ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
ПИСЬМО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
19 мая 1998 г.
N 30-08/13662
(НАБ 98-13)
Государственная налоговая инспекция по г. Москве в связи с
многочисленными запросами сообщает следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.97 г.
N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства" действие упрощенной системе
распространяется на организации с предельной численностью работающих
(включая работающих по договорам гражданско-правового характера) до 15
человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная
численность работающих для этих организаций включает численность
работающих в их филиалах и подразделениях.
Определение среднесписочной численности работников производится в
соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной
платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и
организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 года
N 17-10-0370.
Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим
договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей
численности основного производственного персонала ежемесячно в течение
всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени
этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный
день как целые единицы.
Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о
выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в
среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы.
Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на
работу по совместительству, производится исходя из фактически
отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени,
установленной для совместителей законодательством.
Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным
Постановлением госкомстата СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от
9 марта 1989 года N 81/604-К-3/6-84 (письмо Минфина СССР от 7 апреля
1989 года N 48 "Об условиях работы по совместительству"), определено,
что продолжительность работы по совместительству не может превышать
четырех часов в день или полного рабочего дня в выходной день. Общая
продолжительность работы по совместительству в течение месяца не
должна превышать половины месячной нормы рабочего времени,
установленной для соответствующих категорий работников.
При этом к работникам, работающим по совместительству, относятся
как работники данного предприятия, работающие по совместительству в
свободное от основной работы время, так и работники других
предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.
Для целей налогообложения показатель среднесписочной численности
определяется исходя из фактических показателей за соответствующие
отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.
Согласно статье 5 названного Закона при превышении предельной
численности работающих плательщики единого налога решением
территориальной налоговой инспекции переводятся на общепринятую
систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала,
следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет. По
итогам хозяйственной деятельности за отчетные квартал субъект
упрощенной системы представляет в налоговый орган в срок до 20-го
числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет единого налога и
выписку из книги доходов и расходов с указанием совокупного дохода
(валовой выручки), полученного за отчетные период.
Таким образом, если превышение предельного уровня среднесписочной
численности произошло в I квартал, то возврат на принятую ранее
систему налогообложения осуществляется начиная с II квартала. при этом
последний отчет по упрощенной системе представляется за I полугодие.
Если среднесписочная численность за I полугодие составила более
15 процентов, то переход на общепринятую систему налогообложения
произойдет начиная с IV квартала. При этом последний расчет единого
налога и выписка из Книги учета доходов и расходов должны быть
представлены до 20 октября по итогам деятельности за 9 месяцев.
Соответственно, если превышение предельного уровня численности
было допущено за 9 месяцев и за год, то переход на общепринятую
систему налогообложения должен быть осуществлен начиная с 1 января
года, следующего за отчетным.
Пример. Среднесписочная численность работающих в июле 1998 года
превысила 15 человек, то есть в III квартале, отчет за который
представляется до 20 октября 1998 года. Следовательно, переход к
общепринятой системе налогообложения, учета и отчетности может быть
осуществлен начиная с I квартала 199 года. Поэтому по итогам своей
деятельности за 1998 год предприятие обязано исчислять и уплачивать в
бюджет единый налог в установленном действующим законодательством
порядке.
Заместитель начальника
Государственной налоговой
инспекции по г. Москве -
Государственный советник
налоговой службы III ранга А.А. Глинкин
19 мая 1998 г.
N 30-08/13662 |