НАЧИСЛЯЮТСЯ ЛИ ЕСН НА ВЫПЛАТЫ НАСЛЕДНИКАМ АВТОРОВ ЗА СОЗДАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И НА ВЫПЛАТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУДА ИЛИ ПО
ЗАКЛЮЧЕННОМУ С АВТОРОМ МИРОВОМУ СОГЛАШЕНИЮ ЗА БЕЗДОГОВОРНОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
21 июня 2002 г.
N 28-11/28324
(Д)
Законом Российской Федерации от 09.07.93 N 5351-1 "Об авторском
праве и смежных правах" (далее - Закон) произведения литературы и
искусства относятся к объектам авторского права. Авторское право
распространяется на произведения литературы и искусства, являющиеся
результатом творческой деятельности автора, как обнародованные, так и
не обнародованные, независимо от назначения и достоинства
произведения, а также способа его выражения. Авторское право на
произведения литературы и искусства возникает в силу его создания. Для
признания и осуществления авторского права на произведения не
требуется регистрации или соблюдения иных формальностей.
Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные
права на использование произведения в любой форме и любым способом
(имущественные права). Статьей 16 Закона определен перечень действий,
которые может осуществлять автор, реализуя исключительные права на
использование произведения. Толкование основных понятий, содержащихся
в ст. 16 Закона, в том числе понятие "исполнение произведений",
содержится в ст. 4 Закона.
Статьей 30 Закона установлено, что имущественные права могут
передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев,
предусмотренных статьями 18-26. Передача имущественных прав может
осуществляться как на основе авторского договора о передаче
исключительных прав, так и на основе авторского договора о передаче
неисключительных прав. Определения таких договоров приведены в ст. 30
Закона.
Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом (далее -
ЕСН) являются выплаты или иные вознаграждения, начисляемые в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам.
При этом формирование налоговой базы по ЕСН по авторским
договорам имеет следующую специфику:
- на суммы вознаграждений, выплачиваемые по авторским договорам,
в соответствии с п. 3 ст. 238 Кодекса налог в части, подлежащей
зачислению в Фонд социального страхования, не начисляется;
- сумма вознаграждений, учитываемая при определении налоговой
базы ЕСН по авторскому договору, определяется в соответствии со ст.
210 Кодекса с учетом расходов, предусмотренных п. 3 ст. 221 Кодекса.
Статьей 29 Закона предусмотрено, что авторское право переходит по
наследству. Наследники, к которым перешло авторское право,
осуществляют в отношении объекта авторского права имущественные и
неимущественные права, за исключением указанных в ст. 29 Закона.
Учитывая, что с переходом авторского права по наследству у
наследника возникают гражданско - правовые отношения по авторскому
договору, вознаграждение, получаемое им по такому договору, на
основании п. 1 ст. 236 Кодекса облагается ЕСН в общеустановленном
порядке.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 49 Закона авторы вправе в
судебном порядке требовать от нарушителя авторских прав выплаты в
размерах, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации суд может также возложить на нарушителя авторских прав
обязанность по выплате денежной компенсации за причинение морального
вреда.
Мировое соглашение в соответствии с российским законодательством
- договоренность сторон о прекращении судебного спора на основе
взаимных уступок.
При взаимоотношениях по авторским договорам Кодексом в качестве
объекта налогообложения ЕСН могут рассматриваться только
вознаграждения по указанным договорам. Налогообложение ЕСН компенсаций
за нарушение авторских прав и причинение связанного с этим морального
вреда Кодексом не предусмотрено.
Следовательно, выплаченная в пользу автора компенсация в
соответствии с мировым соглашением не должна облагаться ЕСН.
Кроме того, из положения п. 1 ст. 236 Кодекса можно сделать
вывод, что выплаты в пользу физических лиц, не связанных с
организацией трудовыми отношениями или отношениями по авторским
договорам, объектом обложения ЕСН не являются.
Автор литературного произведения не заключал авторский договор с
ООО и не состоял с этой организацией в трудовых отношениях. Таким
образом, выплаченная компенсация не является объектом обложения ЕСН.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев |