ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ). Распоряжение. Правительство РФ. 17.07.02 983-Р


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           17 июля 2002 г.
                               N 983-р

                                (НТЦС)


     В соответствии   с   Федеральным   законом   "О   противодействии
легализации   (отмыванию)   доходов,   полученных   преступным  путем"
утвердить  прилагаемые  Рекомендации  по   разработке   организациями,
совершающими  операции  с  денежными  средствами  или иным имуществом,
правил  внутреннего  контроля  в  целях  противодействия   легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
17 июля 2002 г.
N 983-р


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 17 июля 2002 года
                                                               N 983-р

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
          по разработке организациями, совершающими операции
          с денежными средствами или иным имуществом, правил
       внутреннего контроля в целях противодействия легализации
           (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

     1. Настоящие Рекомендации определяют единый подход  к  разработке
организациями,  совершающими  операции с денежными средствами или иным
имуществом,  включая профессиональных участников рынка  ценных  бумаг,
страховые  и  лизинговые  компании,  организации  федеральной почтовой
связи и иные некредитные  организации,  которые  осуществляют  перевод
денежных  средств,  ломбарды  (далее именуются - организации),  правил
внутреннего  контроля,   осуществляемого   в   целях   противодействия
легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных преступным путем (далее
именуются - правила).
     2. Правила утверждаются в течение одного месяца со дня вступления
в  силу  настоящих  Рекомендаций  или  регистрации  вновь  создаваемой
организации   руководителем   соответствующей   организации,   который
определяет  также  должностное  лицо  организации,  ответственное   за
соблюдение и совершенствование правил и реализацию разработанных на их
основе программ осуществления внутреннего контроля (далее именуется  -
ответственное лицо).
     3. Правила должны содержать порядок документального  фиксирования
необходимой  информации,  обеспечения  конфиденциальности  информации,
квалификационные требования к подготовке и обучению  кадров,  а  также
критерии  выявления  и  признаки  необычных  сделок с учетом специфики
деятельности соответствующей организации.
     4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом (далее
именуются   -   операции),   подлежащим   обязательному   контролю   в
соответствии  с  Федеральным  законом  "О  противодействии легализации
(отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем",   документально
фиксируется:
     а) вид операции и основания ее совершения;
     б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
     в) сведения,  необходимые  для  идентификации   физического   или
юридического лица, совершающего операцию;
     г) сведения,  необходимые  для  идентификации   физического   или
юридического  лица,  по  поручению  и  от  имени  которого совершается
операция;
     д) сведения,    необходимые   для   идентификации   представителя
физического или юридического  лица,  совершающего  операцию  от  имени
этого лица;
     е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции
с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.
     5. Правила  должны  предусматривать  выявление  и  документальное
фиксирование наряду с операциями,  подлежащими обязательному контролю,
операций со следующими признаками:
     а) запутанный   или   необычный   характер   сделки,  не  имеющей
очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
     б) несоответствие    сделки   целям   деятельности   организации,
установленным ее учредительными документами;
     в) неоднократное совершение операций или сделок, характер которых
дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение
от процедур обязательного контроля;
     г) иные обстоятельства,  дающие основания  полагать,  что  сделки
осуществляются  в  целях  легализации (отмывания) доходов,  полученных
преступным путем.
     При разработке   критериев   выявления  и  определении  признаков
необычных сделок учитывается также специфика деятельности  организации
и   рекомендации,   утверждаемые  Комитетом  Российской  Федерации  по
финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими  надзорными
органами.
     6. В правилах должны предусматриваться  разработка  и  реализация
следующих программ осуществления внутреннего контроля:
     а) идентификация  и  изучение   клиентов   организации   и   иных
участников операции;
     б) выявление операций,  подлежащих обязательному контролю, и иных
операций,  связанных  с легализацией (отмыванием) доходов,  полученных
преступным путем;
     в) оценка   риска   совершения   клиентом  организации  операций,
связанных с легализацией (отмыванием) доходов,  полученных  преступным
путем;
     г) документальное фиксирование необходимой информации;
     д) обучение   сотрудников  организации  в  сфере  противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
     е) иные программы.
     Указанные программы  разрабатываются   организациями   с   учетом
специфики   деятельности   организации  и  рекомендаций,  утверждаемых
Комитетом  Российской  Федерации   по   финансовому   мониторингу   по
согласованию с соответствующими надзорными органами.
     7. При разработке программы  идентификации  и  изучения  клиентов
организации  и  иных участников операции целесообразно предусматривать
использование  анкетирования  -  составления  документа,   содержащего
сведения о соответствующем лице и о его деятельности.
     Рекомендации по разработке формы  анкеты  утверждаются  Комитетом
Российской  Федерации  по  финансовому  мониторингу  по согласованию с
соответствующими надзорными органами.
     8. В  целях  идентификации физических лиц на основании документа,
удостоверяющего  личность,  устанавливаются  и  фиксируются  следующие
данные:
     а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из закона
или национального обычая);
     б) дата и место рождения;
     в) место жительства (регистрации);
     г) место пребывания;
     д) сведения  о документе,  удостоверяющем личность (вид,  серия и
номер, дата выдачи и орган, его выдавший).
     На основании  свидетельства  о  постановке  на  учет  в налоговом
органе фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при  его
наличии).
     9. В   целях   идентификации   юридических   лиц   на   основании
учредительных,  регистрационных  и  иных  документов устанавливаются и
фиксируются следующие данные:
     а) наименование;
     б) регистрационный номер и дата регистрации;
     в) место регистрации;
     г) место нахождения;
     д) почтовый адрес;
     е) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
     ж) коды   форм   федерального   государственного  статистического
наблюдения.
     10. При  идентификации юридических лиц необходимо обращать особое
внимание на следующие данные:
     а) состав учредителей (участников) юридического лица;
     б) структура  органов   управления   юридического   лица   и   их
полномочия;
     в) размер    зарегистрированного    и    оплаченного    уставного
(складочного)   капитала   или   размер   уставного  фонда,  стоимости
имущества.
     11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило, не
реже одного раза в год) обновление сведений,  полученных в  результате
идентификации и изучения клиентов организации.
     12. В правилах должно предусматриваться обязательное  составление
сотрудником   организации   (по   форме,   утверждаемой  руководителем
организации) сообщения об операции при выявлении  признаков  операций,
подлежащих  обязательному  контролю,  и  иных  операций,  в  отношении
которых  возникают  подозрения,  что  они   осуществляются   в   целях
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
     Рекомендации по включаемым в такое сообщение данным  утверждаются
Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу.
     13. Сообщение    об    операции    незамедлительно     передается
ответственному  лицу  для  предварительного  рассмотрения  и  принятия
решения о целесообразности его представления руководителю организации.
     О решении,  принятом ответственным лицом, в сообщении об операции
делается соответствующая запись.
     Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей
операции в Комитет Российской  Федерации  по  финансовому  мониторингу
принимает руководитель организации.
     14. Если организация оценивает риск совершения клиентом операций,
связанных  с легализацией (отмыванием) доходов,  полученных преступным
путем,  как высокий,  операциям  этого  клиента  уделяется  повышенное
внимание.
     15. Документальное  фиксирование  информации  осуществляется   на
основании   информации   и   документов,   предоставляемых   клиентами
организации.   Документы,   позволяющие    идентифицировать    клиента
организации  и иных участников операции,  а также определить основания
ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.
     16. Способы  фиксирования  информации  для  целей противодействия
легализации  (отмыванию)   доходов,   полученных   преступным   путем,
предусматриваемые в правилах, должны обеспечивать воспроизведение всех
необходимых деталей операции (сделки) с учетом специфики  деятельности
соответствующей организации.
     17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля должны
предусматривать  обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации
о клиентах организации и совершенных ими операциях,  а также о  мерах,
принимаемых организацией при реализации таких программ.
     18. При разработке программы хранения  информации  и  документов,
получаемых   при   осуществлении  внутреннего  контроля,  должно  быть
предусмотрено   хранение   оригиналов   документов    (заверенных    в
установленном   порядке   копий),   содержащих   сведения   о  клиенте
организации или иных участниках операции,  в течение не менее 5 лет  с
даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента,
а  документов  (заверенных   в   установленном   порядке   копий)   по
соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение
не менее 5 лет с даты совершения операции.
     Учет и    хранение    сообщений    об   операции   осуществляются
ответственным лицом.
     19. Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а
также  функции  и  полномочия  ответственного   лица   устанавливаются
организациями с учетом рекомендаций, утвержденных Комитетом Российской
Федерации   по   финансовому    мониторингу    по    согласованию    с
соответствующими надзорными органами.