О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" НА 2003-2006 ГОДЫ. Постановление. Правительство РФ. 03.10.02 732


Страницы: 1  2  3  4  5  6  



            О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ"
                          НА 2003-2006 ГОДЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          3 октября 2002 г.
                                N 732

                                (НТЦС)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемую  федеральную  целевую  программу  "Дети
России" на 2003-2006 годы,  включающую в себя  подпрограммы  "Здоровый
ребенок",    "Одаренные    дети",   "Профилактика   безнадзорности   и
правонарушений несовершеннолетних",  "Дети-сироты"  и  "Дети-инвалиды"
(далее именуется - Программа).
     2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы
Министерство   труда  и  социального  развития  Российской  Федерации,
государственными  заказчиками  подпрограмм:   "Здоровый   ребенок"   -
Министерство здравоохранения Российской Федерации,  Министерство труда
и социального развития Российской Федерации и Министерство образования
Российской Федерации;
     "Одаренные дети" - Министерство образования Российской Федерации,
Министерство  культуры  Российской Федерации и Государственный комитет
Российской Федерации по физической культуре и спорту;
     "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
- Министерство труда  и  социального  развития  Российской  Федерации,
Министерство образования Российской Федерации, Министерство внутренних
дел Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации;
     "Дети-сироты" -  Министерство  образования  Российской Федерации,
Министерство труда  и  социального  развития  Российской  Федерации  и
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
     "Дети-инвалиды" -  Министерство  труда  и  социального   развития
Российской  Федерации,  Министерство образования Российской Федерации,
Министерство   культуры   Российской    Федерации    и    Министерство
здравоохранения Российской Федерации.
     3. Министерству экономического  развития  и  торговли  Российской
Федерации,  Министерству  финансов Российской Федерации и Министерству
промышленности,  науки   и   технологий   Российской   Федерации   при
формировании  проектов  федерального  бюджета  на соответствующие годы
включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих
финансированию  за  счет  средств  федерального  бюджета,  и  ежегодно
уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
     4. Рекомендовать    органам   исполнительной   власти   субъектов
Российской  Федерации  предусматривать  при  разработке   региональных
программ   социально-экономического   развития   меры   по  социальной
поддержке и улучшению положения детей.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
3 октября 2002 г.
N 732


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 3 октября 2002 года
                                                                 N 732

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ"
                          на 2003-2006 годы

                               ПАСПОРТ
             федеральной целевой программы "Дети России"
                          на 2003-2006 годы

------------------------------------------------------------------------
| Наименование      | -  федеральная целевая программа "Дети           |
| Программы         |    России"                                       |
|                   |    на 2003-2006 годы                             |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Основание для     | -  распоряжение Правительства Российской         |
| разработки        |    Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р         |
| Программы         |                                                  |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Государственный   | -  Министерство труда и социального развития     |
| заказчик -        |    Российской Федерации                          |
| координатор       |                                                  |
| Программы         |                                                  |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Государственные   | -  Министерство труда и социального развития     |
| заказчики         |    Российской Федерации                          |
| подпрограмм       |    Министерство здравоохранения Российской       |
|                   |    Федерации                                     |
|                   |    Министерство образования Российской           |
|                   |    Федерации                                     |
|                   |    Министерство внутренних дел Российской        |
|                   |    Федерации                                     |
|                   |    Министерство юстиции Российской Федерации     |
|                   |    Министерство культуры Российской              |
|                   |    Федерации                                     |
|                   |    Государственный комитет Российской            |
|                   |    Федерации по физической культуре и спорту     |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Основные          | -  Министерство труда и социального развития     |
| разработчики      |    Российской Федерации                          |
| Программы         |    Министерство здравоохранения Российской       |
|                   |    Федерации                                     |
|                   |    Министерство образования Российской           |
|                   |    Федерации                                     |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Исполнители       | -  организации, выполняющие государственный      |
| Программы         |    заказ на конкурсной основе                    |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Перечень          | -  "Здоровый ребенок" (государственные           |
| подпрограмм       |    заказчики - Министерство здравоохранения      |
|                   |    Российской Федерации, Министерство труда      |
|                   |    и социального развития Российской             |
|                   |    Федерации и Министерство образования          |
|                   |    Российской Федерации);                        |
|                   |    "Одаренные дети" (государственные             |
|                   |    заказчики - Министерство образования          |
|                   |    Российской Федерации, Министерство            |
|                   |    культуры Российской Федерации и               |
|                   |    Государственный комитет Российской            |
|                   |    Федерации по физической культуре и            |
|                   |    спорту);                                      |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    "Профилактика безнадзорности и                |
|                   |    правонарушений несовершеннолетних"            |
|                   |    (государственные заказчики - Министерство     |
|                   |    труда и социального развития Российской       |
|                   |    Федерации, Министерство образования           |
|                   |    Российской Федерации, Министерство            |
|                   |    внутренних дел Российской Федерации и         |
|                   |    Министерство юстиции Российской               |
|                   |    Федерации);                                   |
|                   |    "Дети-сироты" (государственные заказчики      |
|                   |    - Министерство образования Российской         |
|                   |    Федерации, Министерство труда и               |
|                   |    социального развития Российской Федерации     |
|                   |    и Министерство здравоохранения Российской     |
|                   |    Федерации);                                   |
|                   |    "Дети-инвалиды" (государственные              |
|                   |    заказчики - Министерство труда и              |
|                   |    социального развития Российской               |
|                   |    Федерации, Министерство образования           |
|                   |    Российской Федерации, Министерство            |
|                   |    культуры Российской Федерации и               |
|                   |    Министерство здравоохранения Российской       |
|                   |    Федерации)                                    |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Цель Программы    | -  улучшение качества жизни и здоровья           |
|                   |    детей;                                        |
|                   |    решение проблем неблагополучия детей, в       |
|                   |    том числе проблемы детской безнадзорности     |
|                   |    и беспризорности;                             |
|                   |    государственная поддержка детей-сирот и       |
|                   |    детей, оставшихся без попечения               |
|                   |    родителей, а также детей-инвалидов;           |
|                   |    формирование системы выявления, поддержки     |
|                   |    и развития одаренных детей                    |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Задачи Программы  | -  обеспечение условий для рождения здоровых     |
|                   |    детей, профилактика детской                   |
|                   |    заболеваемости и инвалидности;                |
|                   |    формирование эффективной комплексной          |
|                   |    системы социальной защиты и интеграции с      |
|                   |    обществом детей, находящихся в трудной        |
|                   |    жизненной ситуации;                           |
|                   |    совершенствование системы профилактики        |
|                   |    безнадзорности и правонарушений               |
|                   |    несовершеннолетних;                           |
|                   |    создание условий, способствующих              |
|                   |    воспитанию детей-сирот и детей,               |
|                   |    оставшихся без попечения родителей, в         |
|                   |    приемных семьях (опека, патронат,             |
|                   |    усыновление);                                 |
|                   |    государственная поддержка семей,              |
|                   |    принявших на воспитание детей-сирот и         |
|                   |    детей, оставшихся без попечения               |
|                   |    родителей;                                    |
|                   |    обеспечение детей-инвалидов современными      |
|                   |    индивидуальными техническими средствами       |
|                   |    реабилитации и средствами, облегчающими       |
|                   |    им самообслуживание                           |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Срок реализации   | -  2003-2006 годы                                |
| Программы         |                                                  |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Перечень основных | -  государственная поддержка материнства и       |
| мероприятий       |    детства;                                      |
| Программы         |    совершенствование системы охраны здоровья     |
|                   |    матери и ребенка;                             |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    создание системы выявления, развития и        |
|                   |    поддержки одаренных детей;                    |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    улучшение социального обслуживания детей -    |
|                   |    инвалидов, их социальная интеграция и         |
|                   |    профессионально-трудовая реабилитация;        |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    научное обеспечение реализации                |
|                   |    программных мероприятий;                      |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    развитие сети и укрепление материально -      |
|                   |    технической базы учреждений                   |
|                   |    здравоохранения, образования, социальной      |
|                   |    защиты, оказывающих всестороннюю помощь и     |
|                   |    поддержку детям, в том числе                  |
|                   |    строительство и реконструкция таких           |
|                   |    учреждений;                                   |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    создание и внедрение электронной              |
|                   |    информационной системы выявления и учета      |
|                   |    детей, находящихся в трудной жизненной        |
|                   |    ситуации;                                     |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    подготовка, переподготовка и повышение        |
|                   |    квалификации кадров;                          |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    осуществление государственной поддержки и     |
|                   |    социальной защиты одаренных детей;            |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    спортивно-оздоровительная работа с            |
|                   |    детьми, находящимися в трудной жизненной      |
|                   |    ситуации;                                     |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    реформирование системы опеки и                |
|                   |    попечительства;                               |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    внедрение и развитие системы                  |
|                   |    постинтернатной адаптации;                    |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    обеспечение качественного образования и       |
|                   |    трудоустройства детей-сирот и детей,          |
|                   |    оставшихся без попечения родителей;           |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    интеграция детей-сирот с обществом;           |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    создание для детей-сирот условий              |
|                   |    воспитания и развития, максимально            |
|                   |    приближенных к семейным;                      |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    развитие новых технологий и форм              |
|                   |    профилактики безнадзорности и                 |
|                   |    правонарушений несовершеннолетних;            |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    мониторинг соблюдения прав детей-сирот,       |
|                   |    развития и жизнеустройства воспитанников      |
|                   |    и выпускников образовательных учреждений      |
|                   |    для детей-сирот;                              |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    социально-бытовая, профессиональная и         |
|                   |    трудовая реабилитация детей-инвалидов         |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Объем и источники | -  общие затраты на реализацию Программы за      |
| финансирования    |    счет всех источников финансирования -         |
| Программы         |    20377,99 млн.рублей, из них за счет           |
| (в ценах 2003     |    средств                                       |
| года)             |    федерального бюджета - 6739,62                |
|                   |    млн.рублей,                                   |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    бюджетов субъектов Российской Федерации -     |
|                   |    13417,24 млн.рублей,                          |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    внебюджетных источников - 221,13              |
|                   |    млн.рублей;                                   |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    подпрограмма "Здоровый ребенок" - 3526,42     |
|                   |    млн.рублей, из них за счет средств            |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    федерального бюджета - 1472,21                |
|                   |    млн.рублей,                                   |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    бюджетов субъектов Российской Федерации -     |
|                   |    2049,98 млн.рублей,                           |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    внебюджетных источников - 4,23 млн.рублей;    |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    подпрограмма "Одаренные дети" - 200,95        |
|                   |    млн.рублей, из них за счет средств            |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    федерального бюджета - 148,91 млн.рублей,     |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    бюджетов субъектов Российской Федерации -     |
|                   |    41,64 млн.рублей,                             |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    внебюджетных источников - 10,4 млн.рублей;    |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    подпрограмма "Профилактика безнадзорности     |
|                   |    и правонарушений несовершеннолетних" -        |
|                   |    5887,05 млн.рублей, из них за счет            |
|                   |    средств                                       |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    федерального бюджета -1563,4 млн.рублей,      |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    бюджетов субъектов Российской Федерации -     |
|                   |    4183,65 млн.рублей,                           |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    внебюджетных источников - 140 млн.рублей;     |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    подпрограмма "Дети-сироты" - 2330,2           |
|                   |    млн.рублей, из них за счет средств            |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    федерального бюджета - 1577,3 млн.рублей,     |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    бюджетов субъектов Российской Федерации -     |
|                   |    730,4 млн.рублей,                             |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    внебюджетных источников - 22,5 млн.рублей;    |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    подпрограмма "Дети-инвалиды" - 8433,37        |
|                   |    млн.рублей, из них за счет средств            |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    федерального бюджета - 1977,8 млн.рублей,     |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    бюджетов субъектов Российской Федерации -     |
|                   |    6411,57 млн.рублей,                           |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    внебюджетных источников - 44 млн.рублей       |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Ожидаемые         | -  улучшение положения детей в Российской        |
| конечные          |    Федерации, в том числе одаренных детей,       |
| результаты        |    детей-инвалидов, детей-сирот, детей,          |
| реализации        |    оставшихся без попечения родителей,           |
| Программы         |    несовершеннолетних, оказавшихся в трудной     |
|                   |    жизненной ситуации;                           |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    снижение показателей материнской              |
|                   |    смертности до 30 на 100000 родившихся         |
|                   |    живыми, младенческой смертности до 13 на      |
|                   |    1000 родившихся живыми, детской               |
|                   |    смертности на 15-20 процентов,                |
|                   |    заболеваемости женщин на 3-5 процентов;       |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    развитие системы выявления и поддержки        |
|                   |    одаренных детей, оснащение и материально -    |
|                   |    техническая поддержка специализированных      |
|                   |    учреждений по работе с одаренными детьми;     |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    стабилизация семьи как социального            |
|                   |    института;                                    |
|                   |    снижение численности безнадзорных детей,      |
|                   |    сокращение числа правонарушений               |
|                   |    несовершеннолетних;                           |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    расширение сети специализированных            |
|                   |    учреждений для несовершеннолетних,            |
|                   |    нуждающихся в социальной реабилитации         |
|                   |    (до 1225 единиц);                             |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    предупреждение социального сиротства,         |
|                   |    создание условий для развития детей-сирот     |
|                   |    в семьях различного типа;                     |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    увеличение количества детских                 |
|                   |    реабилитационных центров для детей -          |
|                   |    инвалидов и детей с ограниченными             |
|                   |    возможностями до 350 единиц и численности     |
|                   |    обслуживаемых в них детей до 150 тыс.         |
|                   |    человек;                                      |
|-------------------|--------------------------------------------------|
|                   |    обеспечение более 30 тыс. детей с             |
|                   |    церебральным параличом, 10 тыс. слепых и      |
|                   |    слабовидящих, 25 тыс. глухих и                |
|                   |    слабослышащих детей индивидуальными           |
|                   |    техническими средствами самообслуживания,     |
|                   |    более 6 тыс. детей-инвалидов ортезными        |
|                   |    изделиями и более 8 тыс. детей с сахарным     |
|                   |    диабетом глюкометрами                         |
|-------------------|--------------------------------------------------|
| Система контроля  | -  контроль за реализацией Программы             |
| за исполнением    |    осуществляется в установленном порядке        |
| Программы         |    Министерством труда и социального             |
|                   |    развития Российской Федерации и               |
|                   |    государственными заказчиками подпрограмм      |
|                   |    совместно с Министерством экономического      |
|                   |    развития и торговли Российской Федерации      |
|                   |    и с участием Министерства финансов            |
|                   |    Российской Федерации, а также                 |
|                   |    Министерства промышленности, науки и          |
|                   |    технологий Российской Федерации (в части      |
|                   |    научно-исследовательских работ)               |
------------------------------------------------------------------------

                           Введение

     Федеральная целевая программа "Дети  России"  на  2003-2006  годы
(далее   именуется   -  Программа),  разработанная  в  соответствии  с
распоряжением Правительства  Российской  Федерации от 13 марта 2002 г.
N 292-р,  включает  в  себя  пять  подпрограмм:  "Здоровый   ребенок",
"Одаренные   дети",   "Профилактика  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды".
     Общее руководство   и   контроль   за    реализацией    Программы
осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство труда
и социального развития Российской Федерации.
     Основной задачей   Программы  является  формирование  эффективной
комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя
диагностические,   профилактические  и  реабилитационные  мероприятия,
создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей,  оказавшихся в
трудной жизненной ситуации.
     Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей  в
рамках федеральных целевых программ,  результаты анализа реализации их
мероприятий,  наличие  проблем,  а  также  социально-экономическая   и
демографическая  ситуация  в  регионах подтверждают целесообразность и
необходимость продолжения этой работы.
     Последовательное осуществление  мер  по улучшению положения детей
должно  привести  к  улучшению  демографической  ситуации  в   стране,
укреплению ее интеллектуального потенциала.

          I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                   ее решения программными методами

     В условиях экономических и социально-культурных  трансформаций  в
Российской Федерации за короткий срок сформирована адекватная рыночным
условиям и современному этапу развития законодательная  база,  найдены
принципиально    новые    механизмы    и    институты    осуществления
государственной политики в отношении детей.  Несмотря на достигнутые в
предыдущие  годы  позитивные результаты реализации федеральных целевых
программ  по  улучшению  положения  детей  в   Российской   Федерации,
сохраняется   много   вопросов   в   сфере   обеспечения   полноценной
жизнедеятельности детей,  которые требуют решения  на  государственном
уровне,  в  том  числе  улучшение  репродуктивного здоровья населения,
поддержка  одаренных  детей,  детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без
попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации.
     В последние  годы  благодаря  совместной  деятельности  органов и
учреждений   здравоохранения    по    совершенствованию    организации
медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий федеральных
и региональных  целевых  программ  удалось  улучшить  ряд  показателей
службы материнства и детства.
     Однако вследствие  низкого  уровня  здоровья  женщин  детородного
возраста  продолжает  увеличиваться  количество случаев беременности и
родов,  протекающих с различными осложнениями. В результате показатели
материнской  и  младенческой  смертности  остаются  на высоком уровне,
превышая  аналогичные  среднеевропейские,  и   только   30   процентов
новорожденных могут быть признаны здоровыми.
     Воздействие экологических и  социально-психологических  факторов,
интенсивность    которого    в   последнее   десятилетие   многократно
увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается
как  катастрофическое.  Доля  здоровых  детей  составляет  в субъектах
Российской Федерации от 4 до 10 процентов.
     Одной из   причин   прогрессирующего  ухудшения  здоровья  детей,
особенно раннего и подросткового  возраста,  является  неэффективность
проводимых профилактических и коррекционных мероприятий,  направленных
на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и
подростков,   адаптацию  к  изменениям  в  социальной,  экономической,
экологической, образовательной среде.
     Недостаточное внимание  уделяется  проблеме  полноценного питания
детей.
     Практически не  разрабатываются  и  слабо внедряются современные,
научно обоснованные организационные технологии по созданию условий для
нормального   физического   и   нервнопсихического  развития  детей  и
реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
     Распространение наркомании,  токсикомании,  курения и алкоголизма
среди подростков требует принятия экстренных  мер  по  противодействию
потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
     Социальная значимость проблем,  связанных с  состоянием  здоровья
детей  в Российской Федерации,  обусловливает необходимость их решения
программными  методами  на  основе  реализации  системы   мероприятий,
направленных   на   снижение   показателей   детской   заболеваемости,
инвалидности и смертности,  сохранение и укрепление здоровья  на  всех
этапах развития ребенка.
     Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во  все
структуры  народного  хозяйства страны наиболее развитых,  неординарно
мыслящих  людей,  то  есть  людей  одаренных.  Выявление  и   развитие
способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития,
образования  и  воспитания,  для  чего  необходимы  усилия  не  только
родителей  и  педагогов,  но  и всего общества.  Необходима разработка
системы   выявления   одаренности    детей,    обеспечение    условий,
способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и
прежде всего уникальных способностей особо одаренных детей.
     В целях  сохранения  и  приумножения интеллектуального потенциала
страны необходимо поднять на государственный уровень решение  проблем,
обусловливающих  создание  равных  стартовых  условий  для  выявления,
развития,  социальной  поддержки  одаренных   детей,   реализации   их
потенциальных   возможностей,  обеспечения  всестороннего  развития  и
образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса.
     Социальные и  экономические  проблемы  в  российском  обществе на
данном  этапе  развития  существенно  ослабили  институт   семьи,   ее
воздействие  на воспитание детей.  Результатом этого процесса является
рост  численности  безнадзорных  и  беспризорных   детей,   увеличение
распространения  в детской и подростковой среде наркотиков и различных
психотропных препаратов,  алкоголя и,  как следствие, увеличение числа
правонарушений   среди   несовершеннолетних.   За   последние  10  лет
численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.
     Ежегодно в  стране  выявляется  более  300 тыс.  уголовных деяний
несовершеннолетних,  причем 100 тыс.  из них  совершается  детьми,  не
достигшими   возраста   уголовной   ответственности.   Каждый   третий
несовершеннолетний правонарушитель не учится и не  работает.  Ежегодно
сотрудниками  органов  внутренних дел выявляется и помещается в центры
временной  изоляции  для  несовершеннолетних  до  60  тыс.   детей   и
подростков.
     Кроме того,  имеются проблемы,  решение  которых  назрело  давно,
среди  них  -  насилие  в семье,  проблемы детей - жертв вооруженных и
межнациональных конфликтов,  экологических  и  техногенных  катастроф,
стихийных   бедствий,   особые   проблемы   детей,  освободившихся  из
воспитательных колоний,  мест лишения свободы или проживающих с  одним
из родителей.
     Продолжается рост числа социальных сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи
и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.
     Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения в
воспитательных  колониях,  многие  из  них   не   имеют   образования,
соответствующего возрасту.
     Реализация федеральной    целевой     программы     "Профилактика
безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-2001 годах
позволила частично снизить остроту проблемы детской  безнадзорности  и
социального сиротства.  Создана сеть специализированных учреждений для
детей,  нуждающихся в социальной реабилитации,  в которых используются
технологии,    позволяющие    оказывать   детям   экстренную   помощь,
поддерживать и  восстанавливать  их  социальный  статус,  осуществлять
социальную  реабилитацию.  В  результате количество преступлений среди
несовершеннолетних снизилось в 2000 году  по  сравнению  с  предыдущим
годом на 6,2 процента.
     В то    же    время    следует    отметить    слабое     развитие
материально-технической базы этих учреждений,  которое не позволяет на
современном  уровне  проводить   программы   социальной   и   трудовой
реабилитации  подростков,  в  том  числе освобожденных из мест лишения
свободы.
     Незавершенность формирования  и оснащения сети учреждений системы
профилактики  безнадзорности  и   правонарушений   несовершеннолетних,
недостаточный     уровень     подготовки     кадров,    осуществляющих
профилактическую  и  реабилитационную  работу,  снижают  эффективность
предпринимаемых действий.
     Принимая во внимание необходимость комплексного решения  проблемы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни
которой кроются прежде всего в  семье,  следует  продолжить  работу  в
данном направлении в 2003- 2006 годах.
     Проблема сиротства,  особенно  социального  сиротства,  то   есть
сиротства  при  живых  родителях,  является  одной  из наиболее острых
проблем  детства.  Отсутствие  полноценной   государственной   системы
поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания
детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без   попечения   родителей,   не
способствуют решению данной проблемы.
     Следует отметить  усложняющийся  год  от  года  контингент   этой
категории  детей,  среди которых увеличивается число детей со сложными
комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
     Проблема социализации   детей-сирот   и   детей,  оставшихся  без
попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании
этих  детей  в  детских  домах и школах-интернатах не дает возможности
полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода
из  детского дома.  В связи с этим на первый план выдвигается проблема
воспитания   детейсирот   в   приемных   семьях   на   основе   опеки,
попечительства,  усыновления,  патроната. Активное развитие таких форм
воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного
вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей
дальнейшей жизни этих детей.  Однако подобное воспитание детей требует
активной поддержки государства.
     В то же время существующая сеть детских  домов  и  школинтернатов
для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения родителей,  не
отвечает современным педагогическим и техническим требованиям.  Многие
из  них  требуют  капитального  ремонта,  реконструкции и технического
переоснащения,  что должно осуществляться не только  за  счет  средств
федерального  бюджета,  но  и  прежде  всего  за счет средств бюджетов
субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных   образований,   на
территории которых расположено образовательное учреждение.
     В Российской Федерации,  как и во  всем  мире,  наблюдается  рост
числа  детей-инвалидов.  Среди  причин,  способствующих  возникновению
инвалидности  у  детей,  основными  являются  ухудшение  экологической
обстановки,  неблагоприятные  условия труда женщин,  рост травматизма,
недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни,  высокий
уровень заболеваемости родителей.
     В настоящее   время   подавляющее   большинство   детей-инвалидов
воспитывается  в  семье,  одна  треть  находится  в специализированных
детских  учреждениях.  В  1439  школахинтернатах  системы  образования
проживают  и  обучаются  203  тыс.  детей  с умственными и физическими
недостатками (из  них  22,9  тыс.  -  дети-сироты),  30,5  тыс.  детей
воспитываются  в 151 домеинтернате системы социальной защиты населения
(половина из них - сироты) и 19,5 тыс.  детей находятся  в  249  домах
ребенка  системы  здравоохранения.  Работа этих учреждений нуждается в
реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.
     Решающее значение   в   становлении   и  развитии  новой  системы
профилактической и реабилитационной работы с  детьми-инвалидами  и  их
семьями имеет подпрограмма "Дети-инвалиды".

           II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации

     Целями Программы являются улучшение здоровья детей,  профилактика
безнадзорности  и   беспризорности   несовершеннолетних,   обеспечение
развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей,  а также  детей-инвалидов,  формирование  системы
выявления, поддержки и развития одаренных детей.
     Достижение указанных  целей   будет   осуществляться   в   рамках
реализации подпрограмм, входящих в Программу.
     Целью подпрограммы "Здоровый ребенок" является  создание  условий
для  рождения  здоровых  детей,  снижение  показателей  материнской  и
детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление
здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
     Для достижения   указанных   целей   предусматривается    решение
следующих задач:
     совершенствование нормативно-правовой  базы  по  вопросам  охраны
материнства и детства;
     совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;
     укрепление материально-технической  базы  лечебнопрофилактических
учреждений родовспоможения и детства;
     внедрение в  практику  учреждений здравоохранения,  образования и
социальной защиты населения современных медицинских, образовательных и
психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья;
     профилактика заболеваемости   и   инвалидности   в   детском    и
подростковом возрасте;
     развитие информационных технологий в сфере охраны  материнства  и
детства;
     совершенствование системы подготовки,  переподготовки и повышения
квалификации кадров.
     Целью подпрограммы  "Одаренные   дети"   является   создание   на
государственном   уровне   системы  выявления,  развития  и  поддержки
одаренных детей,  обеспечение условий для  их  личностной,  социальной
самореализации и профессионального самоопределения.
     Задачами подпрограммы являются:
     создание условий  для  выявления  детской  одаренности и развития
детей в соответствии с их способностями;
     развитие центров работы с одаренными детьми;
     ресурсное обеспечение  учреждений   образования,   работающих   с
одаренными детьми;
     создание на федеральном уровне системы научного,  методического и
информационного обеспечения работы с одаренными детьми.
     Цель подпрограммы "Профилактика безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних" - защита и улучшение положения детей,  находящихся
в  трудной  жизненной  ситуации,   укрепление   системы   профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
     Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
     стабилизация семьи  как основного социального института общества,
усиление ответственности родителей за воспитание детей;
     совершенствование системы      профилактической     работы     по
предупреждению  семейного   неблагополучия,   социального   сиротства,
детской беспризорности и безнадзорности;
     ресурсное обеспечение системы служб,  осуществляющих профилактику
безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних,   социальную
реабилитацию  несовершеннолетних,  оказавшихся  в  трудной   жизненной
ситуации;
     развитие инновационных форм и технологий профилактической  работы
с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
     Целью подпрограммы    "Дети-сироты"    является    предупреждение
социального сиротства,  социализация и интеграция детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.
     Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
     создание условий,  способствующих воспитанию детей-сирот и детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,  в  приемных   семьях   (опека,
патронат, усыновление);
     государственная поддержка    семей,   принявших   на   воспитание
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     Целью подпрограммы  "Дети-инвалиды"  является  формирование основ
комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание
условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.
     Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
     создание системы     профессионально-трудовой     и    социальной
реабилитации детей-инвалидов, интеграции их с обществом;
     обеспечение детей-инвалидов      современными     индивидуальными
техническими средствами реабилитации  и  средствами,  облегчающими  им
самообслуживание;
     создание системы полного учета детей - инвалидов;
     мониторинг социально-экономического   положения   семей,  имеющих
детей-инвалидов;
     укрепление материально-технической     базы    специализированных
учреждений   для   детей-инвалидов,   детских   домов-интернатов   для
проведения   комплексной   медицинской,  педагогической  и  социальной
реабилитации детей-инвалидов.
     Срок реализации Программы - 2003-2006 годы.

                 III. Система программных мероприятий

     Подпрограммы содержат   конкретные   мероприятия,   увязанные  по
срокам,  ресурсам и исполнителям,  которые  направлены  на  реализацию
целей Программы.
     Для координации  действий  федеральных   органов   исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
повышения эффективности межведомственного взаимодействия и социального
партнерства   государственным  заказчиком  -  координатором  Программы
планируется организация  и  проведение  совещаний  с  государственными
заказчиками   подпрограмм  по  вопросам  взаимодействия  и  исключения
дублирования мероприятий, практических семинаров по вопросам улучшения
положения детей по федеральным округам,  ежегодных совещаний-семинаров
по итогам реализации  Программы  и  других  организационнометодических
мероприятий.
     Подпрограмма "Здоровый  ребенок"  включает  как  мероприятия   по
охране здоровья матерей,  так и мероприятия по сохранению и укреплению
здоровья детей и подростков.
     В рамках   реализации  подпрограммы  предусматриваются  следующие
мероприятия:
     совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
     строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений
детства и родовспоможения;
     научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа.
     Подпрограмма "Одаренные дети" содержит систему мер,  направленных
на создание равных условий,  адресную поддержку и социальную адаптацию
одаренных детей.
     В подпрограмме планируются:
     развитие и  поддержка  сети организаций,  работающих с одаренными
детьми;
     осуществление государственной   поддержки   и  социальной  защиты
одаренных детей;
     развитие системы работы с кадрами.
     Мероприятия подпрограммы    "Профилактика    безнадзорности     и
правонарушений  несовершеннолетних"  направлены  на защиту прав детей,
находящихся  в   особо   сложных   обстоятельствах   (безнадзорных   и
беспризорных,  проживающих  в семьях,  находящихся в социально опасном
положении,  подвергшихся  насилию  и  эксплуатации,   злоупотребляющих
наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, детей
из семей беженцев и вынужденных переселенцев).
     С этой целью предполагается осуществить:
     научно-методическое обеспечение    работы     по     профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     информационно-аналитическое обеспечение  работы  по  профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     ресурсное обеспечение     учреждений     системы     профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     меры по  организации  и  проведению  реабилитационной  работы   с
детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
     Решение задач,   поставленных   в   подпрограмме   "Дети-сироты",
предполагает скоординированные действия по следующим направлениям:
     реформирование системы опеки и попечительства;
     внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
     обеспечение качественного  образования   детей-сирот   и   детей,
оставшихся без попечения родителей;
     создание условий   для   воспитания   и   развития   детей-сирот,
максимально  приближенных к семейным (ресурсное обеспечение учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детских
домов,  домов ребенка,  детских домов семейного типа, школ-интернатов,
школ-интернатов   с    углубленной    профессиональной    подготовкой,
школ-интернатов различной воспитательной направленности);
     строительство образовательных учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
     развитие системы социальной защиты семьи;
     мониторинг соблюдения     прав     детей-сирот,     развития    и
жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений
для детей-сирот и организационные мероприятия по подпрограмме.
     В подпрограмме "Дети-инвалиды" предусматриваются:
     информационно-аналитическое и         организационно-методическое
обеспечение работы по социальной защите детей-инвалидов;
     меры по    социальной   интеграции   и   профессионально-трудовой
реабилитации детей-инвалидов;
     меры по   улучшению   социального   обслуживания  детейинвалидов,
укреплению     материально-технической     базы     учреждений     для
детей-инвалидов;
     научно-методическое обеспечение    решения    проблем     детской
инвалидности;
    обеспечение автотранспортом  специализированных   учреждений   для
детей-инвалидов;
     организация переподготовки  и  повышения   квалификации   кадров,
работающих с детьми-инвалидами;
     строительство и    реконструкция    детских     домов-интернатов,
реабилитационных центров системы социальной защиты населения.

                 IV. Ресурсное обеспечение Программы

     Мероприятия Программы  реализуются  за  счет средств федерального
бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и   внебюджетных
источников.
     Объем финансирования  Программы  за  счет  всех   источников   на
2003-2006  годы составляет 20377,99 млн.  рублей,  в том числе за счет
средств:
     федерального бюджета - 6739,62 млн. рублей;
     бюджетов субъектов Российской Федерации - 13417,24 млн. рублей;
     внебюджетных источников - 221,13 млн. рублей.
     Расходы на   капитальные  вложения  предусматриваются  в  размере
10886,9 млн. рублей, в том числе за счет средств:
     федерального бюджета - 3645,92 млн. рублей;
     бюджетов субъектов Российской Федерации - 7210,98 млн. рублей;
     внебюджетных источников - 30 млн. рублей.
     Расходы на   научно-исследовательские   и   опытноконструкторские
работы  предусматриваются в размере 56,67 млн.  рублей за счет средств
федерального бюджета.
     Расходы на  "Прочие  нужды"  предусматриваются  в размере 9434,42
млн. рублей, в том числе за счет средств:
     федерального бюджета - 3037,03 млн. рублей;
     бюджетов субъектов Российской Федерации - 6206,26 млн. рублей;
     внебюджетных источников - 191,13 млн. рублей.
     Финансирование Программы в 2003 году предусматривается в  размере
4574,72 млн.  рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета
- 1452,54 млн.  рублей,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  -
3057,45 млн. рублей, внебюджетных источников - 64,73 млн. рублей.
     Объем финансирования  мероприятий  Программы  за   счет   средств
федерального  бюджета  ежегодно  при формировании проекта федерального
бюджета на соответствующий  год  подлежит  уточнению  в  установленном
порядке.
     Объемы финансирования программных  мероприятий  за  счет  средств
бюджетов     субъектов     Российской     Федерации    согласовываются
государственными заказчиками  подпрограмм  с  органами  исполнительной
власти  соответствующих  субъектов  Российской  Федерации  и  подлежат
ежегодно уточнению.

            Объемы и источники финансирования федеральной
          целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы

-----------------------------------------------------------------------------------------------------
|    |        Источники          | Объем            |           В том числе                         |
|    |     финансирования и      | финансирования   |                                               |
|    |   направления расходов    | на 2003-2006     |                                               |
|    |                           | годы - всего     |                                               |
|    |                           | (млн. рублей)    |                                               |
|    |                           |                  |                                               |
|----|---------------------------|------------------|-----------------------------------------------|
|    |                           |                  |   2003   |   2004     |  2005    |  2006      |
|    |                           |                  |   год    |    год     |  год     |   год      |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
| 1. |  Федеральная целевая      |  20377,99        | 4574,72  |  4967,10   | 5220,31  |  5615,86   |
|    |  программа "Дети России"  |                  |          |            |          |            |
|    |  - всего                  |                  |          |            |          |            |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |  6739,62         | 1452,54  |  1633,33   | 1736,85  |  1916,9    |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |  13417,24        | 3057,45  |  3285,57   | 3434,36  |  3639,86   |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |   221,13         |  64,73   |   48,2     |  49,1    |  59,1      |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     Капитальные вложения  |  10886,9         | 2442,89  |  2650,67   | 2778,74  |  3014,6    |
|    |     - всего               |                  |          |            |          |            |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |  3645,92         |  758,3   |  882,82    | 937,09   |  1067,71   |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |  7210,98         | 1674,59  |  1762,85   | 1836,65  |  1936,89   |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |     30           |    10    |     5      |   5      |   10       |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     НИОКР - всего         |   56,67          |  20,24   |   15,83    | 12,53    |  8,07      |
|    |     в том числе           |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   56,67          |  20,24   |   15,83    | 12,53    |  8,07      |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     Прочие нужды - всего  |  9434,42         | 2111,59  |  2300,6    | 2429,04  |  2593,19   |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |  3037,03         |   674    |  734,68    | 787,23   |  841,12    |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |  6206,26         | 1382,86  |  1522,72   | 1597,71  |  1702,97   |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |   191,13         |  54,73   |   43,2     |  44,1    |  49,1      |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
| 2. |  Подпрограмма "Здоровый   |  3526,42         |  738,09  |  828,51    | 925,65   | 1034,17    |
|    |  ребенок" - всего         |                  |          |            |          |            |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |  1472,21         |  331,11  |  357,42    | 380,72   | 402,96     |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |  2049,98         |  405,45  |  470,19    | 544,03   | 630,31     |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |    4,23          |   1,53   |    0,9     |  0,9     |   0,9      |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     Капитальные вложения  |  1972,18         |  392,74  |  454,98    | 523,05   | 601,41     |
|    |     - всего               |                  |          |            |          |            |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   724,07         |  160,75  |  175,22    | 187,49   | 200,61     |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |  1248,11         |  231,99  |  279,76    | 335,56   |  400,8     |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     НИОКР - всего         |   35,02          |  12,04   |   9,63     |  8,58    |  4,77      |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   35,02          |  12,04   |   9,63     |  8,58    |  4,77      |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     Прочие нужды - всего  |  1519,22         |  333,31  |   363,9    | 394,02   | 427,99     |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   713,12         |  158,32  |  172,57    | 184,65   | 197,58     |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |   801,87         |  173,46  |  190,43    | 208,47   | 229,51     |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |    4,23          |   1,53   |    0,9     |  0,9     |   0,9      |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
| 3. |  Подпрограмма "Одаренные  |   200,95         |  45,81   |   48,76    | 52,43    |  53,95     |
|    |  дети" - всего            |                  |          |            |          |            |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   148,91         |   32,8   |   35,75    | 39,42    |  40,94     |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |   41,64          |  10,41   |   10,41    | 10,41    |  10,41     |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |    10,4          |   2,6    |    2,6     |  2,6     |   2,6      |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     Прочие нужды - всего  |   200,95         |  45,81   |   48,76    | 52,43    |  53,95     |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   148,91         |   32,8   |   35,75    | 39,42    |  40,94     |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |   41,64          |  10,41   |   10,41    | 10,41    |  10,41     |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |    10,4          |   2,6    |    2,6     |  2,6     |   2,6      |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
| 4. |  Подпрограмма             |  5887,05         | 1279,87  |  1426,19   | 1532,89  |  1648,1    |
|    |  "Профилактика            |                  |          |            |          |            |
|    |  безнадзорности и         |                  |          |            |          |            |
|    |  правонарушений           |                  |          |            |          |            |
|    |  несовершеннолетних" -    |                  |          |            |          |            |
|    |  всего                    |                  |          |            |          |            |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   1563,4         |  348,13  |  378,76    | 404,51   |   432      |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |  4183,65         |  890,74  |  1016,43   | 1096,38  |  1180,1    |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |    140           |    41    |    31      |   32     |   36       |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     НИОКР - всего         |   10,65          |   3,4    |     3      |  2,45    |   1,8      |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   10,65          |   3,4    |     3      |  2,45    |   1,8      |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     Прочие нужды - всего  |   5876,4         | 1276,47  |  1423,19   | 1530,44  |  1646,3    |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |  1552,75         |  344,73  |  375,76    | 402,06   |  430,2     |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |  4183,65         |  890,74  |  1016,43   | 1096,38  |  1180,1    |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |    140           |    41    |    31      |   32     |   36       |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
| 5. |  Подпрограмма "Дети -     |   2330,2         |  552,6   |   555,3    | 569,4    |  652,9     |
|    |  сироты" - всего          |                  |          |            |          |            |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   1577,3         |  364,7   |   375,6    | 379,1    |  457,9     |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |   730,4          |  182,3   |    174     | 184,7    |  189,4     |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |    22,5          |   5,6    |    5,7     |  5,6     |   5,6      |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     Капитальные вложения  |   1874,3         |  448,3   |    445     |  453     |   528      |
|    |     - всего               |                  |          |            |          |            |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   1368,3         |  318,3   |    325     |  325     |   400      |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |    506           |   130    |    120     |  128     |   128      |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     Прочие нужды - всего  |   455,9          |  104,3   |   110,3    | 116,4    |  124,9     |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |    209           |   46,4   |   50,6     |  54,1    |  57,9      |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |   224,4          |   52,3   |    54      |  56,7    |  61,4      |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |    22,5          |   5,6    |    5,7     |  5,6     |   5,6      |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
| 6. |  Подпрограмма "Дети -     |  8433,37         | 1958,35  |  2108,34   | 2139,94  |  2226,74   |
|    |  инвалиды" - всего        |                  |          |            |          |            |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   1977,8         |  375,8   |   485,8    | 533,1    |  583,1     |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |  6411,57         | 1568,55  |  1614,54   | 1598,84  |  1629,64   |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |     44           |    14    |     8      |   8      |   14       |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     Капитальные вложения  |  7040,42         | 1601,85  |  1750,69   | 1802,69  |  1885,19   |
|    |     - всего               |                  |          |            |          |            |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |  1553,55         |  279,25  |   382,6    | 424,6    |  467,1     |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |  5456,87         | 1312,6   |  1363,09   | 1373,09  |  1408,09   |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |     30           |    10    |     5      |   5      |   10       |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     НИОКР - всего         |     11           |   4,8    |    3,2     |  1,5     |   1,5      |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |     11           |   4,8    |    3,2     |  1,5     |   1,5      |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     Прочие нужды - всего  |  1381,95         |  351,7   |  354,45    | 335,75   | 340,05     |
|    |     в том числе:          |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     федеральный бюджет    |   413,25         |  91,75   |    100     |  107     |  114,5     |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     бюджеты субъектов     |   954,7          |  255,95  |  251,45    | 225,75   | 221,55     |
|    |     Российской Федерации  |                  |          |            |          |            |
|----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------|
|    |     внебюджетные          |     14           |    4     |     3      |   3      |    4       |
|    |     источники             |                  |          |            |          |            |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

                   V. Механизм реализации Программы

     Государственным заказчиком  -  координатором  Программы  является
Министерство   труда  и  социального  развития  Российской  Федерации,
государственными  заказчиками  подпрограмм  -  Министерство  труда   и
социального     развития     Российской     Федерации,    Министерство
здравоохранения   Российской   Федерации,   Министерство   образования
Российской   Федерации,   Министерство   внутренних   дел   Российской
Федерации,  Министерство юстиции  Российской  Федерации,  Министерство
культуры  Российской  Федерации  и  Государственный комитет Российской
Федерации по физической культуре и спорту.
     Исполнителями мероприятий   Программы   являются  организации,  с
которыми государственные заказчики подпрограмм заключают на конкурсной
основе    государственные   контракты   (договоры)   в   установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
     В ходе  реализации  Программы  Министерство  труда  и социального
развития Российской Федерации  обеспечивает  координацию  деятельности
государственных   заказчиков   подпрограмм,  исключающую  дублирование
программных мероприятий.
     Государственные заказчики      подпрограмм     осуществляют     в
установленном порядке  меры  по  полному  и  качественному  выполнению
мероприятий соответствующих подпрограмм.

                VI. Организация управления и контроль
                       за реализацией Программы

     Взаимодействие между  государственными  заказчиками   подпрограмм
осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство труда
и социального развития Российской Федерации.
     Текущее управление     реализацией    Программы    осуществляется
дирекцией,  создаваемой  в   установленном   порядке   государственным
заказчиком - координатором Программы.
     Контроль за реализацией  Программы  осуществляется  Министерством
труда  и  социального развития Российской Федерации,  государственными
заказчиками  подпрограмм  совместно  с  Министерством   экономического
развития  и  торговли  Российской  Федерации и с участием Министерства
финансов Российской Федерации и Министерства промышленности,  науки  и
технологий  Российской  Федерации  (в  части  научно-исследовательских
работ).
     Министерство труда  и  социального  развития Российской Федерации
совместно  с  государственными  заказчиками  подпрограмм  осуществляет
подготовку     и     представление     в     установленном     порядке
справочно-аналитической  информации  и  ежегодных  докладов   о   ходе
реализации   мероприятий   Программы   и  эффективности  использования
финансовых средств.

                 VII. Оценка социально-экономической
                  эффективности реализации Программы

     Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
     улучшить положение  детей,   в   том   числе   одаренных   детей,
детей-инвалидов,   детей-сирот,   детей,   оставшихся   без  попечения
родителей,  несовершеннолетних,  оказавшихся   в   трудной   жизненной
ситуации;
     стабилизировать семью как основной социальный институт общества;
     снизить заболеваемость, инвалидность детей, уменьшить численность
социально дезадаптированных детей и подростков;
     снизить показатели  материнской  смертности  -  до  30  на 100000
родившихся живыми,  младенческой смертности - до 13 на 1000 родившихся
живыми,  детской смертности на 15-20 процентов,  заболеваемости женщин
на 3-5 процентов;
     развить систему  выявления  и поддержки одаренных детей:  оказать
материально-техническую поддержку  специализированным  учреждениям  по
работе   с   одаренными   детьми,  всероссийским  очнозаочным  школам,
региональным образовательным учреждениям, экспериментальным площадкам,
отрабатывающим   новые   технологии   работы   с   одаренными  детьми,
школам-интернатам для одаренных детей;
     ежегодно выплачивать   120   единовременных  стипендий  одаренным
детям;
     обеспечивать ежегодную    поддержку    10   всероссийских   и   4
международных предметных олимпиад, проведение всероссийских творческих
мероприятий     для     детей-инвалидов,     ежегодных    мероприятий,
предусмотренных  в  комплексной  программе  Всероссийского   фестиваля
детского  художественного творчества "Адрес детства - Россия",  летних
творческих тематических  смен,  мастер-классов  для  одаренных  детей,
мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей;
     снизить численность   безнадзорных   детей,    сократить    число
правонарушений несовершеннолетних;
     расширить сеть      специализированных       учреждений       для
несовершеннолетних,  нуждающихся  в  социальной  реабилитации (до 1225
единиц);
     увеличить объем  и  повысить  качество предоставляемых социальных
услуг,  ежегодно  обслуживать  более  1,5   млн.   несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
     укрепить материально-техническую  базу   свыше   700   учреждений
социального обслуживания семьи и детей;
     уменьшить число   детей-сирот,   воспитывающихся    вне    семьи,
реформировать   систему   опеки   и  попечительства,  ориентировав  ее
деятельность на предупреждение социального сиротства, создание условий
для воспитания детей-сирот в семьях различного типа;
     создать 12 экспериментальных центров содействия помещению ребенка
в семью;
     завершить строительство  и  реконструкцию   72   учреждений   для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     обеспечить доступность   образования,   спорта,   культуры    для
детей-инвалидов;
     увеличить число реабилитационных центров  для  детейинвалидов  до
350,  укрепить их материально-техническую базу, ежегодно обслуживать в
них до 150 тыс. человек;
     обеспечить более 30 тыс.  детей с церебральным параличом, 10 тыс.
слепых  и  слабовидящих,  25  тыс.  глухих   и   слабослышащих   детей
индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тыс.
детей-инвалидов ортезными изделиями и более 8 тыс.  детей,  страдающих
сахарным диабетом, глюкометрами;
     предоставить автотранспорт  более  чем   500   специализированным
учреждениям для детей-инвалидов;
     повысить эффективность межведомственного взаимодействия,  усилить
координацию  деятельности  федеральных органов исполнительной власти и
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации   по
решению проблем детства.

                   ПОДПРОГРАММА "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК"
             ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РОССИИ"
                         на 2003 - 2006 годы

                               ПАСПОРТ
                   подпрограммы "Здоровый ребенок"

-------------------------------------------------------------------------
| Наименование         | -   подпрограмма "Здоровый ребенок"            |
| подпрограммы         |                                                |
|----------------------|------------------------------------------------|
| Основание для        | -   распоряжение Правительства Российской      |
| разработки           |     Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р      |
| подпрограммы         |                                                |
|----------------------|------------------------------------------------|
| Государственные      | -   Министерство здравоохранения Российской    |
| заказчики            |     Федерации                                  |
| подпрограммы         |     Министерство труда и социального           |
|                      |     развития Российской Федерации              |
|                      |     Министерство образования Российской        |
|                      |     Федерации                                  |
|----------------------|------------------------------------------------|
| Основные             | -   Министерство здравоохранения Российской    |
| разработчики         |     Федерации                                  |
| подпрограммы         |     Министерство труда и социального           |
|                      |     развития Российской Федерации              |
|                      |     Министерство образования Российской        |
|                      |     Федерации                                  |
|                      |     Министерство промышленности, науки и       |
|                      |     технологий  Российской Федерации           |
|                      |     Российская академия медицинских наук       |
|                      |     Российская академия образования            |
|----------------------|------------------------------------------------|
| Цель подпрограммы    | -   сохранение, восстановление и               |
|                      |     укрепление здоровья детей на основе        |
|                      |     комплексного решения медицинских,          |
|                      |     педагогических, социальных проблем         |
|                      |     материнства и детства                      |
|----------------------|------------------------------------------------|
| Основные             | -   совершенствование системы охраны           |
| мероприятия          |     здоровья матери и ребенка;                 |
| подпрограммы         |     совершенствование и внедрение              |
|                      |     технологий профилактики заболеваемости     |
|                      |     у детей;                                   |
|                      |     оздоровление детей из неблагополучных      |
|                      |     семей, беспризорных и безнадзорных         |
|                      |     детей;                                     |
|                      |     рационализация питания детей и             |
|                      |     беременных женщин;                         |
|                      |     совершенствование лечебно -                |
|                      |     диагностической, в том числе               |
|                      |     реанимационной помощи беременным           |
|                      |     женщинам и новорожденным;                  |
|                      |     совершенствование нормативной правовой     |
|                      |     базы по вопросам массового                 |
|                      |     обследования новорожденных и внедрение     |
|                      |     скринингового                              |
|                      |     обследования наследственных и              |
|                      |     врожденных заболеваний у детей;            |
|                      |     совершенствование системы сохранения и     |
|                      |     укрепления здоровья детей в                |
|                      |     образовательных учреждениях;               |
|                      |     внедрение новых технологий детского        |
|                      |     питания;                                   |
|                      |     укрепление материально-технической базы    |
|                      |     учреждений родовспоможения и детства;      |
|                      |     строительство и реконструкция              |
|                      |     учреждений родовспоможения и детства;      |
|----------------------|------------------------------------------------|
|                      |     осуществление научно-исследовательских     |
|                      |     и опытно-конструкторских работ по          |
|                      |     приоритетным вопросам охраны здоровья      |
|                      |     материнства и детства                      |
|----------------------|------------------------------------------------|
| Срок реализации      | -   2003-2006 годы                             |
| подпрограммы         |                                                |
|----------------------|------------------------------------------------|
| Исполнители          | -   организации, выполняющие                   |
| мероприятий          |     государственный заказ на конкурсной        |
| подпрограммы         |     основе                                     |
|----------------------|------------------------------------------------|
| Объем и источники    | -   общий объем затрат на реализацию           |
| финансирования       |     подпрограммы за счет всех источников       |
| подпрограммы         |     финансирования - 3526,42 млн. рублей, в    |
|                      |     том числе:                                 |
|                      |     федеральный бюджет - 1472,21 млн.          |
|                      |     рублей, из них в 2003 году 331,11 млн.     |
|                      |     рублей;                                    |
|                      |     средства бюджетов субъектов Российской     |
|                      |     Федерации -2049,98 млн. рублей;            |
|                      |     внебюджетные источники - 4,23 млн.         |
|                      |     рублей                                     |
|----------------------|------------------------------------------------|
| Ожидаемые            | -   снижение показателей материнской           |
| результаты           |     смертности до 30 на 100000 родившихся      |
| реализации           |     живыми, младенческой смертности до 13      |
| подпрограммы         |     на 1000 родившихся живыми, детской         |
|                      |     смертности на 15-20 процентов,             |
|                      |     заболеваемости женщин на 3-5 процентов;    |
|                      |     снижение заболеваемости, смертности,       |
|                      |     инвалидности среди детей с хронической     |
|                      |     патологией;                                |
|                      |     снижение темпа роста показателя общей      |
|                      |     заболеваемости среди детей до 18 лет до    |
|                      |     1 процента ежегодно;                       |
|                      |     снижение показателей инвалидности среди    |
|                      |     детей на 10 процентов;                     |
|                      |     повышение уровня здоровья детей            |
|----------------------|------------------------------------------------|
| Система контроля     | -   контроль за реализацией подпрограммы       |
| за исполнением       |     осуществляется в установленном порядке     |
| подпрограммы         |     государственными заказчиками               |
|                      |     подпрограммы совместно с Министерством     |
|                      |     экономического развития и торговли         |
|                      |     Российской Федерации и с участием          |
|                      |     Министерства финансов Российской           |
|                      |     Федерации, а также Министерства            |
|                      |     промышленности, науки и технологий         |
|                      |     Российской Федерации (в части научно -     |
|                      |     исследовательских работ)                   |
-------------------------------------------------------------------------

             Мероприятия подпрограммы "Здоровый ребенок"

                                      (млн. рублей, в ценах 2003 года)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|      |                                       |     Источники финансирования      |  2003-   |        В том числе                  |
|      |                                       |                                   |  2006    |-------------------------------------|
|      |                                       |                                   |  годы -  | 2003  |  2004  |  2005    | 2006    |
|      |                                       |                                   |  всего   |  год  |   год  |  год     |  год    |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| I. Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка                                                                     |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  1.  | Внедрение современных технологий      | федеральный бюджет - всего        |  2,27    |  0,5  |  0,55  |  0,59    | 0,63    |
|      | питания детей при оказании им         |    в том числе Минздрав России    |          |       |        |          |         |
|      | неотложной медицинской помощи         |  бюджеты субъектов                |  2,27    |  0,5  |  0,55  |  0,59    | 0,63    |
|      |                                       |  Российской Федерации             |  3,37    | 0,63  |  0,75  |  0,89    |  1,1    |
|      |                                       |  внебюджетные источники           |    -     |   -   |    -   |   -      |   -     |
|------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------|
|  2.  | Внедрение оздоровительных технологий  |  федеральный бюджет - всего       |  6,76    |  1,5  |  1,64  |  1,75    | 1,87    |
|      | в специализированных                  |                                   |          |       |        |          |         |
|      | учреждениях для несовершеннолетних    |    в том числе Минтруд России     |  6,76    |  1,5  |  1,64  |  1,75    | 1,87    |
|      | (беспризорных и безнадзорных детей)   |  бюджеты субъектов Российской     |  10,52   | 2,33  |  2,54  |  2,73    | 2,92    |
|      |                                       |  Федерации                        |          |       |        |          |         |
|      |                                       |  внебюджетные источники           |  4,23    | 1,53  |   0,9  |  0,9     |  0,9    |
|------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------|
|  3.  | Внедрение образовательных программ    |  федеральный бюджет - всего       |    3     | 0,75  |  0,75  |  0,75    | 0,75    |
|      | по охране репродуктивного здоровья    |                                   |          |       |        |          |         |
|------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------|
|      |                                       |    в том числе Минтруд России     |    3     | 0,75  |  0,75  |  0,75    | 0,75    |
|------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------|
|      | подростков в учреждениях социального  |  бюджеты субъектов Российской     |    7     | 1,75  |  1,75  |  1,75    | 1,75    |
|      | обслуживания                          |  Федерации                        |          |       |        |          |         |
|------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------|
|      |                                       |  внебюджетные источники           |    -     |   -   |    -   |   -      |   -     |
|------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------|
|  4.  | Внедрение информационных технологий   | федеральный бюджет - всего        |  6,76    |  1,5  |  1,64  |  1,75    | 1,87    |
|      | при проведении профилактических       |                                   |          |       |        |          |         |
|      | медицинских осмотров и врачебного     |                                   |          |       |        |          |         |
|      | консультирования по вопросам          |                                   |          |       |        |          |         |
|      | профессиональной ориентации детей в   |                                   |          |       |        |          |         |

Страницы: 1  2  3  4  5  6