  по  управлению  проектом создания АИС УБП
(приложение 3).
     3.2. Утвердить   Положение  о  Комиссии  по  управлению  проектом
создания АИС УБП (приложение 4).
     3.3. Утвердить  структуру  управления  проектом  создания  первой
очереди АИС УБП Департамента финансов г.Москвы (приложение 5).
     3.4. Департаменту  экономической  политики  и  развития  г.Москвы
обеспечить в обязательном порядке  проведение  экспертизы  технической
документации создания АИС УБП.
     3.5. Определить   в   качестве   организации   -   эксперта   ЗАО
"Информационные технологии управления - ВНИИТ".
     4. Департаменту  финансов  г.Москвы,  Департаменту  экономической
политики  и  развития  г.Москвы  обеспечить  финансирование  работ  по
созданию  первой  очереди  АИС  УБП  Департамента  финансов   г.Москвы
(приложение  2)  за  счет  бюджета города Москвы на 2001 и последующие
годы в пределах средств,  выделяемых по статье "Расходы по образованию
Московского городского казначейства".
     5. Государственному  заказчику   -   Департаменту   экономической
политики  и  развития  г.Москвы  совместно  с техническим заказчиком -
Департаментом   финансов   г.Москвы   и   головным   исполнителем    -
Государственным унитарным предприятием "Экономика":
     5.1. Обеспечить проведение  конкурсов  в  соответствии  с  Планом
мероприятий  (приложение 2) на право создания или поставки программных
и аппаратных средств первой очереди АИС УБП.
     5.2. Подводить  ежеквартально  итоги  и  докладывать  Мэру Москвы
результаты и ход проведения конкурсов по Плану мероприятий (приложение
2).
     6. В связи с изменением очередности работ  по  созданию  АИС  УБП
(п.1) внести следующие изменения:
     6.1. В распоряжение Премьера Правительства  Москвы  от  28  марта
2000   года   N  274-РП  "О  работах  по  созданию  автоматизированной
информационной системы управления бюджетным процессом":
     6.1.1. В  пункте  2.2  вместо слов "...АИС УБП..." включить слова
"...первой очереди АИС УБП Департамента финансов г.Москвы...".
     6.1.2. В  пункте  5  вместо  слов  "...предусмотренных  настоящим
распоряжением..." включить слова "...по созданию  первой  очереди  АИС
УБП Департамента финансов г.Москвы...".
     6.2. В распоряжение Премьера Правительства Москвы от  4  сентября
2000 года N 885-РП "О продолжении работ по созданию автоматизированной
информационной системы управления бюджетным процессом":
     6.2.1. Пункты  1.2,  1.3,  1.4,  3.1,  3.2,  3.3,  3.4,  а  также
приложения 2, 3 и 4 признать утратившими силу.
     6.2.2. Пункт 3 изложить в новой редакции:
     "3. Государственному унитарному предприятию "Экономика"  в  целях
минимизации расходов бюджета на приобретение программного обеспечения,
оборудования и выполнение работ по созданию  первой  очереди  АИС  УБП
Департамента  финансов  г.Москвы привлекать поставщиков и исполнителей
путем обязательного их конкурсного  отбора  с  проведением  тщательной
экспертизы  заявляемых  цен  в соответствии с порядком,  установленным
Законом города  Москвы  от  10  марта  2000  года  N  4  "О  городских
государственных заказах", в том числе;
     - организовать конкурсы  по  закупке  или  созданию  программного
обеспечения  и  оборудования  для  первой очереди АИС УБП Департамента
финансов г.Москвы и  создания  главного  и  резервного  вычислительных
центров Департамента финансов г.Москвы;
     - осуществить  установку  оборудования,  инсталляцию   системного
программного  обеспечения  и проверку его работоспособности в реальных
условиях;
     - обеспечить  заключение  договоров  на  закупку  оборудования  и
программного обеспечения в рамках реализации первой  очереди  АИС  УБП
Департамента финансов г.Москвы".
     6.2.3. В пункте 4 вместо слов "...  АИС УБП,  указанных  в  Плане
мероприятий  (приложение  2)..." включить слова "...первой очереди АИС
УБП Департамента финансов г.Москвы...".
     7. Контроль  за  выполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Премьера Правительства Москвы по  экономической  политике,
руководителя Департамента экономической политики и развития г.  Москвы
Росляка Ю.В.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
13 августа 2001 г.
N 808-РМ


                                                          Приложение 1

                                            к распоряжению Мэра Москвы
                                               от 13 августа 2001 года
                                                              N 808-РМ

                         ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
        на создание Автоматизированной информационной системы
               управления бюджетным процессом (АИС УБП)

                            Первая очередь

                   (Департамент финансов г. Москвы)


                              Содержание
-----------------------------------------------------------------------
| 1.     | Общие сведения                                             |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 1.1    | Наименование системы                                       |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 1.2    | Шифр работ                                                 |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 1.3    | Заказчики и Исполнитель                                    |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 1.4    | Основания разработки                                       |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 1.5    | Сроки выполнения работ                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 1.6    | Сведения об источниках и порядке финансирования работ      |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 1.7    | Порядок оформления результатов работ                       |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 2.     | Назначение и цели создания                                 |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 2.1    | Назначение системы                                         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 2.2    | Цели создания системы                                      |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 2.2.1  | Цели создания системы                                      |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 2.2.2  | Требуемые значения технических, технологических,           |
|        | производственно-экономических или других показателей       |
|        | объекта автоматизации                                      |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 2.2.3  | Критерии оценки достижения целей создания системы          |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 3.     | Характеристика объекта автоматизации                       |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 3.1    | Краткие сведения об объекте автоматизации                  |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 3.2    | Сведения об условиях эксплуатации объекта                  |
|        | автоматизации и характеристиках окружающей среды           |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.     | Требования к первой очереди АИС УБП в целом                |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.1    | Требования к структуре и функционированию                  |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.1.1  | Структура и составные части первой очереди АИС УБП         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.1.2  | Требования к характеристикам взаимосвязей первой           |
|        | очереди АИС УБП со смежными системами                      |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.1.3  | Требования к режимам функционирования                      |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.2    | Требования к численности персонала                         |
|        | (пользователей) системы                                    |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.2.1  | Требования к численности персонала                         |
|        | (пользователей) системы                                    |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.2.2  | Требования к порядку подготовки персонала                  |
|        | (пользователей) и контроля знаний и навыков                |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.2.3  | Требуемый режим работы персонала                           |
|        | (пользователей) системы                                    |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.3    | Требования к показателям назначения                        |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.3.1  | Общие требования                                           |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.3.2  | Степень приспособляемости системы к изменению              |
|        | процессов и методов управления                             |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.3.3  | Степень приспособляемости системы к отклонениям            |
|        | параметров объекта автоматизации                           |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.3.4  | Допустимые пределы модернизации и развития системы         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.3.5  | Вероятностно-временные характеристики,                     |
|        | при которых сохраняется целевое назначение системы         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.4    | Требования по стандартизации и унификации                  |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.4.1  | Требования к использованию типовых рабочих мест,           |
|        | компонентов и комплексов                                   |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.4.2  | Требования к использованию типовых классификаторов         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.4.3  | Требования к использованию унифицированных форм            |
|        | предоставления отчетных документов                         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.5    | Требования к надежности                                    |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.5.1  | Состав и количественные значения показателей               |
|        | надежности для системы в целом                             |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.5.2  | Перечень аварийных ситуаций, по которым должны             |
|        | быть регламентированы требования к надежности              |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.5.3  | Требования к надежности технических средств                |
|        | и программного обеспечения                                 |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.5.4  | Требования к методам оценки и контроля                     |
|        | показателей надежности на разных стадиях                   |
|        | создания системы                                           |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.5.5  | Требования к методам обеспечения надежности                |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.6    | Требования по эргономике и технической эстетике            |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.7    | Требования к транспортабельности                           |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8    | Требования к условиям эксплуатации,                        |
|        | техническому обслуживанию, ремонту и хранению              |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.1  | Условия и регламент (режим) эксплуатации,                  |
|        | которые должны обеспечивать использование                  |
|        | технических средств (ТС) системы с заданными               |
|        | техническими показателями, в том числе виды                |
|        | и периодичность обслуживания ТС системы                    |
|        | или допустимость работы без обслуживания                   |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.2  | Предварительные требования к допустимым площадям           |
|        | для размещения персонала и ТС системы,                     |
|        | к параметрам сетей энергоснабжения и т. п.                 |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.3  | Требования к составу, размещению и условиям                |
|        | хранения комплекта запасных изделий и приборов             |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.4  | Требования к регламенту обслуживания                       |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.5  | Требования по количеству, квалификации                     |
|        | обслуживающего персонала и режимам его работы              |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.6  | Требования по обеспечению условий окружающей               |
|        | среды помещений ГВЦ и РВЦ                                  |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.7  | Требования к системе пожаротушения помещений               |
|        | ГВЦ и РВЦ первой очереди АИС УБП                           |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.8  | Требования к системе санкционированного                    |
|        | доступа помещений ГВЦ и РВЦ первой очереди АИС УБП         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.9  | Требования к системе охранного видеонаблюдения             |
|        | ГВЦ и РВЦ первой очереди АИС УБП                           |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.10 | Требования к системе охранной сигнализации                 |
|        | ГВЦ и РВЦ первой очереди АИС УБП                           |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.11 | Требования к системе внутренней служебной                  |
|        | телефонной связи первой очереди АИС УБП                    |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.8.12 | Требуемый режим работы обслуживающего                      |
|        | персонала системы                                          |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.9    | Требования по патентной чистоте                            |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.10   | Дополнительные требования                                  |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.10.1 | Требования к оснащению системы устройствами                |
|        | для обучения персонала (тренажерами, другими               |
|        | устройствами аналогичного назначения) и                    |
|        | документацией на них                                       |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.10.2 | Требования к сервисной аппаратуре, стендам                 |
|        | для проверки элементов системы                             |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.10.3 | Требования к системе, связанные с особыми                  |
|        | условиями эксплуатации                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 4.10.4 | Специальные требования                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.     | Требования к функциям первой очереди АИС УБП               |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.1    | Общие требования к функциям первой очереди АИС УБП         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.2    | Формирование бюджета                                       |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.2.1  | Формирование прогнозов доходной части бюджета              |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.2.2  | Формирование прогнозов расходной части бюджета             |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.2.3  | Формирование проекта бюджета                               |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.2.4  | Формирование росписи бюджета                               |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.2.5  | Изменение росписи бюджета                                  |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.3    | Исполнение доходной части бюджета                          |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.3.1  | Исполнение доходной части бюджета                          |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.3.2  | Учет неклассифицированных поступлений на                   |
|        | счета по учету доходов бюджета                             |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.4    | Исполнение расходной части бюджета                         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.5    | Исполнение целевых бюджетных фондов                        |
|        | и других целевых средств                                   |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.6    | Управление финансовыми ресурсами                           |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.7    | Учет бюджетных обязательств                                |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.8    | Контроль исполнения бюджета                                |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.9    | Управление бухгалтерским учетом бюджетного процесса        |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.10   | Требования к качеству реализации функций                   |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 5.11   | Перечень и критерии отказов для каждой функции,            |
|        | по которой задаются требования по надежности               |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.     | Требования к видам обеспечения                             |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.1    | Требования к информационному обеспечению                   |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.1.1  | Требования к составу, структуре и способам                 |
|        | организации данных первой очереди АИС УБП                  |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.1.2  | Требования к информационному обмену                        |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.1.3  | Требования по использованию классификаторов                |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.1.4  | Требования по применению систем управления                 |
|        | базами данных первой очереди АИС УБП                       |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.1.5  | Требования к защите данных от разрушений                   |
|        | при авариях первой очереди АИС УБП                         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.1.6  | Требования к процедуре придания юридической                |
|        | силы документам, продуцируемым техническими                |
|        | средствами первой очереди АИС УБП                          |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.2    | Требования к программному обеспечению                      |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.2.1  | Прикладное программное обеспечение                         |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.2.2  | Системное программное обеспечение                          |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.3    | Требования к техническому обеспечению                      |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.3.1  | Серверное оборудование первой очереди АИС УБП              |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.3.2  | Рабочие станции первой очереди АИС УБП                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.3.3  | Активное и пассивное сетевое оборудование                  |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.3.4  | Телекоммуникационная подсистема                            |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.3.5  | Система резервного копирования                             |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.3.6  | Система мониторинга и управления                           |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.3.7  | Выделенная электрическая сеть первой                       |
|        | очереди АИС УБП                                            |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.4    | Требования к системе информационной                        |
|        | безопасности первой очереди АИС УБП                        |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.4.1  | Организационное обеспечение системы                        |
|        | безопасности первой очереди АИС УБП                        |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.4.2  | Комплекс технических (аппаратно-программных)               |
|        | средств защиты первой очереди АИС УБП                      |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.5    | Требования к организационному обеспечению                  |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.5.1  | Организационное обеспечение процесса создания              |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.5.2  | Организационное обеспечение процесса                       |
|        | эксплуатации первой очереди АИС УБП                        |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.5.3  | Требования к структуре и функциям подразделений,           |
|        | участвующих в функционировании системы или                 |
|        | обеспечивающих эксплуатацию                                |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.5.4  | Требования к организации функционирования системы и        |
|        | порядку взаимодействия персонала АИС УБП и персонала       |
|        | объекта автоматизации                                      |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.5.5  | Требования к защите от ошибочных действий                  |
|        | персона системы                                            |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.6    | Требования  к комплексной безопасности                     |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.7    | Требования к лингвистическому обеспечению                  |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.7.1  | Требования к применению языков высокого уровня             |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.7.2  | Требования к применению языков подготовке отчетов          |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.7.3  | Требования к способам организации диалога                  |
|        | с пользователем                                            |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.7.4  | Требования к языкам ввода-вывода данных                    |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.7.5  | Требования  к языкам взаимодействия пользователя и         |
|        | технических средств                                        |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.7.6  | Требования  к  средствам  описания  предметной             |
|        | области (объекта автоматизации)                            |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.7.7  | Требования к языкам манипулирования данных                 |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.7.8  | Требования к кодированию и декодированию данных            |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.8    | Требования метрологическому обеспечению                    |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 6.9    | Требования методическому обеспечению                       |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 7.     | Состав и содержание работ по созданию                      |
|        | первой очереди АИС УБП                                     |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 7.1    | Перечень организаций - исполнителей работ,                 |
|        | ссылки на документы, подтверждающие согласие               |
|        | этих организаций на участие в создании системы,            |
|        | или запись, определяющую ответственного                    |
|        | (заказчик или разработчик)                                 |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 7.2    | Перечень документов, предъявляемых по                      |
|        | окончании соответствующих стадий и                         |
|        | этапов работ                                               |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 7.3    | Вид и порядок проведения экспертизы технической            |
|        | документации (стадия, этап, объем проверяемой              |
|        | документации, организация-эксперт)                         |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 7.4    | Программу работ, направленных на обеспечение               |
|        | требуемого уровня надежности разрабатываемой системы       |
|        | (при необходимости)                                        |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 7.5    | Перечень работ по метрологическому обеспечению             |
|        | на всех стадиях создания системы с указанием их            |
|        | сроков выполнения и организаций-исполнителей               |
|        | (при необходимости)                                        |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 8.     | Порядок контроля и приемки системы первой                  |
|        | очереди АИС УБП                                            |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 8.1    | Сроки и место проведения приемки                           |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 8.2    | Порядок согласования и утверждения приемочной              |
|        | документации                                               |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 8.3    | Статус приемочной комиссии                                 |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 9.     | Требования к составу и содержанию работ по                 |
|        | подготовке объектов автоматизации к вводу первой           |
|        | очереди АИС УБП в действие                                 |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 10.    | Требования к документированию                              |
|--------|------------------------------------------------------------|
| 11.    | Источники разработки                                       |
-----------------------------------------------------------------------

                          1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

                       1.1 Наименование системы

     Автоматизированная информационная  система  управления  бюджетным
процессом - АИС УБП, первая очередь - Департамент финансов г. Москвы.

                            1.2 Шифр работ

     Шифр работ - АИС УБП.

                     1.3 Заказчики и Исполнитель

     "Государственный заказчик" - Департамент экономической политики и
развития  г.  Москвы:  103032  Москва,  ул.  Тверская,  13.   Телефон:
209-36-05.
     "Технический заказчик" - Департамент финансов г.  Москвы: 125047,
Москва, Миусская пл., 2/2
     "Головной исполнитель" -  Государственное  унитарное  предприятие
города  Москвы "Экономика":  103032,  Москва,  Леонтьевский пер.,  24.
Телефон: 200-54-05.

                       1.4 Основания разработки

     1) Постановление Правительства Москвы N1122 от 7 декабря 1999  г.
"О  Концепции  управления  бюджетными  ресурсами  города Москвы и ходе
выполнения первоочередных мероприятий по реализации требований  Закона
Российской   Федерации  "О  введении  в  действие  Бюджетного  Кодекса
Российской Федерации" в г. Москве".
     2) Распоряжение Премьера Правительства Москвы N274-РП от 28 марта
2000 г.  "О  работах  по  созданию  автоматизированной  информационной
системы управления бюджетным процессом".
     3) Автоматизированная информационная система управления бюджетным
процессом.  Концепция. Утверждена Распоряжением Премьера Правительства
Москвы N885-РП от 4 сентября 2000г.  "О продолжении работ по  созданию
автоматизированной   информационной   системы   управления   бюджетным
процессом".

                      1.5 Сроки выполнения работ

     Разработка и ввод первой очереди АИС УБП в действие реализуется в
сроки:
     * Начало работ - Август 2001 года;
     * Окончание работ - Декабрь 2003 года.

      1.6 Сведения об источниках и порядке финансирования работ

     Источник финансирования - бюджет города Москвы.
     Порядок финансирования  -  определяется  нормативными   правовыми
актами  г.  Москвы  о  финансировании расходов бюджета города Москвы и
договорами на выполнение работ.

               1.7 Порядок оформления результатов работ

     Порядок оформления и предъявления Государственному и Техническому
Заказчикам    результатов    работ    по   созданию   системы   должен
соответствовать  требованиям  Комплекса   стандартов   и   руководящих
документов на автоматизированные системы:
     * ГОСТ 34.201-89,
     * ГОСТ 34.602-89,
     * РД 50-682-89,
     * РД 50-680-88,
     * ГОСТ 34.601-90,
     * РД 50-34.698-90,
     * ГОСТ 34.003-90,
     * Р 50-34.119-90,
     * Р 50739-95.

                    2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ

                        2.1 Назначение системы

     Назначением первой   очереди   АИС   УБП   является   комплексная
автоматизация Департамента финансов г.  Москвы по управлению бюджетным
процессом   на   основе   единого   правового,   методологического   и
информационного пространства.

                      2.2 Цели создания системы

     2.2.1 Цели создания системы

     Целью создания  первой  очереди  АИС  УБП  является   обеспечение
процесса  исполнения  бюджета  по  казначейскому  принципу и повышение
эффективности    управления    бюджетным     процессом     за     счет
автоматизированного решения следующих задач:
     * Поддержка централизованного  управления  финансовыми  ресурсами
города  с  возможностью  избирательного  анализа  движения  финансовых
средств на любых уровнях детализации:
     - по  целевой направленности в соответствии со статьями бюджетной
классификации (доходы и расходы),
     - по  временным  интервалам  (день,  месяц,  квартал,  полугодие,
девять месяцев, год),
     - по территориям (город, административные округа, районы),
     - по целевой  направленности  -  традиционный  бюджет  и  целевые
бюджетные фонды, текущие и капитальные расходы,
     - по   ведомственной   принадлежности   главных   распорядителей,
распорядителей и получателей бюджетных средств.

     * Формирование  оперативной  информации  о  состоянии  бюджета  с
соблюдением требований:
     - высокого   уровня  обобщения  данных  с  возможностью  быстрого
перехода на требуемые уровни детализации;
     - высокой достоверности предоставляемой информации;
     - использования  для  поддержки  принятия   решений   современных
математических методов анализа и прогнозирования;
     - наглядного и динамичного представления данных.

     * Повышение достоверности бюджетных показателей и прогнозов.
     * Обеспечение  предварительного  контроля  целевого  расходования
бюджетных средств и соответствия расходов бюджетным назначениям.
     * Повышение оперативности обработки информации о доходах бюджета,
классификации и учета поступающих доходов в режиме реального времени.
     * Обеспечение  оперативного  формирования  бюджетной  росписи  по
доходам и  расходам  и  предоставления  актуальной  информации  об  ее
изменениях  в  разрезах  ведомственной классификации и кодов бюджетной
классификации.
     * Обеспечение  оперативного формирования документов установленных
форм отчетности и других документов.

     2.2.2 Требуемые    значения     технических,     технологических,
производственно-экономических    или    других   показателей   объекта
автоматизации
     В результате   внедрения  первой  очереди  АИС  УБП  (Департамент
финансов  г.  Москвы)  должны  быть  достигнуты   следующие   значения
показателей объекта автоматизации:
     2.2.2.1 В части технических показателей:
     * создан    единый   централизованный   информационно-технический
комплекс Департамента  финансов  г.  Москвы  и  финансово-казначейских
управлений административных округов (ФКУ АО);
     * проведено   создание   и   развитие   информационно-технической
инфраструктуры Департамента финансов г. Москвы и ФКУ АО;
     2.2.2.2 В части технологических показателей:
     * создано  единое  централизованное  технологическое пространство
обработки   финансово-экономической   информации,   используемой   при
составлении и исполнении бюджета города Москвы;
     * создана и введена в промышленную эксплуатацию  централизованная
система расчетов по платежам бюджета города Москвы;
     * реализована схема проведение расчетов  через  Центральный  банк
Российской Федерации;
     2.2.2.3 В части производственно-экономических показателей:
     * осуществлена  автоматизация  процесса  учета  расходов  бюджета
города Москвы на лицевых счетах получателей бюджетных средств;
     * повышение   эффективности   управления   финансовыми  ресурсами
бюджета города Москвы;
     * сокращение  времени  расчетов  с  поставщиками и подрядчиками -
исполнителями городского заказа;
     * повышение точности прогнозирования и исполнения бюджета;
     * охват участников  бюджетного  процесса  и  их  непосредственное
участие в планировании и исполнении бюджета города.

     2.2.3 Критерии оценки достижения целей создания системы

     2.2.3.1 В части технических показателей:

     * ввод    в    промышленную   эксплуатацию   корпоративной   сети
Департамента финансов г. Москвы;
     * завершение    оснащения   вновь   создаваемых   и   дооснащение
существующих помещений Департамента финансов г. Москвы и ФКУ АО;
     * ввод в промышленную эксплуатацию локальных вычислительных сетей
Департамента финансов г. Москвы и ФКУ АО;
     * ввод  в промышленную эксплуатацию комплекса технических средств
первой очереди АИС УБП (Департамент финансов г. Москвы);
     * ввод    в    промышленную   эксплуатацию   телекоммуникационной
подсистемы первой очереди АИС УБП (Департамент финансов г. Москвы);
     * ввод  в  промышленную  эксплуатацию  функциональных  подсистем,
общесистемного и прикладного программного обеспечения  первой  очереди
АИС УБП (Департамент финансов г. Москвы).
     2.2.3.2 В части технологических показателей:
     * снижение   трудоемкости   операций   составления  и  исполнения
бюджета, снижение доли ручного труда;
     * снижение  времени  обработки платежных документов на зачисление
доходов бюджета г. Москвы;
     * ввод в промышленную эксплуатацию "электронного казначейства";

     2.2.3.3 В части производственно-экономических показателей:

     * степень  охвата  участников бюджетного процесса и реализация их
непосредственного участия в планировании и исполнении бюджета города;
     * увеличение   точности  прогнозирования  и  исполнения  бюджета,
применение автоматизированных методов анализа и прогнозирования.

               3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ

            3.1 Краткие сведения об объекте автоматизации

     Объектом автоматизации   первой   очереди   АИС   УБП    является
Департамент   финансов   г.   Москвы,   включая  Московское  городское
Казначейство и территориальные финансово-казначейские управления (ФКУ)
административных  округов  города  Москвы,  в  части  деятельности  по
составлению и рассмотрению проекта бюджета,  утверждению и  исполнению
бюджета, а также по контролю его исполнения.
     Необходимые сведения о  структуре  объекта  автоматизации  первой
очереди  и  об  основных  процессах бюджетной деятельности приведены в
документах  "Автоматизированная  информационная   система   управления
бюджетным процессом.  Отчет о системно-аналитическом обследовании" [2]
и  "Автоматизированная  информационная  система  управления  бюджетным
процессом. Концепция" [4].
     Сведения о   текущем   состоянии   автоматизации    подразделений
Департамента  финансов,  Московского  городского  Казначейства  и  ФКУ
приведены  в  документе  "Автоматизированная  информационная   система
управления   бюджетным   процессом.   Отчет   об   углубленном  аудите
используемой программно-технической платформы" [3].

     3.2 Сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации
                  и характеристиках окружающей среды

     3.2.1 Условия эксплуатации объекта автоматизации

     Условия эксплуатации   объекта   автоматизации   определяются   в
соответствии   с   Гигиеническими   требованиями   к   видеодисплейным
терминалам,    персональным    электронно-вычислительным   машинам   и
организации работы (Санитарные правила и  нормы.  СанПин  2.2.2.542-96
(Утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.96 г. N 14).

     3.2.2 Характеристики окружающей среды

     Характеристики окружающей  среды  определяются  в  соответствии с
Гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным
электронно-вычислительным  машинам  и  организации  работы (Санитарные
правила   и   нормы.   СанПин   2.2.2.542-96   (Утв.    Постановлением
Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.96 г. N 14).

          4. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ АИС УБП В ЦЕЛОМ

            4.1 Требования к структуре и функционированию
                        первой очереди АИС УБП

     4.1.1 Структура и составные части первой очереди АИС УБП

     4.1.1.1 В  составе первой очереди АИС УБП должны быть реализованы
следующие функциональные подсистемы:
     * Формирование бюджета,
     * Исполнение доходной части бюджета,
     * Исполнение расходной части бюджета,
     * Исполнение целевых бюджетных фондов и других целевых средств,
     * Управление финансовыми ресурсами,
     * Учет бюджетных обязательств и контроль их исполнения,
     * Управление бухгалтерским учетом бюджетного процесса,
     * Контроль исполнения бюджета.

     Каждая функциональная  подсистема  в  соответствии  с  характером
решаемых задач может включать следующие модули:
     * Аналитические   модули,   реализующие  функции  планирования  и
анализа. Модули должны базироваться на покупном прикладном программном
обеспечении,   поддерживающем   технологии   планирования   и  анализа
(OLAP-технологии).
     * Учетные  модули,  реализующие функции учета и контроля.  Модули
должны базироваться на покупном  прикладном  программном  обеспечении,
поддерживающем     технологии     обработки     учетной     информации
(OLTP-технологии).
     * Модули     управления    документами,    реализующие    функции
документооборота и делопроизводства.  Модули  должны  базироваться  на
покупном прикладном программном обеспечении, поддерживающем технологии
управления документами.
     Для решения  отдельных  задач может использоваться и другое общее
программное обеспечение или  разрабатываться  специальное  программное
обеспечение.
     Общие требования  к  функциям  приведены  в  п.5.  Требования   к
функциям и задачам должны быть уточнены в частных технических заданиях
на функциональные подсистемы.
     4.1.1.2 Общее  программное  обеспечение  первой  очереди  АИС УБП
должно включать:
     * Прикладное программное обеспечение (ППО), в том числе:
     - ППО, поддерживающее OLAP-технологию,
     - ППО, поддерживающее OLTP-технологию,
     - ППО, поддерживающее технологию управления документами,
     * Системное программное обеспечение, в том числе:
     - Операционные системы,
     - Систему управления базами данных.
     4.1.1.3 Комплекс технических средств (КТС) первой очереди АИС УБП
должен включать:
     * Локальные вычислительные сети (ЛВС), в том числе:
     - Серверное оборудование,
     - Рабочие станции,
     - Активное и пассивное сетевое оборудование,
     * Телекоммуникационную подсистему,
     * Систему резервного копирования,
     * Систему мониторинга и управления  сетевыми,  вычислительными  и
информационными ресурсами первой очереди АИС УБП,
     * Выделенную электрическую сеть.
     4.1.1.4 Система  информационной  безопасности  первой очереди АИС
УБП должна включать:
     * Организационное      обеспечение     системы     информационной
безопасности,
     * Комплекс технических (аппаратно-программных) средств защиты.

     4.1.1.5 Расчетно-информационная подсистема первой очереди АИС УБП
должна обеспечивать связь с  расчетной  системой  МЦИ  ЦБ  РФ.  Состав
подсистемы,    требования   к   подсистеме,   ее   составным   частям,
последовательности  и  срокам  разработки  и  внедрения   определяются
частным  техническим  заданием  на  подсистему  на стадии технического
проекта.

     4.1.2 Требования к характеристикам  взаимосвязей  первой  очереди
АИС УБП со смежными системами

     В качестве смежных  систем  для  первой  очереди  АИС  УБП  могут
выступать:
     * информационные системы других участников бюджетного процесса, в
том  числе  последующие  очереди  создания  АИС УБП,  решающие вопросы
автоматизации деятельности  других  органов  Правительства  Москвы  по
управлению бюджетным процессом.
     * информационные системы иных заинтересованных организаций.
     Во всех  случаях  информационное   взаимодействие   со   смежными
системами должно  осуществляться  путем  обмена  документами  и  / или
сообщениями на магнитных и бумажных носителях или по каналам связи,  в
соответствии  с регламентами,  определенными договорами и соглашениями
Департамента финансов и организациями - владельцами смежных систем.

     4.1.3 Требования к режимам функционирования

     Должно быть обеспечено функционирование первой очереди АИС УБП  в
следующих режимах:
     * Штатный режим (непрерывная круглосуточная работа);
     * Сервисный режим (для проведения обслуживания,  реконфигурации и
пополнения новыми компонентами);
     * Автономный режим (для ФКУ - в случае отсутствия связи с Главным
или Резервным вычислительным центром Департамента финансов).

                4.2 Требования к численности персонала
                       (пользователей) системы

     4.2.1 Требования к численности персонала (пользователей) системы

     Численность персонала АИС  УБП  должна  определяться,  исходя  из
основных параметров бюджетного процесса Москвы (см. Табл. 4-1).

                                                            Табл. 4-1.

                    Параметры бюджетного процесса

--------------------------------------------------------------------
|              Параметр                    | Значение              |
|------------------------------------------|-----------------------|
| Количество обслуживаемых юридических лиц | Более 6 000           |
|------------------------------------------|-----------------------|
| Количество договоров, подлежащих учету   | Около 250 000         |
|------------------------------------------|-----------------------|
| Документооборот по одному юридическому   | 1500-3000 документов  |
| лицу в год (платежные поручения,         | (в среднем)           |
| договоры и пр.)                          |                       |
|------------------------------------------|-----------------------|
| Требуемая периодичность получения        | Ежедневно             |
| отчетов по состоянию бюджета             |                       |
|------------------------------------------|-----------------------|
| Количество лицевых счетов на одного      | 25-35                 |
| оперативного работника                   |                       |
|------------------------------------------|-----------------------|
| Количество документов на одного          |  2000-3000            |
| оперативного работника в месяц           |                       |
--------------------------------------------------------------------

     Численность пользователей   системы   определяется    параметрами
объекта  автоматизации  в  пределах  степени приспособляемости системы
(п.4.3.3).

     4.2.2 Требования к порядку подготовки персонала (пользователей) и
контроля знаний и навыков

     Персонал (пользователи)  должен  проходить  обязательную  общую и
специальную  подготовку   для   работы   с   системой   и   средствами
вычислительной техники.
     Общая подготовка должна включать в себя получение навыков  работы
с   общераспространенным   программным  обеспечением  ((офисное  ПО  и
оболочки персональных  компьютеров)  в  объеме  навыков  пользователей
первой очереди АИС УБП (Департамент финансов г. Москвы).
     Специальная подготовка должна включать в себя  получение  навыков
работы с данной системой в объеме навыков пользователей первой очереди
АИС УБП (Департамент финансов г. Москвы).
     Персонал (пользователи)   системы   должны   пройти  обучение  по
специальной  и  общей  подготовке  персонала  системы  с  обязательным
контролем знаний и навыков.
     Для проведения контроля знаний и навыков  по  работе  с  системой
должны     быть    разработаны    соответствующие    методические    и
регламентирующие документы.
     Состав и   перечень   необходимых  навыков  общей  и  специальной
подготовки,  а также порядок контроля знаний разрабатываются на  этапе
технического  проекта  и  согласовываются  протоколами с Техническим и
Государственным заказчиками.

     4.2.3 Требуемый режим работы персонала (пользователей) системы

     Персонал (пользователи) системы выполняют свои функции  в  рамках
работы  в  первой  очереди  АИС  УБП (Департамент финансов г.Москвы) в
режиме  полуторасменной  работы  в   соответствии   с   Гигиеническими
требованиями     к     видеодисплейным     терминалам,    персональным
электронно-вычислительным машинам  и  организации  работы  (Санитарные
правила    и   нормы.   СанПин   2.2.2.542-96   (Утв.   Постановлением
Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.96 г. N 14).

               4.3. Требования к показателям назначения

     4.3.1 Общие требования

     * Система должна поддерживать работу  пользователей,  находящихся
на территориально разобщенных объектах.
     * Система должна формировать единое информационное  пространство,
в  котором  взаимодействие процессов и пользователей обеспечивается за
счет общих информационных объектов.
     * Должна  обеспечиваться  возможность  перенастройки  системы при
изменении нормативно-правовой базы  без  изменения  программного  кода
системы.
     * Должна   обеспечиваться   возможность   увеличения   количества
одновременно работающих пользователей.
     * Должна  обеспечиваться  возможность   тиражирования   проектных
решений системы на всех потенциальных объектах внедрения.
     * Должно    быть    обеспечено    поэтапное    наращивание    как
производительности, так и функционального состава системы.
     * Должна быть обеспечена возможность  интеграции  первой  очереди
АИС  УБП  (Департамент  финансов г.  Москвы) с другими информационными
системами и программными продуктами.  Должен быть  реализован  принцип
открытой  архитектуры  построения системы,  обеспечивающий возможность
встраивания и  взаимодействия  с  любыми  другими  системами.  Система
должна иметь открытые интерфейсы для развития и интеграции.

     4.3.2 Степень  приспособляемости  системы к изменению процессов и
методов управления

     Системы должна  обеспечивать   настройку   и   адаптироваться   к
изменению    параметров    и   методов   управления   без   проведения
перепрограммирования  на  уровне   общего   программного   обеспечения
(системного и прикладного программного обеспечения);
     Адаптация системы   должна   осуществляться   путем    проведения
структурной и параметрической настройки соответствующих функциональных
подсистем;
     Процесс настройки  и  адаптации  должен  проводиться экспертами в
предметной области  (бюджетный  процесс)  и  прикладных  программистов
службы  эксплуатации первой очереди АИС УБП с помощью соответствующего
программного  обеспечения  автоматизирующего   процесс   настройки   и
адаптации,  а также документирующего полученные результаты.  Вид и тип
данного программного  обеспечения  уточняется  в  процессе  разработки
Технического    проекта   на   модули   функциональных   подсистем   и
согласовывается Протоколом на стадии технического проекта;

     4.3.3 Степень приспособляемости системы к отклонениям  параметров
объекта автоматизации

     Система должна обеспечивать:
     4.3.3.1 масштабируемость по:
     * количеству пользователей в пределах от 10 до 3 000;
     * количеству обрабатываемой информации:
     - пиковая нагрузка - до 10000 платежных документов в час;
     - суммарный объем платежных документов - до 20000000 документов в
год;
     - период накопления архивных данных - до 20 лет;
     - период накопления и оперативной обработки данных - до 5 лет;
     4.3.3.2 настройку  и  изменение  конфигурации  автоматизированных
рабочих мест пользователей;
     4.3.3.3 независимость от изменений  в  организационной  структуре
подразделений Департамента финансов г. Москвы при сохранении состава и
содержания выполняемых функций;
     4.3.3.4 возможность   передислокации   пользователей  в  пределах
корпоративной сети Департамента финансов г. Москвы;

     4.3.4 Допустимые пределы модернизации и развития системы

     Система должна обеспечивать возможность модернизации  и  развития
для   повышения  степени  приспособляемости  при  увеличении  пределов
изменений параметров объекта автоматизации свыше  указанных  ранее,  а
также  при  необходимости  изменения  состава требований к выполняемым
функциям и видам обеспечения.
     Модернизация и  развитие  системы должны проводиться экспертами в
предметной области  (бюджетный  процесс)  и  прикладных  программистов
службы    эксплуатации   с   помощью   соответствующего   программного
обеспечения автоматизирующего процесс модернизации и развития, а также
документирующего полученные результаты. Вид и тип данного программного
обеспечения уточняется  в  процессе  разработки  Технического  проекта
функциональных   подсистем  и  согласовывается  Протоколом  на  стадии
технического проекта;
     Модернизация и развитие системы должно осуществляться в пределах,
обеспечивающих экономическое обоснование производимых затрат и  сроков
их  окупаемости  с  учетом  выполненного  задела  и периода морального
старения системы.
     Минимально допустимый  срок  эксплуатации системы при этом должен
быть не менее 20 лет.

     4.3.5 Вероятностно-временные    характеристики,    при    которых
сохраняется целевое назначение системы

     Минимальный срок эксплуатации:
     * системы в целом - не менее 20 лет;
     * модулей функциональных подсистем - не менее 5 лет;
     * комплекса технических средств - не менее 20 лет (при проведении
соответствующей технической модернизации и развития);
     * телекоммуникационной  подсистемы  -  не  менее  20   лет   (при
проведении соответствующей технической модернизации и развития);
     Требования к жизненному циклу  системы  на  стадиях  промышленной
эксплуатации   и   утилизации   уточняются   в   процессе   разработки
Технического   проекта   на   модули   функциональных   подсистем,   и
согласовывается Протоколом на стадии технического проекта.

            4.4 Требования по стандартизации и унификации

     4.4.1 Требования    к   использованию   типовых   рабочих   мест,
компонентов и комплексов.

     Комплексы ППО должны быть построены с использованием  стандартных
и  унифицированных  методов реализации функций информационной системы,
входящих  в  состав   используемой   системы   проектирования   (среда
разработки комплекса ППО).
     Реализация каждого  из  комплексов  ППО  должна  производится   с
использованием  единой  для  данного комплекса системы проектирования.
Используемое решение ППО должно обеспечивать унификацию функциональных
задач, операций и интерфейсов.
     Автоматизированные рабочие места должны быть построены на  основе
типовых   решений   построения   клиентских   рабочих   мест   системы
проектирования.
     Для территориальных  ФКУ  административных  округов  должно  быть
использовано типовое решение построения в части:
     * функциональных подсистем;
     * программного обеспечения;
     * автоматизированных рабочих мест (рабочих станций);
     * серверного оборудования;
     * информационного обеспечения.
     Типовое решение  должно обеспечивать тиражирование одного решения
на все ФКУ без дополнительного проектирования путем изменения настроек
и   состава.  Требования  к  типовому  решению  уточняются  на  стадии
технического проекта и согласовываются  протоколами  с  Техническим  и
Государственным заказчиками.
     В качестве системы управления базами данных должна быть применена
единая  (типовая)  СУБД (см.  п.  6.1.4.) для всех баз данных в рамках
решения функциональных задач (учетный  комплекс,  хранилище  данных  и
репозиторий   документов)  автоматизированной  информационной  системы
управления бюджетным процессом первой очереди.  Применение СУБД типов,
отличных   от   базового,   допустимо  в  особо  оговоренных  случаях,
оформляемых протоколом,  согласованным с Техническим и Государственным
заказчиками.
     В качестве   операционных   систем   серверов   ППО    (учетного,
аналитического  комплексов  и комплекса управления документами) должна
быть применена единая (типовая) операционная система.

     4.4.2 Требования к использованию типовых классификаторов.

     В составе первой очереди АИС УБП должны  быть  применены  типовые
(унифицированные) в рамках первой очереди классификаторы.

     4.4.3 Требования    к    использованию    унифицированных    форм
предоставления отчетных документов.

     Отчетные документы,  формируемые  ППО  первой  очереди  АИС  УБП,
должны  иметь  унифицированное  содержание  и форму предоставления для
каждого вида отчета.
     Требования к   п.   4.3.1,  4.3.2,  4.3.3  уточняются  на  стадии
технического проекта и согласовываются протоколами с Государственным и
Техническим заказчиками.

                     4.5 Требования к надежности

     4.5.1 Состав и количественные значения показателей надежности для
системы в целом

     Надежность первой  очереди  АИС  УБП   определяется   надежностью
функциональных подсистем,  общего программного обеспечения, комплексов
технических и инженерных средств.
     Проектные решения должны обеспечивать:
     * Сохранение работоспособности системы при отказе или  выходе  из
строя  по  любым  причинам одного из компонентов комплекса технических
средств или телекоммуникационной подсистемы;
     * Сохранение  всей  накопленной  на  момент  отказа или выхода из
строя информации при отказе двух  и  более  одинаковых  по  назначению
компонентов  системы  не  зависимо  от  их  назначения,  с последующим
восстановлением после проведения ремонтных и  восстановительных  работ
функционирования системы.
     Должны быть обеспечены два уровня надежности системы:
     * Уровень сохранности работоспособности;
     * Уровень сохранности информации.
     Показатели надежности     должны     обеспечивать     возможность
эффективного выполнения функциональных задач первой очереди  АИС  УБП.
Состав  и  количественные  значения показателей надежности должны быть
определены в частных технических заданиях на  составные  части  первой
очереди АИС УБП.
     Показатели надежности включают:
     * Среднее  время  между  выходом  из  строя отдельных компонентов
системы;
     * Среднее  время на обслуживание,  ремонт или замену вышедшего из
строя компонента;
     * Среднее время на восстановление работоспособности системы.
     Показатели надежности  системы  должны   достигаться   комплексом
организационно-технических мер обеспечивающих доступность ресурсов, их
управляемость и обслуживаемость.
     Технические меры     по     обеспечению     надежности     должны
предусматривать:
     * Резервирование критически важных компонентов и данных системы и
отсутствие единой точки отказа;
     * Использование  технических средств с избыточными компонентами и
возможностью их горячей замены;
     * Конфигурированием    используемых    средств    и   применением
специализированного ПО, обеспечивающего высокую доступность.
     Организационные меры   по   обеспечению  надежности  должны  быть
направлены на минимизацию ошибок персонала  (пользователей),  а  также
персонала  службы  эксплуатации при эксплуатации и проведении работ по
обслуживанию  комплекса  технических  средств   системы,   минимизацию
времени ремонта или замены вышедших из строя компонентов за счет:
     * Квалификации персонала (пользователей);
     * Квалификации обслуживающего персонала;
     * Регламентации  и  нормативного  обеспечения  выполнения   работ
персонала (пользователей);
     * Регламентации проведения работ и  процедур  по  обслуживанию  и
восстановлению системы;
     * Своевременного оповещения  пользователей  о  случаях  нештатной
работы компонентов системы;
     * Своевременной диагностики неисправностей;
     * Наличия ЗИП;
     * Наличия  договоров  на  сервисное  обслуживание   и   поддержку
компонетов комплекса технических средств.
     В целом,  надежность  аппаратно-программного  обеспечения  должна
обеспечивать  выполнение задач АИС УБП с временем однократного простоя
не более 30 мин и суммарным временем простоя не более 24 часов в год.

     4.5.2 Перечень  аварийных  ситуаций,  по  которым   должны   быть
регламентированы требования к надежности

     4.5.2.1 Сохранность работоспособности

     Сохранность работоспособности  обеспечивается  при  возникновении
локальных отказов компонентов системы:
     * Отказ     автоматизированного    рабочего    места    оператора
(пользователя);
     * Отказ линии связи или сегмента ЛВС;
     * Отказ вычислительного центра.
     Полный перечень  отказов  и  их  критериев  уточняется  на стадии
рабочей документации и  согласовывается  протоколом  с  Техническим  и
Государственным заказчиками.
     4.5.2.2 Сохранность информации
     4.5.2.3 Сохранность  информации  в  первой очереди АИС УБП должна
обеспечиваться при следующих аварийных ситуациях:
     * нарушения электропитания:
     - провалы  напряжения  -  кратковременные  понижения  при  резком
увеличении нагрузки в электрической сети;
     - высоковольтные   импульсы   -   кратковременные    значительные
увеличения напряжения;
     - полное   отключение   электроэнергии   -   полное    отключение
электроэнергии вследствие аварий, перегрузок;
     - слишком  большое  напряжение   -   кратковременное   увеличение
напряжения в сети;
     - нестабильность частоты.
     * нарушение  или  выход из строя каналов связи локальной сети ФКУ
или Департамента Финансов;
     * нарушение  или  выход  из  строя  каналов  связи  между  ФКУ  и
Департаментом Финансов;
     * полный или частичный отказ технических средств системы, включая
сбои и отказы накопителей на жестких магнитных дисках;
     * сбой общего или специального программного обеспечения системы;
     * ошибки в работе персонала.
     * выход из строя комплекса технических  средств  за  счет  аварий
техногенного характера - повреждение внешних каналов связи,  нарушение
системы  электропитания  здания,  повреждение  системы   водоснабжения
здания и т.д.;
     * выход из строя элемента сетевой инфраструктуры системы;
     * выход из строя одиночного сервера;
     * выход из строя одиночного дискового массива сервера;
     * выход из строя диска сервера;
     * выход из строя процессора сервера;
     * выход из строя банка памяти сервера;
     * выход из строя сетевого адаптера сервера;
     * выход из строя внутреннего источника питания сервера;
     * нарушение  логической  целостности  информации,  хранящейся  на
диске сервера.

     4.5.3 Требования  к надежности технических средств и программного
обеспечения

     К критически   важным   ресурсам   системы   относятся    сетевая
инфраструктура серверных комплексов.
     Структура и топология серверного сегмента  ЛВС  и  серверов  СУБД
должна  определяться  принципом  отсутствия  единой  точки  отказа при
предоставлении информационных услуг пользователям первой  очереди  АИС
УБП.
     Технические средства серверного  сегмента  ЛВС  и  серверов  СУБД
должны  обеспечивать диагностирование работоспособности оборудования и
ПО,  избыточность аппаратного обеспечения,  возможность горячей замены
компонентов  активного сетевого оборудования и аппаратного обеспечения
сервера, возможность резервирования путей взаимодействия серверов.
     Надежность активного  сетевого  оборудования  должна обеспечивать
время однократного простоя не более  10  мин,  суммарного  времени  на
регламентное обслуживание не более 32 часов в год.
     Надежность серверов СУБД должна обеспечивать  время  однократного
простоя   не   более   20  мин,  суммарного  времени  на  регламентное
обслуживание не более 32 часов в год.
     Время на  восстановление  работоспособности отдельных компонентов
активного оборудования ЛВС  и  серверов  при  наличии  ЗИП  не  должно
превышать - 8 часов, в прочих случаях - определяется временем заказа и
поставки    необходимого    оборудования.     Время     восстановления
работоспособности  включает  время на диагностирование отказа,  замену
или  ремонт  оборудования,   конфигурирование   оборудования   и   ПО,
восстановление  данных и тестирование работоспособности оборудования и
ПО.
     Надежность прочих    серверов   должна   обеспечиваться   выбором
аппаратной  платформы  с   возможностью   горячей   замены   отдельных
компонентов  и  дублированием  процессоров,  блоков питания,  дисков и
сетевых соединений.
     Надежность прочих серверов должна обеспечивать время однократного
простоя  не  более  8  часов,  суммарного  времени   на   регламентное
обслуживание не более 32 часов в год.
     Надежность предоставления   информационных   сервисов   серверами
общесистемной  инфраструктуры  должна  обеспечиваться  резервированием
сервисов,  настройками клиентских ОС и комплексом организационных мер,
обеспечивающих порядок реагирования на нештатные и аварийные ситуации,
своевременную  синхронизацию  данных  между  основными  и   резервными
серверами и оповещение пользователей первой очереди АИС УБП.
     Надежность рабочих  мест  должна  быть   обеспечена   унификацией
используемых платформ, наличием ЗИП, централизованным хранением данных
и резервным копированием данных,  ПО и системных  настроек  средствами
подсистемы  резервного  копирования.  Выход  из  строя  рабочего места
пользователя не должен влиять на работоспособность системы в целом.
     Время на  восстановление  рабочего  места  пользователя не должно
превышать 4 часов.

     4.5.4 Требования  к  методам  оценки   и   контроля   показателей
надежности на разных стадиях создания системы

     Оценка надежности осуществляется на стадии проектирования за счет
анализа  полноты  архитектуры  и  технических  решений  по  построению
системы и их соответствия техническим требованиям данного ТЗ.
     Текущий контроль показателей надежности должен быть организован в
процессе  эксплуатации  системы за счет анализа работоспособности ГВЦ,
РВЦ и его подсистем,  тестирования переключения подсистем ГВЦ,  РВЦ на
резервные   компоненты  ГВЦ  и  РВЦ  в  соответствии  с  установленным
регламентом.
     На стадии  рабочей документации должна быть разработана программа
обеспечения  надежности.  Программа   согласовывается   протоколом   с
Техническим и Государственным заказчиками.

     4.5.5 Требования к методам обеспечения надежности

     4.5.5.1 В  состав  комплекса  технических  средств  (КТС)  первой
очереди  АИС  УБП  должны   быть   включены   серверы   с   кластерной
организацией.
     4.5.5.2 Должны быть  созданы  Главный  (ГВЦ)  и  Резервный  (РВЦ)
вычислительные    центры    Департамента    финансов    и   обеспечено
территориально-функциональное резервирование узлов ГВЦ и РВЦ. В случае
невозможности  ГВЦ  поддерживать  работоспособность первой очереди АИС
УБП управление  бюджетным  процессом  должно  переводиться  на  РВЦ  в
течение не более 30 минут.
     4.5.5.3 В  топологию   телекоммуникационной   подсистемы   первой
очереди  АИС  УБП  должны  включаться  резервные  маршруты.  В  случае
нарушения связи между  ФКУ  и  ГВЦ  и  одновременно  РВЦ  должна  быть
обеспечена возможность перехода в автономный режим работы в течение не
более 30 минут.  При этом для обмена информацией могут  использоваться
альтернативные виды связи.
     4.5.5.4 Должны  использоваться  технические  средства  повышенной
отказоустойчивости.  Должно быть обеспечено наличие на объектах первой
очереди АИС УБП запасных изделий и приборов.
     4.5.5.5 Для   обеспечения   электропитания   серверов  и  другого
оборудования,  обеспечивающего функционирование основополагающих узлов
первой очереди АИС УБП, должны использоваться источники бесперебойного
питания.
     Импульсные помехи,  сбои или прекращение электропитания не должны
приводить к  выходу  из  строя  технических  средств  и/или  нарушению
целостности данных. Прекращение электропитания на время до 15 минут не
должно приводить к прекращению функционирования серверного ядра первой
очереди АИС УБП.
     Для всех объектов первой очереди АИС УБП должны быть  реализованы
функции   корректного   автоматического   завершения  всех  прикладных
программных  процессов  серверного  ядра  первой  очереди   АИС   УБП,
остановки  всех  системных  служб и сервисов и выключения оборудования
при отсутствии электропитания в течение более 15  минут.  Должны  быть
предусмотрены   средства   оповещения   пользователей   о  прекращении
электропитания и отключении системы.
     4.5.5.6 Должно   быть   обеспечено   дублирование   носителей   и
резервирование информационных массивов.

         4.6 Требования по эргономике и технической эстетике

     Конфигурация рабочих  станций  должна  обеспечивать  удобный  для
пользователя интерфейс, отвечающий следующим требованиям:
     * В части внешнего оформления:
     - Наличие графического многооконного режима.
     - Настраиваемость графических элементов интерфейса,  в том  числе
цветового  оформления,  в пределах возможностей операционной системы и
технических средств.
     * В части диалога с пользователем:
     - Должен быть обеспечен удобный и интуитивно  понятный  интерфейс
для  пользователя,  который  хорошо знает свою предметную область и не
является специалистом в области информационных  технологий.  Интерфейс
должен  быть оптимизирован для выполнения типовых и часто используемых
прикладных операций.
     - Взаимодействие пользователя с системой должно осуществляться на
русском языке. Исключения могут составлять только системные сообщения,
не подлежащие русификации.
        - Должно быть обеспечено  предоставление  контекстно-зависимой
помощи.
     - Интерфейс   пользователя   должен   способствовать   уменьшению
вероятности совершения оператором случайных ошибочных действий.
     Рабочие места должны обеспечивать возможность непрерывной  работы
операторов   в   течение   смены   в   соответствии  с  Гигиеническими
требованиями    к     видеодисплейным     терминалам,     персональным
электронно-вычислительным  машинам  и  организации  работы (Санитарные
правила   и   нормы.   СанПин   2.2.2.542-96   (Утв.    Постановлением
Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.96 г. N 14), в том числе за счет:
     * Правильного и удобного расположения монитора,
     * Удобного расположения и формы клавиатуры,
     * Удобной формы манипуляторов и т.д.

                 4.7 Требования к транспортабельности

     Все составные части первой очереди АИС УБП являются стационарными
и после монтажа и проведения пуско-наладочных работ транспортировке не
подлежат.

               4.8 Требования к условиям эксплуатации,
            техническому обслуживанию, ремонту и хранению

     4.8.1 Условия и регламент (режим)  эксплуатации,  которые  должны
обеспечивать   использование   технических   средств  (ТС)  системы  с
заданными техническими показателями,  в том числе виды и периодичность
обслуживания ТС системы или допустимость работы без обслуживания

     Использование технических средств системы должно производиться  с
выполнением   требований   производителей   оборудования,  выполнением
периодического   обслуживания   и   регламентных   работ   в    рамках

    

Страницы: 1  2  3  



Печать
2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru