ПОДЛЕЖАТ ЛИ ОБЛОЖЕНИЮ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫИ НАЛОГОМ СУММЫ,
ВЫПЛАЧИВАЕМЫЕ ГРАЖДАНАМ, ПОЛУЧИВШИМ ИЛИ ПЕРЕНЕСШИМ ЛУЧЕВУЮ
БОЛЕЗНЬ, И ИНВАЛИДАМ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ ПРИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ 14 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЗАКОНОМ
от 15.05.91 N 1244-1 "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ
ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
12 марта 2002 г.
N 28-08/10636
(Д)
В соответствии с п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской
Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ (далее
- Кодекс) налогоплательщиками единого социального налога (далее - ЕСН)
признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе
организации.
Согласно п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения ЕСН признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в
пользу физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 3 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения не признаются
объектом обложения ЕСН, если такие выплаты не отнесены к расходам,
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем
отчетном (налоговом) периоде.
Пунктом 1 ст. 237 Кодекса установлено, что при определении
налоговой базы ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за
исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско -
правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Исходя из положений Закона РФ от 18.06.92 N 3061-1 "О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне
влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, либо принимавшим участие в ликвидации последствий
этой катастрофы, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь,
другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы
гарантируются компенсации и льготы, в том числе использование
ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а
также получение дополнительного оплачиваемого отпуска.
В то же время выплаты, произведенные в соответствии с названным
Законом, согласно разъяснениям Фонда социального страхования
Российской Федерации не относятся к страховым выплатам по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний.
Следовательно, указанные выплаты нельзя вывести из-под обложения
ЕСН на основании подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса. Выплаты работникам за
время нахождения в ежегодном оплачиваемом дополнительном отпуске не
идентифицируются также с другими положениями ст. 238 Кодекса.
Таким образом, указанные выплаты в соответствии с п. 1 ст. 236
Кодекса являются объектом обложения ЕСН.
Если эти выплаты не будут уменьшать облагаемую базу по налогу на
прибыль, то на основании п. 3 ст. 236 Кодекса они исключаются из
объекта обложения ЕСН.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин |