МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ ПО СОБЛЮДЕНИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 22.07.94 ВЗ-6-15/265

                                ПИСЬМО                                                                              

                  ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ                         
                                                                              
                           22 июля 1994 г.                                    
                                                                              
                            N ВЗ-6-15/265                                     
                                                                              
                             (ЭЖ  94-32)                                      
                                                                              
     Государственные налоговые инспекции по республикам в составе Рос-       
сийской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам и       
районам производят проверки правильности исчисления и уплаты  налогов,       
поступающих в дорожные фонды,  с выходом на предприятия в сроки, уста-       
новленные руководителями налоговых инспекций, но не реже одного раза в       
два года.                                                                    
     При проверке правильности исчисления и уплаты налогов в  дорожные       
фонды следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 27 де-       
кабря 1991 г.  N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Фе-       
дерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него законами Рос-       
сийской Федерации от 16 июля 1992 г., от 22 декабря 1992 г., от 21 мая       
1993 г.,  Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г.  N 1759-1       
"О дорожных фондах в Российской Федерации" с изменениями и дополнения-       
ми,  внесенными в него Законом от 25 декабря 1992 г.  N 4226-1, Указом       
Президента Российской Федерации от 23 мая 1993 г.  N 1008 "О Федераль-       
ном дорожном фонде",  Инструкцией Министерства финансов Российской Фе-       
дерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от  30       
марта 1993 г. N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и       
иных средств в дорожные фонды" с изменениями, внесенными в нее письмом       
Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой       
службы Российской Федерации от 23 августа 1993 г.  N  98/ВЗ-4-15/125н,       
изменениями и дополнениями N 2 от 26 июня 1994 г.,  письмами Государс-       
твенной налоговой службы Российской Федерации от 28  июля  1993  г.  N       
ВЗ-6-15/241  "О  порядке  расчета  размеров налога на реализацию горю-       
че-смазочных материалов" и от 8 сентября 1993 г. N ВЗ-4-15/138н "О не-       
которых  вопросах  исчисления и уплаты налогов в дорожные фонды в 1993       
году".                                                                       
     Перед началом проверки следует проверить:                               
     наличие решения представительного органа субъекта Российской  Фе-       
дерации  об установлении конкретной ставки налога на пользователей ав-       
томобильных дорог,  налога с владельцев транспортных средств и  налога       
на приобретение автотранспортных средств, а также предоставление льгот       
для отдельных категорий плательщиков;                                        
     по материалам плательщика полноту бухгалтерской отчетности, в том       
числе наличие в ее составе расчетов.                                         
     В ходе проверки необходимо обратить внимание на  следующие вопро-       
сы:                                                                          
     - качество ведения бухгалтерского учета;                                
     - правильность определения  налогооблагаемой  базы  и  применения       
ставки налога;                                                               
     - своевременное   перечисление  сумм   налогов  в  дорожные  фон-       
ды;                                                                          
     - своевременное представление налоговых расчетов в налоговые  ор-       
ганы;                                                                        
     - другие вопросы,  касающиеся налогообложения в дорожные фонды, в       
том числе порядок представления льгот по налогу.                             
     Документальной проверке предшествует  камеральная  проверка  (без       
выхода на место), которая производится налоговыми инспекторами по каж-       
дому налоговому расчету.                                                     
                                                                             
            I. Порядок проверки правильности исчисления                      
                   и уплаты налога на реализацию                             
                   горюче - смазочных материалов                             
                                                                             
     Плательщиками налога на реализацию горюче - смазочных  материалов       
являются предприятия - изготовители, реализующие эти материалы, и дру-       
гие хозяйствующие субъекты,  осуществляющие перепродажу этих  материа-       
лов.                                                                         
     Налог на реализацию горюче - смазочных материалов уплачивается по       
ставке  25 процентов от оборота по реализации горюче - смазочных мате-       
риалов по месту нахождения плательщика в следующие сроки:                    
     подекадно 15-го, 25-го и 5-го числа каждого месяца - предприятия-       
ми со среднемесячными платежами более 500 тыс. рублей.                       
     По окончании  месяца предприятия исчисляют сумму налога исходя из       
фактических оборотов за отчетный месяц с учетом ранее  уплаченных  де-       
кадных платежей, вносят ее в дорожный фонд не позднее 20-го числа сле-       
дующего месяца;                                                              
     ежемесячно в  срок  не  позднее  20-го  числа следующего месяца -       
предприятиями со среднемесячными платежами от 100 тыс.  рублей до  500       
тыс. рублей;                                                                 
     ежеквартально в срок не позднее срока,  установленного для предс-       
тавления квартальной бухгалтерской отчетности, со среднемесячными пла-       
тежами до 100 тыс. рублей.                                                   
     Размер среднемесячного  платежа  определяется  исходя из отчетных       
данных за предыдущий квартал.                                                
     Предприятия, осуществляющие реализацию горюче - смазочных матери-       
алов (автобензин, дизельное топливо, масла автотракторные и дизельные,       
сжатый  и  сжиженный газ,  используемый в качестве моторного топлива),       
обязаны в журналах - ордерах,  ведомостях,  машинограммах и других ре-       
гистрах  бухгалтерского  учета сумму налога выделять в отдельную графу       
на основании расчетных документов.                                           
     Проверяются договоры  на  отгрузку горюче - смазочных материалов,       
банковские выписки по движению средств на расчетном счете (дебет счета       
51  "Расчетный счет") в части средств,  относящихся на кредит счета 46       
"Реализация продукции (работ,  услуг)" и кредит счета  48  "Реализация       
прочих активов".                                                             
     Проверить документы по отгрузке горюче - смазочных  материалов  в       
счет  предварительной  оплаты  по каждому  договору;  приходные кассо-       
вые  ордера на  поступление  денежной наличности  в кассу  предприятия       
в оплату  счетов  на отгруженную  продукцию,  карточки складского уче-       
та, оборотные  ведомости,  материальные отчеты  по  горюче - смазочным       
материалам.                                                                  
     При проверке следует определить правильность  отражения  оборотов       
по дебету счета 67 "Расчеты по внебюджетным фондам",  субсчет "Расчеты       
по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов".                      
     Необходимо проверить  правильность отражения по дебету счета 46 и       
кредиту счета 67 суммы налога, полученной от реализации ГСМ.                 
     Проверяется правильность арифметического подсчета оборотов по де-       
бету и кредиту счета 67 в корреспонденции с другими счетами,  правиль-       
ность  определения  сумм налога исходя из применения цен по реализации       
горюче - смазочных материалов и установленных ставок.                        
     При  проверке  правильности  уплаты  налога  на  реализацию горю-       
че - смазочных  материалов особое  внимание следует  обратить на цено-       
образование горюче - смазочных материалов, предназначенных для их реа-       
лизации.  При этом следует руководствоваться  письмом  от  28.07.93  N       
ВЗ-6-15/241  Госналогслужбы России,  согласованное с Минфином России и       
Роскомцен.                                                                   
     Пример расчета налога на реализацию горюче - смазочных материалов       
для предприятий - изготовителей, реализующих ГСМ внутри страны:              
                                             за 1 т в рублях                 
1. Цена предприятия, включающая                                              
   себестоимость, прибыль и акциз            50000                           
2. Налог на добавленную стоимость                                            
   (20% х стр. 1) : 100%                     10000                           
3. Спецналог (3% х стр. 1) : 100%            1500                            
4. Налог на реализацию  горюче -                                             
   смазочных материалов                                                      
   (20% х стр. 1) : 100%                     12500                           
5. Стоимость реализации ГСМ                                                  
   потребителям (перепродавцам)                                              
   (стр.1 + стр.2 + стр.3 + стр.4)           74000                           
                                                                             
     В данном примере предприятие - изготовитель уплачивает  налог  на       
реализацию  горюче  -  смазочных  материалов в сумме 12500 рублей за 1       
тонну реализованных ГСМ.                                                     
     Пример расчета налога на реализацию горюче - смазочных материалов       
для снабженческо - сбытовых  организаций,  осуществляющих  перепродажу       
горюче - смазочных материалов внутри станы:                                  
                                             за 1 т в рублях                 
1. Закупочная стоимость ГСМ                  74000                           
   в том числе:                                                              
   а) цена предприятия изготовителя          50000                           
   б) налог на добавленную стоимость         10000                           
   в) спецналог                              1500                            
   г) налог на реализацию ГСМ                12500                           
2. Снабженческо - сбытовая надбавка                                          
   (стр. 1а + стр. 16 + стр 1в) х 35% : 100  21525                           
3. Цена реализации из емкостей нефтебазы                                     
   (стр. 1 + стр. 2)                         95525                           
                                                                             
     В данном примере сумма налога на добавленную стоимость и  спецна-       
лога, подлежащая уплате в бюджет, определяется:                              
     налог на добавленную стоимость: (21525 х 20%) : 123% = 3500;            
     спецналог: (21525 х 3%) : 123% = 525;                                   
     сумма налога на реализацию горюче - смазочных материалов,  подле-       
жащая уплате в дорожный фонд определяется:                                   
     а) 21525 - 3500 = 18025                                                 
     б) 18025 - 525 = 17500                                                  
     в) (17500 х 25%) : 125% = 3500                                          
     При  реализации  горюче - смазочных  материалов  через авто - за-       
правочные станции  к  цене реализации  из  емкостей  нефтебазы  приме-       
няется  торговая надбавка  в размере  2%, которая в данном примере со-       
ставляет:                                                                    
     (95525 х 2%) : 100% = 1911.                                             
     Таким образом,  цена реализации через автозаправочные  станции  с       
налогом на добавленную стоимость и спецналогом составит:                     
     95525 + 1911 = 97436.                                                   
     В этом  случае налог на добавленную стоимость для уплаты в бюджет       
исчисляется:                                                                 
     (21525 + 1911 = 23436) х 20% : 123% = 3810,7                            
     спецналог:                                                              
     (21525 + 1911 = 23436) х 3% : 123% = 571,6                              
     Налог на реализацию горюче - смазочных материалов  для  уплаты  в       
дорожный фонд исчисляется:                                                   
     (23436 - 3810,7 - 571,6) х 25% : 125% = 3810,7                          
     Пример расчета налога на реализацию горюче - смазочных материалов       
для снабженческо - сбытовых  организаций,  осуществляющих  перепродажу       
горюче - смазочных материалов,  закупленных на бирже или у других ком-       
мерческих структур по свободным ценам.                                       
                                             за 1 т в рублях                 
     Цена закупки ГСМ                        100000                          
     Снабженческо - сбытовая надбавка                                        
     к цене закупки (10%)                    10000                           
     Цена реализации ГСМ                     110000                          
                                                                             
     Сумма налога на добавленную стоимость в данном примере исчисляет-       
ся:                                                                          
     10000 х 20% / 123% = 1626,02                                            
     Сумма спецналога в данном примере исчисляется:                          
     10000 х 3% / 123% = 243,90                                              
     Сумма налога на реализацию горюче - смазочных материалов                
исчисляется:                                                                 
     (10000 - 1626,02 - 243,90) х 25% / 125% = 1626,02                       
     Аналогично  исчисляется налог  на  реализацию  горюче - смазочных       
материалов  и для  других хозяйствующих  субъектов, осуществляющих пе-       
репродажу горюче - смазочных материалов, только в этом случае снабжен-       
ческо - сбытовая надбавка применяется в размере 8 процентов к цене за-       
купки.                                                                       
     Пример расчета налога на реализацию горюче - смазочных материалов       
для предприятий - изготовителей,  реализующим ГСМ в странах СНГ, Азер-       
байджан и Грузию  по  мировым ценам:                                         
----------------------------------------------------------------             
NN  Наименование           Страны  СНГ     Азербайджан,  Грузия              
----------------------------------------------------------------             
 1. Мировая цена в                                                           
    доллорах США              180            180                             
    в рублях по курсу                                                        
    ЦБ РФ на 15.10.93                                                        
    (180 х 1194)              214920         214920                          
----------------------------------------------------------------             
 2. Таможенная                                                               
    пошлина в экю             30             30                              
    в рублях по курсу                                                        
    ЦБ РФ на 15.10.93                                                        
    (30 х 1396)               41880          41880                           
----------------------------------------------------------------             
 3. Налог на добавлен-                                                       
    ную стоимость                                                            
    (214920 х 35820) : 120%   35820          -                               
----------------------------------------------------------------             
 4. Налог на реализацию                                                      
    ГСМ          (214920 - 35820) х          (214920 х 25%) :                
                 х 25%) : 125% = 35820       : 125% = 42984                  
----------------------------------------------------------------             
     Следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента Рос-       
сийской  Федерации  от  23 мая 1994 г.  N 1008 "О Федеральном дорожном       
фонде" предприятия - изготовители и другие хозяйствующие субъекты, ре-       
ализующие  горюче - смазочные материалы за пределы стран СНГ,  при ис-       
числении налога на реализацию горюче - смазочных материалов, начиная с       
23 мая 1994 г. из налогооблагаемого оборота исключают оборот по реали-       
зации горюче - смазочных материалов за пределы  стран  СНГ  по  ценам,       
приближенным к мировым.                                                      
     В соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации   от       
24.12.93 N 2292 и постановлением Правительства Российской Федерации от       
31.03.94 N 985 "Об утверждении ставок акцизов по отдельным видам това-       
ров" установлен акциз на бензин для предприятий, осуществляющих произ-       
водство бензина,  в размере 10 процентов к стоимости товара по отпуск-       
ным ценам.                                                                   
     В связи с этим при исчислении налога на реализацию горюче -  сма-       
зочных  материалов  налогооблагаемой  базой  является фактическая цена       
предприятия с включением в нее акциза на бензин.                             
     Проверяется также  своевременность перечисления сумм налога в Фе-       
деральный дорожный фонд,  включая и уплату  декадных  платежей  (дебет       
счета 67 и кредит счета 51).                                                 
                                                                             
             II. Порядок проверки правильности                               
           исчисления и уплаты акцизов с продажи                             
         легковых автомобилей в личное пользование                           
                          граждан                                            
                                                                             
     Плательщиками акцизов с продажи  легковых  автомобилей  в  личное       
пользование граждан являются предприятия - изготовители этих автомоби-       
лей.                                                                         
     Объектом налогообложения  акцизами  является оборот по реализации       
легковых автомобилей в личное пользование граждан.                           
     Ставки акцизов:                                                         
     до 1 апреля 1993 г. -                                                   
     на легковые автомобили (кроме марки "ГАЗ" - 25 процентов,               
     марки "ГАЗ" - 35 процентов;                                             
     начиная с 1 апреля 1993 г. -                                            
     на легковые автомобили (кроме марки "ОКА") - 35 процентов*),            
     марки "ОКА" - 25 процентов.                                             
     С 1 января 1994 г. легковые автомобили типа "ВАЗ" и "ОКА" - став-       
ка 10% (Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N       
2276).                                                                       
     Ставка акциза  на легковые автомобили марки "Москвич" установлена       
с  11.10.93  (Постановление  Правительства  Российской  Федерации   от       
30.09.93 N 985 "Об утверждении ставок акцизов по отдельным видам това-       
ров") в размере 350 тыс. рублей с одного легкового автомобиля.               
     Ставка акциза  на  легковые  автомобили  марки "ИЖ" установлена с       
25.03.94 (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.94       
N  227 "О мерах государственной поддержки легкового автомобилестроения       
на предприятиях оборонной отрасли") в размере 0,1 процента,  с  1  мая       
1994  года ставка акциза на легковые автомобили марки "ГАЗ" (Постанов-       
ление Правительства Российской Федерации от 01.06.94 N 618).                 
     В соответствии  с постановлением Совета Министров - Правительства       
Российской Федерации от 19.11.93 N 1185 "Ставки акцизов  по  отдельным       
видам товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации".                 
     Предназначенные для перевозки людей легковые автомобили с поршне-       
вым двигателем внутреннего сгорания и объемом цилиндра:                      
     ставки акцизов к таможенной стоимости:                                  
     до 1500 куб. см. - 35%;                                                 
     от 1501 до 3000 куб. см - 50%                                           
     свыше 3000 куб. см - 70%.                                               
     Предназначенные для перевозки людей легковые автомобили с дизель-       
ным и полудизельным двигателем,  использующем топливо с низким цетано-       
вым числом и объемом цилиндра:                                               
     до 1500 куб. см. - 35%;                                                 
     от 1501 куб. см до 2500 куб. см - 50%                                   
     более 2500 куб. см - 70%                                                
     сроки уплаты:                                                           
     13-го числа текущего месяца - за первую декаду;                         
     23-го числа текущего месяца - за вторую декаду;                         
     3-го числа  следующего  за отчетным месяца - за остальные дни от-       
четного месяца.                                                              
     При проверке  следует  определить правильность отражения оборотов       
по дебету и кредиту счета 67 субсчет "Расчеты по  акцизам  в  дорожный       
фонд".                                                                       
     Проверяется правильность определения оптово - отпускной цены  ав-       
томобиля,  от которой начисляется акциз с продажи легковых автомобилей       
в личное пользование граждан.                                                
     Предприятия, реализующие  автомобили в личное пользование граждан       
(по рыночному фонду), обязаны вести раздельный учет по реализации этих       
автомобилей.                                                                 
     Для  составления  расчета  по  уплате акцизов  с продажи легковых       
автомобилей  в личное  пользование  граждан плательщики  обязаны вести       
накопительные  ведомости  по реализации таких  автомобилей,  в которых       
должны содержаться  данные  о  количестве реализованных автомобилей по       
маркам,  стоимость этих автомобилей в отпускных ценах,  включая акциз,       
по  группам  автомобилей в разрезе установленных ставок,  на основании       
первичных расчетных документов (товарно  -  транспортных  накладных  и       
прочее).                                                                     
     Проверяется правильность подсчета ведомостей, своевременность пе-       
речисления акцизов в дорожный фонд и представление налогового расчета.       
Выявляются причины задержки перечисления этих платежей.                      
     Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 3 федерально-       
го Закона Российской Федерации "О Федеральном бюджете  на  1994  год",       
принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации 24 ию-       
ля 1994 года, в частичное изменение статьи 3 Закона Российской Федера-       
ции "О дорожных фондах в Российской Федерации", начиная со II квартала       
1994 года акциза с продажи легковых автомобилей в  личное  пользование       
граждан направляются в Федеральный бюджет.                                   
                                                                             
            III. Порядок проверки правильности                               
         исчисления и уплаты налога на пользователя                          
                   автомобильных дорог                                       
                                                                             
     Плательщиками налога на пользователя автомобильных дорог являются       
предприятия,  организации,  учреждения, являющиеся юридическими лицами       
по законодательству Российской Федерации,  включая созданные на терри-       
тории Российской Федерации предприятия  с  иностранными  инвестициями,       
международные  объединения и организации,  осуществляющие предпринима-       
тельскую деятельность через постоянные представительства,  иностранные       
юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприя-       
тий,  организаций и учреждений,  имеющие отдельный баланс и  расчетный       
счет.                                                                        
     Объектом налогообложения является выручка (валовой доход) от реа-       
лизации  продукции (работ,  услуг) и товарооборот без налога на добав-       
ленную стоимость,  специального налога,  акцизов (для предприятий, вы-       
пускающих подакцизные товары), налога на реализацию горюче - смазочных       
материалов (для предприятий,  осуществляющих реализацию горюче -  сма-       
зочных материалов).                                                          
     При этом железнодорожный тариф,  оплаченный покупателем сверх до-       
говорной цены, входит в выручку от реализации продукции (работ, услуг)       
и отражается по кредиту счета 46.                                            
     Осуществляется проверка достоверности бухгалтерского учета,  пра-       
вильность отражения в учете операций и результатов финансово - хозяйс-       
твенной деятельности.                                                        
     0,4 процента выручки (валового дохода)  от  реализации  продукции       
(работ, услуг);                                                              
     0.03 процента товарооборота.                                            
     Увеличение ставок  налога  может  осуществляться законодательными       
(представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.          
     Проверка может  осуществляться двумя способами - сплошным и выбо-       
рочным.                                                                      
     При сплошном способе проверяются все документы и записи в регист-       
рах бухгалтерского учета за проверяемый период.                              
     При выборочном  способе  проверяется часть первичных документов в       
каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.                 
     Если выборочной проверкой установлены серьезные нарушения порядка       
ведения бухгалтерского учета,  то проверка проводится сплошным  спосо-       
бом.                                                                         
     При проверке правильности исчисления налога на пользователей  ав-       
томобильных  дорог  необходимо проверить правильность отражения объема       
реализации продукции (работ, услуг), а также товарооборота.                  
     Для проведения  проверки фактической выручки (валового дохода) от       
реализации основной продукции (работ,  услуг)  используются  следующие       
первичные документы, учетные регистры и отчетность:                          
     форма бухгалтерского отчета N 2 "Отчет о финансовых результатах и       
их использовании";                                                           
     главная книга или оборотный баланс;                                     
     журналы - ордера N 1,  2, 11, 11с, 11сн (при применении журнально       
- ордерной формы ведения счетов);                                            
     ведомость учета реализации В-6,  рекомендованная для малых предп-       
риятий;                                                                      
     первичные документы  на отпуск готовой продукции со складов (рас-       
ходные накладные склада готовой продукции, товарно - транспортные нак-       
ладные на перевозку грузов железнодорожным,  водным и воздушным транс-       
портом и др.);                                                               
     выписки  банка  по движению  денежных  средств по расчетному сче-       
ту;                                                                          
     приходные кассовые  ордера  на приход денежной наличности в кассу       
предприятия в оплату счетов за отгруженную продукцию;                        
     платежные требования  и платежные поручения на оплату отгруженной       
продукции;                                                                   
     пропуск на вынос (вывоз) готовой продукции с территории предприя-       
тия.                                                                         
     На основании  этих  первичных документов проверяющий сверяет дан-       
ные,  отраженные в отчете ф.  2 по статье ""Выручка (валовой доход) от       
реализации продукции (работ, услуг)", с данными по главной книге (обо-       
ротного баланса) по кредиту счета 46 и счета 48.                             
     Сверяя данные  по  главной  книге  (оборотному балансу) с данными       
журнала - ордера N 11 "По счетам готовой продукции,  отгрузке и реали-       
зации",  N 11-с "По счетам реализации работ, услуг и расчетов с заказ-       
чиками за выполнение работы",  N 11-сн "По счетам товаров,  отгрузки и       
реализации"  (при  ведении журнальной формы счетов) или с учетными ре-       
гистрами,  отражающими сумму реализации готовой продукции (при мемори-       
альной форме ведения счетов) по кредиту N 46.                                
     При применении журнальной формы ведения счетов сводные данные  по       
журналу - ордеру должны быть тождественны:                                   
     по промышленной деятельности - N 11 - сумме  по  ведомости  учета       
готовых  изделий,  реализации продукции и материальных ценностей N 16,       
ведомости учета реализации продукции и материальных ценностей N 16 и N       
16-а;                                                                        
     по подрядной деятельности - N 11-с - сумм  по  ведомостям  N  5-с       
"Ведомость  учета расчета с заказчиком за выполненные работы" и N 16-с       
"Ведомость учета реализации услуг и материальных ценностей";                 
     по снабженческой,  торговой  и аналогичным видам деятельности - N       
11-сн - суммам данных по ведомости N 16-сн "Ведомость учета реализации       
товаров,  продукции и материальных ценностей" (без выделения показате-       
лей по отдельным складам).                                                   
     После проведения  сверки  отчетных данных и данных,  отраженных в       
учетных регистрах,  проверяющий приступает к проверки  правильности  и       
законности  оформления  операций по отгрузке готовой продукции (работ,       
услуг).                                                                      
     Основанием для  отражения в учетных регистрах отгруженной продук-       
ции (работ, услуг) являются следующие первичные документы:                   
     расходные накладные  склада,  товарно - транспортные накладные на       
перевозку груза автомобильным транспортом,  транспортные накладные  на       
перевозку  груза  железнодорожным,  водным и воздушным транспортом,  а       
также пропуск на вынос (вывоз) продукции, находящейся в подразделении,       
осуществляющем охрану предприятия.                                           
     При проведении проверки  проверяющему  следует  сопоставить  даты       
складской  расходной  накладной,  транспортной накладной и пропуска на       
вынос (вывоз) продукции и материальных ценностей.  В случае  выявления       
расхождений  дат следует сличить период отражения операции по отгрузке       
продукции в учетном регистре и дату оплаты  отгруженной  продукции  по       
выписке  банка  и платежному требованию (платежному поручению или рас-       
ходному кассовому ордеру).                                                   
     При обнаружении случаев невключения в учетные регистры по кредиту       
счетов 46 и 48 оплаченной и отгруженной согласно первичным  документам       
продукции  проверяющий  обязан произвести перерасчет выручки от факти-       
ческой реализации продукции, отгруженной в отчетности, определить раз-       
мер  сокрытого  от налогообложения дохода и отразить эти случаи в акте       
проверки.                                                                    
     При проверке выручки от реализации продукции (работ,  услуг) про-       
веряющий обязан обратить внимание на правильность отражения в  учетных       
регистрах операций, связанных с реализацией продукции подсобных, вспо-       
могательных и обслуживающих производств.                                     
     Для проверки используются учетные регистры и первичные документы,       
аналогичные используемым при проверке от реализации  основного  произ-       
водства.                                                                     
     В связи с тем,  что оценка незавершенного производства продукции,       
которая  может  быть реализована и включена в отчетность по выручке по       
реализации продукции (работ, услуг), в бухгалтерском учете производит-       
ся по фактическим затратам (согласно Положению о бухгалтерском учете и       
отчетности,  утвержденному приказом Минфина России от 29.03.92 N  10),       
проверяющий обязан установить сумму части выручки,  полученной от про-       
дажи ее на сторону.  Для этого путем проведения  выборочной  встречной       
проверки на предприятиях - покупателях следует установить размер опла-       
ченных средств и сличить их со стоимостью, отраженной по кредиту счета       
46 у предприятия - продавца.                                                 
     При проверке предприятий,  осуществляющих прямой обмен или реали-       
зацию продукции (работ,  услуг) по ценам не выше себестоимости продук-       
ции или незавершенного производства,  проверяющий должен иметь  ввиду,       
что  под выручкой (отраженной по кредиту счетов 46 и 48) для целей на-       
логообложения понимается сумма сделки,  которая определяется исходя из       
рыночных  цен реализации (в том числе на биржах) аналогичной продукции       
(работ,  услуг),  применявшихся на момент исполнения  сделки.  Следует       
считать сумму выручки, полученную от указанного вида сделок, определя-       
емую на основании расчета,  который ранее  представлялся  в  налоговую       
инспекцию,  с суммой, отраженной в бухгалтерском учете по кредиту сче-       
тов 46 и 48. В случае выявления несоответствия сумм следует установить       
объем выручки,  не включенной в бухгалтерскую отчетность и сокрытый от       
налогообложения.                                                             
     При проверки  суммы  выручки от реализации продукции (работ,  ус-       
луг),  полученной в иностранной валюте,  следует иметь ввиду,  что эта       
сумма должна соответствовать сумме, отраженной по отгрузочным докумен-       
там по кредиту 46, увеличенной (уменьшенной) на сумму курсовой разницы       
(разница между суммой, полученной в иностранной валюте и перечисленной       
в рублевый эквивалент на дату совершения операции).                          
     При этом  следует  иметь  ввиду,  что  продажа иностранной валюты       
предприятия (включая обязательную продажу части валютной выручки)  от-       
ражается на счете 48 "Реализация прочих активов".                            
     По предприятиям,  которые применяют метод определения выручки  от       
реализации  по  моменту отгрузки продукции (выполнения работ,  услуг),       
выручка должна быть отражена на счете 46 в размере стоимости отгружен-       
ной  продукции на дату составления отгрузочных документов.  Основанием       
для включения в выручку является дата пропуска на вынос  (вывоз)  про-       
дукции с территории предприятия.                                             
     Предприятия, осуществляющие свою деятельность в сферах торговли и       
общественного питания, по кредиту счета 46 отражают сумму фактического       
объема реализованных товаров по продажной цене.  Выявление расхождений       
по этим суммам может быть установлено методом встречной проверки у по-       
купателя или по данным кассового аппарата.                                   
     При проверке бюджетных или других некоммерческих организаций, по-       
лучающих доходы от предпринимательской деятельности,  проверяющий обя-       
зан установить,  где ведется бухгалтерский учет этих операций, выделен       
ли учет этих операций в особый раздел,  а также куда сдаются первичные       
документы,  предназначенные для их оформления. В случае выявления (при       
наличии таких операций) отсутствия сумм выручки  в  регистрах  бухгал-       
терского  учета по кредиту счета 46 необходимо установить сумму сокры-       
того от налогообложения дохода.                                              
     Следует иметь  также  в виду,  что  реализация  и прочее  выбытие       
основных  средств и  реализация прочих  активов,  отраженных  соответ-       
ственно  по  счетам  47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"       
и 48  "Реализация  прочих активов", в налогооблагаемую базу не включа-       
ется.                                                                        
     В ходе проверки обратить внимание на особенности  налогообложения       
отдельных  категорий  плательщиков и правильность применения ими дейс-       
твующего налогового законодательства.                                        
     Органы вневедомственной  охраны уплачивают налог на пользователей       
автомобильных дорог от суммы выполненных работ по оборудованию помеще-       
ний охранной сигнализацией.                                                  
     Кроме того,  если эти органы занимаются предпринимательской  дея-       
тельностью,  то доходы, полученные в результате этой деятельности, об-       
лагаются налогом.  Средства, поступающие по договорам от собственников       
за  выполненные  работы  по охране объектов,  не облагаются налогом на       
пользователей автомобильных дорог.                                           
     В соответствии  с  изменениями  и дополнениями  к  Инструкции Ми-       
нистерства  финансов  Российской  Федерации  и  Государственной  нало-       
говой службы Российской Федерации от 28 июня 1994 года с 1 января 1994       
года изменяется налогооблагаемая база по банкам и страховым  организа-       
циям:                                                                        
     банки и другие кредитные учреждения уплачивают  налог  по  ставке       
0,4 процента (если иная ставка не установлена законодательными (предс-       
тавительными) органами государственной власти субъектов Российской Фе-       
дерации) суммы доходов,  предусмотренных в разделе I обложения об осо-       
бенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на  при-       
быль  банками и другими кредитными учреждениями,  утвержденного поста-       
новлением Правительства Российской Федерации от 16  мая  1994  года  N       
490, за исключением доходов, предусмотренных пунктами 8,11,13 (в части       
государственных ценных бумаг) указанного положения,  а также  доходов,       
полученных  по  целевым централизованным кредитным ресурсам в пределах       
ставки Центрального банка Российской Федерации;                              
     страховщики уплачивают  налог  по  ставке 0,4 процента (если иная       
ставка не установлена  законодательными  (представительными)  органами       
государственной власти субъектов Российской Федерации) от выручки, по-       
лученной от реализации страховых услуг,  определяемой в соответствии с       
пунктом 1 разделом I Положения об особенностях определения налогообла-       
гаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками,  утвержденного       
постановлением  Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 года       
N 491.                                                                       
     В программу проверки входит проверка ведения бухгалтерского учета       
по налогу на пользователей автомобильных дорог:                              
     учет расчетов  с  дорожным  фондом  ведется на отдельном субсчете       
"Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог" счета 67;           
     правильность начисления  сумм налога на пользователей автомобиль-       
ных дорог - кредит счета 67 и дебет счетов 26, 44 и др.;                     
     своевременность перечисления  сумм налога в дорожный фонд - дебет       
счета 67 и кредит счета 51.                                                  
     По бюджетным  и другим  некоммерческим  организациям, имеющим до-       
ходы  от предпринимательской деятельности,  а также по банкам  бухгал-       
терский учет ведется в соответствии с порядком, установленным Инструк-       
цией Минфина России и Госналогслужбы России от 30.03.93 г.  N 36/19 "О       
порядке  исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные       
фонды".                                                                      
     Входе проверки  обратить  внимание на особенности налогообложения       
отдельных категорий плательщиков и правильность применения  ими  дейс-       
твующего законодательства.                                                   
     При определении льгот для плательщиков этого налога следует руко-       
водствоваться  пунктом  39  Инструкции Минфина России и Госналогслужбы       
России от 30.03.93 г.  N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступ-       
ления их и иных средств в дорожные фонды".                                   
                                                                             
             IV. Порядок проверки правильности                               
                исчисления и уплаты налога                                   
             с владельцев транспортных средств                               
                                                                             
     Плательщиками налога  с  владельцев транспортных средств являются       
предприятия,  организации, учреждения и организации независимо от форм       
собственности  и  ведомственной принадлежности,  а также граждане Рос-       
сийской Федерации,  иностранные юридические лица и граждане,  лица без       
гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мо-       
тороллеры,  автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмо-       
ходу).                                                                       
     Налог уплачивается с каждой лошадиной силы мощности двигателя ав-       
томобиля  по ставкам,  установленным представительными органами власти       
субъектов Российской Федерации.                                              
     Плательщиками налога с владельцев  транспортных  средств  обязаны       
вести учет по видам и маркам автомобилей с указанием их мощности в ло-       
шадиных силах.                                                               
     Для проверки  правильности  исчисления налога с владельцев транс-       
портных средств проверяется ведение бухгалтерского учета  плательщиком       
на 1-е число месяца,  предшествующего тому, в котором производится уп-       
лата налога:                                                                 
     Подсчитывается суммарная  мощность двигателя каждого наименования       
объекта налогообложения по видам и маркам транспортных средств и  дру-       
гих самоходных машин и механизмов на пневмоходу,  а также размер годо-       
вого налога с каждой единицы лошадиной силы мощности двигателя.              
     Проверяется правильность применения ставок налога на каждый вид и       
марку автотранспортного средства.                                            
     Следует иметь в виду,  что юридические лица, приобретающие автот-       
ранспортные средства в течение года,  налог уплачивается в полном раз-       
мере.  По выбывшим транспортным средствам налог плательщику не возвра-       
щается.                                                                      
     По автотранспортным средствам,  находящимся в государственном мо-       
билизационном резерве в соответствии с  Указом  Президента  Российской       
Федерации от 5 июля 1992 года N 553, налог не уплачивается.                  
     В соответствии с порядком,  установленным  в  пунктах  58,  58.1,       
58.2,  58.3 раздела IV вышеназванной Инструкции,  проверяется правиль-       
ность ведения бухгалтерского учета, начисление и перечисление сумм на-       
лога с владельцев транспортных средств.                                      
     Проверяется правильность составления налогового  расчета.  Перио-       
дичность документальной проверки осуществляется в установленном поряд-       
ке.                                                                          
     При этом следует иметь в виду, что расчеты по налогам предприятия       
представляют налоговым органам и органам,  ведущим учет этих платежей,       
в сроки,  установленные для представления квартального (годового) бух-       
галтерского баланса за тот период,  в котором был уплачен налог,  а по       
итогам за год сводный налоговый расчет.                                      
     Для проверки правильности уплаты налога с владельцев транспортных       
средств с физических лиц налоговый инспектор получает в органах Госав-       
тоинспекции сведения о владельцах транспортных средств,  которые в ус-       
тановленном  порядке обязаны проходить технический осмотр и уплачивать       
налог в соответствии с действующим законодательством.  По вновь  заре-       
гистрированным владельцам также должны быть получены сведения для про-       
верки правильности и своевременности уплаты налога.                          
                                                                             
            V. Порядок проверки правильности исчисления                      
                  и уплаты налога на приобретение                            
                     автотранспортных средств                                
                                                                             
     Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств яв-       
ляются предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобре-       
тающие автотранспортные средства путем купли - продажи,  мены, лизинга       
и взносов в уставной фонд.                                                   
     Объектом налогообложения является продажная цена  автомобиля  без       
налога на добавленную стоимость, акциза и специального налога.               
     При проверке правильности исчисления и уплаты  налога  необходимо       
истребовать  расчетные  документы  на  приобретение  автотранспортного       
средства.                                                                    
     Если в  документах поставлена продажная цена автомобиля с выделе-       
нием суммы акциза,  налога на добавленную стоимость и  спецналога,  то       
путем вычитания из продажной цены суммы акциза,  налога на добавленную       
стоимость и спецналога определяется налогооблагаемая база.                   
     В случае  отсутствия в расчетных документах сумм налога на добав-       
ленную стоимость,  спецналога и акциза для исчисления налога на приоб-       
ретение автотранспортных средств применяется формула, представленная в       
Приложении N 6 к Инструкции Минфина России и Госналогслужбы России  от       
30.03.93 N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных       
средств в дорожные фонды".                                                   
                                                                             
     Пример:                                                                 
     1. Продажная цена автомобиля                 8000 тыс. руб.             
     2. Налог на добавленную стоимость                                       
        (8000 т.р. х 16,26%)                      1300 тыс. руб.             
     3. Спецналог (8000 т.р. х 2,44%)             195 тыс. руб.              
     4. Цена автомобиля без НСД и СН                                         
        (стр.1 - стр.2 - стр.3)                   6505 тыс. руб.             
     5. Акциз (стр.4 х 35%) : (100% + 25%)        1821 тыс. руб.             
     6. Стоимость автомобиля без НСД,                                        
        СН и акциза (стр.1 - стр.2 -                                         
        стр.3 - стр.5)                            4684 тыс. руб.             
     7. Налог на приобретение                                                
        автотранспортных средств                                             
        (стр.6 х 20%) : 100%                      936 тыс. руб.              
                                                                             
     Проверяется правильность учета автотранспортного средства на сче-       
те 01 "Основные средства" (дата и сумма).  Следует иметь в  виду,  что       
срок  уплаты  налога  на  приобретение - 5 дней после зачисления его в       
"Основные средства",  а срок представления налогового расчета для юри-       
дических лиц - вместе с бухгалтерским балансом за тот квартал, в кото-       
ром был уплачен этот налог, для предпринимателей - с декларацией о до-       
ходах.                                                                       
     Если автотранспортное средство приобретено для дальнейшей  реали-       
зации (при наличии лицензии на реализацию автомобилей), в соответствии       
с Указом Президента Российской Федерации от 29  октября  1992  года  N       
1311 "О мерах по защите прав потребителей и предотвращению спекуляции"       
стоимость этого автомобиля должна быть отражена на счете 41 "Товары" и       
налогом  на приобретение автотранспортных средств не облагается.  Если       
такого учета нет,  то к предприятию предъявляются санкции в  соответс-       
твии со ст.  13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой сис-       
темы в Российской Федерации".                                                
     В случае  приобретения  автотранспортного  средства путем мены на       
какой - либо товар (выполненные работы,  услуги), проверяется правиль-       
ность определения стоимости этого товара (работ,  услуг) исходя из ры-       
ночных цен, сложившихся на момент совершения сделки.                         
     В случае  приобретения  автотранспортного  средства  за пределами       
Российской Федерации для проверки правильности уплаты налога на приоб-       
ретение  автотранспортных  средств  налоговому  инспектору должна быть       
представлена грузовая таможенная декларация с приложенными к ней  рас-       
четными документами.                                                         
     Таможенная стоимость автотранспортного средства, от которой упла-       
чивается  налог,  отражается  в графе 42 грузовой таможенной декларац-       
ия.                                                                          
     В случае приобретения автотранспортного средства за валюту,  про-       
веряется правильность пересчета в рубли по  курсу  Центрального  банка       
России на день приобретения автотранспортного средства.                      
     Из пересчитанной в  рубли  стоимости  автотранспортного  средства       
исключается  также  акциз,  налог на  добавленную  стоимость и спецна-       
лог.                                                                         
     Проверяется порядок  приобретения  автотранспортного  средства по       
лизингу.  При этом следует иметь в виду, что налог уплачивается за ав-       
тотранспортное средство,  приобретенное в долгосрочное пользование как       
с правом выкупа, так и без права выкупа.                                     
     Лизингодателем может выступать и частное лицо.                          
     Проверяется порядок ведения бухгалтерского учета.                       
     Учет расчетов  с дорожным фондом по налогу на приобретение автот-       
ранспортного средства осуществляется на счете 67 по отдельному субсче-       
ту  "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств".  На-       
числение взносов отражается по дебету счета 08 "Капитальные  вложения"       
и кредиту счета 67.  Перечисление налога в дорожный фонд отражается по       
дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Зачисление на ос-       
новные средства - кредит счета 08 и дебет счета 01 "Основные средства"       
с начислением износа в установленном порядке.  Включение в состав зат-       
рат  -  кредит счета 02 "Износ основных средств" и дебет счета 20 "Ос-       
новное производство".                                                        
     При этом  необходимо  иметь в виду,  что в соответствии с Законом       
Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных  фондах  в  Рос-       
сийской  Федерации"  сумма  налога  на  приобретение  автотранспортных       
средств включается плательщиком в состав затрат по производству и реа-       
лизации продукции,  выполняемых работ и представляемых услуг,  поэтому       
при отнесение суммы налога на себестоимость продукции  (работ,  услуг)       
сразу  на дебет счета 26,  является нарушением порядка ведения бухгал-       
терского учета,  повлекшим за собой снижение налогооблагаемой прибыли,       
за что применяются штрафные санкции в размере 10 процентов доначислен-       
ных сумм налога.                                                             
     Штраф за снижение налогооблагаемой прибыли в этом случае применя-       
ется.                                                                        
     Порядок ведения  бухгалтерского  учета  по налогу на приобретение       
автотранспортных средств за автотранспортные  средства,  приобретенные       
по лизингу,  в качестве вклада в уставной фонд,  а также приобретенные       
банками и бюджетными учреждениями,  осуществляется  в  соответствии  с       
пунктами 70.2 и 70.3 Инструкции Минфина России и Госналогслужбы России       
от 30.03.93 N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления  их  и       
иных средств в дорожные фонды".                                              
     Результаты документальной проверки и их реализация должны  оформ-       
ляться в порядке,  изложенном в разделе VIII, IX, X Временных указаний       
о порядке проведения документальных проверок юридических лиц,  незави-       
симо от видов деятельности и формы собственности по соблюдению налого-       
вого законодательства,  правильности исчисления, полноты и своевремен-       
ности уплаты в бюджет налога на прибыль.