НЕМЕЦКАЯ ФИРМА, ИМЕЮЩАЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРОДАЖУ И ПОСТАВКУ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ОБОРУДОВАНИЯ (ЛИНИЙ) ДЛЯ РОЗЛИВА
НАПИТКОВ. МОСКОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВЕДЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, А ЕГО ГЛАВА НЕ ИМЕЕТ ПОЛНОМОЧИЯ
НА ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИЙСКУЮ
ФЕДЕРАЦИЮ. К ДОГОВОРАМ ПОСТАВКИ, КАК ПРАВИЛО, ЗАКЛЮЧАЮТСЯ
ОТДЕЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ, ЧТО НЕМЕЦКАЯ СТОРОНА
ПРОИЗВЕДЕТ МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ И ПУСКОНАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ
(СОГЛАШЕНИЯ ТАКЖЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ МЕЖДУ РОССИЙСКИМ ПОЛУЧАТЕЛЕМ
И НЕМЕЦКОЙ ФИРМОЙ). ДАННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ МОНТАЖНЫХ И
ПУСКОНАЛАДОЧНЫХ РАБОТ, КОТОРЫЕ ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ РОССИЙСКИМ
ЗАКАЗЧИКОМ НАПРЯМУЮ В ГЕРМАНИЮ. В ЭТОЙ СВЯЗИ ВОЗНИКАЮТ
СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ: 1. ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД "МОНТАЖНЫМ
ОБЪЕКТОМ" В СМЫСЛЕ П. 3 СТ. 5 СОГЛАШЕНИЯ ОБ ИЗБЕЖАНИИ
ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ ФРГ И РФ?
2. ПРИВЕДЕТ ЛИ ОКАЗАНИЕ МОНТАЖНЫХ РАБОТ К ОБРАЗОВАНИЮ
ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НЕМЕЦКОЙ ФИРМЫ В НАЛОГОВЫХ
ЦЕЛЯХ? ЕСЛИ НЕТ, ВОЗМОЖНО ЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ? 3. ДОЛЖНА ЛИ НЕМЕЦКАЯ ФИРМА ВСТАВАТЬ
НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ? В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НЕМЕЦКАЯ ФИРМА
ПРОИЗВОДИТ ОДНОВРЕМЕННО МОНТАЖНЫЕ И ПУСКОНАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ
В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗНЫМ КОНТРАКТАМ,
БУДЕТ ЛИ ЕЙ ПРИСВОЕН ОДИН И ТОТ ЖЕ ИНН ЛИБО ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ
И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО КАЖДОМУ КОНТРАКТУ БУДУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ
В ОТДЕЛЬНОСТИ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
22 мая 2001 г.
N 15-08/22567
(Д)
В соответствии с п. 1.4 инструкции Госналогслужбы Российской
Федерации от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов
иностранных юридических лиц" под постоянным представительством
иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей
налогообложения, в частности, понимается любое место регулярного
осуществления деятельности, связанное с проведением предусмотренных
контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке,
наладке и обслуживанию оборудования.
Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранного
юридического лица на территории Российской Федерации определяется
исходя из положений соответствующего международного соглашения об
избежании двойного налогообложения и положений налогового
законодательства Российской Федерации, не противоречащих положениям
соглашения.
В связи с тем, что в соглашениях об избежании двойного
налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых
строительно - монтажная деятельность не будет приводить к образованию
постоянного представительства, осуществление этой деятельности
иностранной организацией с постоянным местопребыванием в стране, с
которой у России существует соглашение, образует постоянное
представительство при превышении срока работ, указанного в соглашении.
Согласно ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и
Федеративной Республикой Германии об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество строительная
площадка или монтажный объект являются постоянным представительством
только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает 12
месяцев.
В связи с тем, что действующее российское налоговое
законодательство не содержит определений терминов "строительная
площадка", "строительный объект", "монтажный объект" и т.д., которыми
следовало бы руководствоваться для целей налогообложения прибыли
иностранных юридических лиц, полученной в связи с такой деятельностью
на территории Российской Федерации, при решении данного вопроса
целесообразно принять во внимание комментарии к модели Конвенции по
налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР), на основе которой Российская Федерация ведет
переговоры по заключению соглашений об избежании двойного
налогообложения с иностранными государствами. Согласно указанным
комментариям под "строительной площадкой" или "сборочным или монтажным
объектом" понимается не только строительство зданий, но также
строительство дорог, мостов, каналов, укладка трубопроводов и
экскавационные и землечерпательные работы.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что речь идет о
строительстве, реконструкции, сооружении и монтаже объектов, связанных
с существенными капитальными вложениями и существующих в течение
достаточно длительного периода времени.
Не относятся к "строительной площадке", например, работы по
монтажу оборудования, не требующего прочной связи с землей и
перемещаемого без ущерба его назначению, и подобные работы,
выполняемые по отдельным договорам, хотя и являющиеся сами по себе
строительными. Сроки, установленные налоговыми соглашениями, в течение
которых строительно - монтажная деятельность не рассматривается как
осуществляемая через постоянное представительство, на деятельность,
указанную в настоящем абзаце, по общему правилу не распространяются.
Во всех случаях, если вышеуказанная деятельность иностранной
организации продолжается свыше 3 месяцев в течение любых 12 месяцев с
начала таких работ, она может считаться осуществляемой через
постоянное представительство.
В соответствии с п. 1.8 инструкции Госналогслужбы Российской
Федерации от 16.06.95 N 34 каждая строительная площадка с момента
начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное
представительство. Расчет налоговых обязательств осуществляется по
каждой отдельной строительной площадке.
Если на территории одной инспекции существует несколько
строительных площадок, приводящих к образованию постоянного
представительства, расчеты должны производиться по каждому отдельному
месту осуществления такой деятельности. Консолидация отчетности и
налоговых расчетов одного и того же иностранного юридического лица по
нескольким постоянным представительствам не допускается (письмо ГНС РФ
от 20.12.95 N НП-6-06/652 "Методические рекомендации по применению
отдельных положений инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34
"О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц").
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об
особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" в
случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается
осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение
(филиал, представительство, другое обособленное подразделение) в
течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно
или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе
по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее
начала.
Иностранная организация, осуществляющая деятельность в нескольких
местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам,
обязана встать на учет в каждом налоговом органе, осуществляющем учет
иностранных организаций.
Термин "постоянное представительство" определяет налоговый статус
иностранного юридического лица в Российской Федерации. Налоговый
статус иностранного юридического лица определяется налоговым органом
на основании ежегодно представляемой годовой налоговой декларации о
доходах и отчета о деятельности на территории Российской Федерации.
При осуществлении иностранным юридическим лицом, не имеющим
российского ИНН, активной деятельности на территории Российской
Федерации, в сроки, не превышающие 30 календарных дней в году,
возможно предварительное освобождение такой иностранной компании от
налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской
Федерации в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном
соглашении об избежании двойного налогообложения как не приводящая к
образованию постоянного представительства (например, строительная
площадка, существующая менее одного месяца). В таких случаях
иностранное юридическое лицо должно направить в налоговый орган
заявление на предварительное освобождение по форме 1013DT(1996),
приведенной в письме Госналогслужбы России от 29.12.95 N ВЗ-6-06/672
(основание: письмо ГНС РФ от 26.06.98 N 06-1-14/745).
Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
22 мая 2001 г.
N 15-08/22567 |