ОБ УПЛАТЕ НДС С АВАНСОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ
ИЗДАТЕЛЬСТВАМИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В 2001 ГОДУ ЗА ПОДПИСКУ НА 2002 ГОД
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
29 ноября 2001 Г.
N 09-1-19/3550/17
(ЭЖ 01-49)
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев
запрос по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость с авансов,
получаемых издательствами средств массовой информации в 2001 году за
подписку на 2002 год, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы
выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из
всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате
указанных товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 162 Кодекса установлено, что налоговая база,
определяемая в соответствии со статьями 153-158 Кодекса, определяется
с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет
предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом положения указанного пункта не применяются в отношении
операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат
налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с
положениями статьи 149 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Кодекса момент фактической
реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с
частью второй Кодекса.
Согласно статье 167 Кодекса датой реализации товаров (работ,
услуг) в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость для
организаций, принявших учетную политику "по отгрузке", является как
наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товара
(работ, услуг); день оплаты товаров (работ, услуг).
Таким образом, при получении налогоплательщиком авансов и
предоплат в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ,
оказания услуг) дата поступления этих средств на счет
налогоплательщика в целях применения вышеуказанной статьи Кодекса
является датой реализации товаров (работ, услуг).
Предусмотренные подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона
Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную
стоимость", подпунктами 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса льготы по
продукции средств массовой информации на основании Федерального закона
от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах" утрачивают свою
силу с 01.01.2002.
Следовательно, суммы, получаемые издательствами средств массовой
информации в 2001 году за подписку на 2002 год, не подлежат
налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Кроме того, в 2002 году при реализации продукции средств массовой
информации в адрес подписчиков у издательств не возникает обязанности
по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость со стоимости
ранее оплаченной продукции.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам
товаров (работ, услуг), израсходованных на производство вышеуказанной
продукции, к вычету не принимаются, а включаются в расходы,
принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций
(налога на доходы физических лиц) на основании подпункта 1 пункта 2
статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
Главный государственный
советник налоговой службы
В. ГУСЕВ |