ПРЕДПРИЯТИЕ СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОСИТ
РАЗЪЯСНИТЬ, В КАКОМ ПЕРИОДЕ ОНО МОЖЕТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТОЙ
ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ СОГЛАСНО ПОДПУНКТУ "А" ПУНКТА 1 СТАТЬИ 6
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27.12.91 N 2116-1 "О НАЛОГЕ НА
ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" В ЧАСТИ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, В СЛУЧАЕ, КОГДА ОПЛАТА
ОСУЩЕСТВЛЕНА В 2000 ГОДУ, АКТ ПРИЕМА - ПЕРЕДАЧИ ОСНОВНОГО
СРЕДСТВА И СВИДЕТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ПОЛУЧЕНЫ В 2001 Г.?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
17 августа 2001 г.
N 03-12/37720
(Д)
Подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91
N 2116-1 с изменениями и дополнениями "О налоге на прибыль предприятий
и организаций" и п. 4.1.1 созданной на основе Закона инструкции МНС
России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций" установлено, что при
исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически
произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные
предприятиями отраслей сферы материального производства на
финансирование капитальных вложений собственной производственной базы
(в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение
кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая
проценты по кредитам, при условии полного использования ими сумм
начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
На основании п. 7 ст. 6 указанного Закона налоговая льгота в виде
освобождения от уплаты налога части прибыли, направленной на
финансирование капитальных вложений, по совокупности с льготами,
установленными пунктами 1 (за исключением подпунктов "г", "д" и "е") и
5 ст. 6 вышеназванного Закона), не должна уменьшать фактическую сумму
налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.
При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям
следует руководствоваться письмом Минфина России от 30.12.93 N 160
"Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" и
Инструкцией по заполнению форм федерального статистического наблюдения
по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата
России от 03.10.96 N 123.
Таким образом, вышеназванным Законом установлен порядок, согласно
которому льгота на финансирование капитальных вложений предоставляется
предприятиям сферы материального производства, осуществляющим развитие
собственной производственной базы.
Под собственной производственной базой в целях применения
указанной льготы для предприятий, осуществляющих ее развитие,
понимаются фактически произведенные затраты на создание или
приобретение объектов основных фондов или их частей в собственность за
счет собственных средств (прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия после уплаты налогов), то есть объекты основных фондов
(или отдельные их части) после завершения процесса их создания или
приобретения зачисляются в состав основных средств и отражаются по
дебету счета 01 "Основные средства" в составляемом налогоплательщиком
бухгалтерском балансе.
При этом п. 4.1.1 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О
порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций" установлено, что при предоставлении льготы по прибыли,
используемой на капитальные вложения, принимаются фактически
произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания
строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по
счету "Капитальные вложения". Из указанных затрат исключаются суммы
износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию,
с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных средств". По
машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим
монтажа, произведенные затраты учитываются при определении льготы,
если они отражаются по дебету счета "Основные средства" и кредиту
счета "Капитальные вложения".
Пунктом 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного
приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, определено, что к
незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами
приемки - передачи основных средств и иными документами (включая
документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов
недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на
приобретение зданий.
Объекты капитального строительства, находящиеся во временной
эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как
незавершенные капитальные вложения.
В соответствии со ст. 223 Гражданского кодекса в случаях, когда
отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право
собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации,
если иное не установлено законом.
Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившим в
силу с 31 января 1998 г., в соответствии с нормами Гражданского
кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на
недвижимое имущество и сделок с ним представляет юридический акт
признания и подтверждения государством возникновения, ограничения,
перехода и прекращения права собственности на недвижимые вещи.
На основании вышеизложенного объект недвижимости, право
собственности на который не зарегистрировано в государственном
реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве
объекта основных средств. Указанный объект до момента регистрации
права собственности должен отражаться на счете 08 "Капитальные
вложения".
Данная позиция изложена в письме МНС России от 28.04.2000 N
ВГ-6-02/334.
В случае, когда организация произвела фактические затраты по
приобретению основных средств и отражение их стоимости в разных
отчетных периодах, следует руководствоваться следующим:
- если стоимость основных фондов отражена по дебету счета 01
"Основные средства" в предыдущем году, а оплата произведена в текущем
году, то предприятие вправе воспользоваться вышеуказанной льготой по
налогу на прибыль за отчетный период текущего года;
- если оплата стоимости основных фондов была произведена в
предыдущем году, а отражение их стоимости в учете произведено в
текущем году, то организации представляется возможным заявить льготу в
расчете или уточненном расчете (налоговой декларации) от фактической
прибыли за тот период, когда были фактически произведены (оплачены)
затраты по приобретению основных средств, то есть в расчете (налоговой
декларации) за предыдущий год.
При этом организациям, которым указанная льгота по налогу на
прибыль предоставлялась в ином порядке (по итогам годовых расчетов за
1998, 1999, 2000 годы), фактически внесенные в бюджет суммы налога на
прибыль в связи с изменением порядка предоставления прибыли возврату и
зачету в счет налоговых платежей не подлежат.
Данная позиция изложена в письме МНС России от 15.02.2001
N ВГ-6-02/139.
Таким образом, если предприятие сферы материального производства
приобретает объект недвижимости производственного назначения по
договору купли - продажи, то возможность у предприятия воспользоваться
льготой по налогу на прибыль согласно подп. "а" п. 1 ст. 6 Закона
Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 возникает в том отчетном
периоде, когда предприятием фактически произведены (оплачены) затраты
по приобретению объекта недвижимости, при наличии документов,
подтверждающих принятие указанного объекта производственного
назначения по дебету счета 01 "Основные средства".
В случае если принятие объекта недвижимости к учету в составе
основных средств произведено в последующий после периода оплаты
отчетный период, то организация имеет право в соответствии со ст. 81
Налогового кодекса РФ произвести перерасчет налоговых обязательств за
период, в котором объект был оплачен, путем подачи скорректированной
декларации с учетом льготы согласно подп. "а" п. 1 ст. 6 Закона
Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций".
Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы II ранга
Л.Я. Сосихина
17 августа 2001 г.
N 03-12/37720 |