ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА С ПРОДАЖ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 31.12.98 ВГ-6-01/930

      ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА С ПРОДАЖ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          31 декабря 1998 г.
                            N ВГ-6-01/930

                              (ФР 99-3)


     В связи   с    многочисленными    запросами,    поступающими   из
госналогинспекций по  вопросам правильности исчисления и уплаты налога
с продаж,  включенного в  налоговую  систему  Федеральным  законом  от
31.078.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Закона Российской
Федерации "Об основах  налоговой  системы  в  Российской  Федерации"",
Госналогслужба России по согласованию с Минфином России разъясняет.
     Вопрос 1.  Плательщиками налога с продаж являются все юридические
лица и  индивидуальные  предприниматели,  реализующие  товары (работы,
услуги) за наличный расчет,  или  только  предприятия  и  организации,
занимающиеся торговой деятельностью?
     Ответ. В соответствии с пунктом 3  статьи  20  Закона  Российской
Федерации от  27.12.91  N  2118-1  "Об  основах  налоговой  системы  в
Российской Федерации"   плательщиками   налога   с   продаж   являются
юридические лица,   созданные   в   соответствии  с  законодательством
Российской Федерации,   их   филиалы,   представительства   и   другие
обособленные подразделения;  иностранные юридические лица,  компании и
другие корпоративные     образования,      обладающие      гражданской
правоспособностью, созданные   в   соответствии   с  законодательством
иностранных государств,  международные  организации,  их   филиалы   и
представительства, созданные  на  территории  Российской Федерации;  а
также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность
без образования  юридического лица,  самостоятельно реализующие товары
(работы, услуги)  на  территории   Российской   Федерации;   а   также
индивидуальные предприниматели,  осуществляющие  свою деятельность без
образования юридического  лица,  самостоятельно   реализующие   товары
(работы, услуги)   на  территории  Российской  Федерации  за  наличный
расчет.
     Следовательно, плательщиками    этого    налога    являются   все
предприятия и организации,  а  также  индивидуальные  предприниматели,
реализующие товары   за   наличный   расчет,   а  не  только  торговые
организации и предприятия сферы услуг.
     Вопрос 2. Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу с продаж
у продавца и у покупателя,  приобретающего имущество  с  учетом  этого
налога.
     Ответ. Пунктом  3  статьи  20  Закона  Российской  Федерации  "Об
основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации" определено,  что
объектом налогообложения  по  налогу  с  продаж  признается  стоимость
товаров (работ,  услуг),  реализуемых  в розницу или оптом за наличный
расчет.
     Следовательно, в  бухгалтерском  учете продавца на сумму налога с
продаж следует  отражать  с  использованием   счета   46   "Реализация
продукции (работ, услуг)".
     При перечислении налога с продаж делается следующая бухгалтерская
проводка: дебет счета 68, кредит - 51.
     В соответствии с  требованиями  документов  системы  нормативного
регулирования бухгалтерского   учета  в  Российской  Федерации  оценка
имущества, приобретенного за плату,  осуществляется путем суммирования
фактически произведенных расходов на его покупку (Положение по ведению
бухгалтерского учета   и   бухгалтерской   отчетности   в   Российской
Федерации, утвержденное  приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н "Об
утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации";  Положение по бухгалтерскому учету
"Учет материально-производственных  запасов"  ПБУ  5/98,  утвержденное
приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету  "Учет  материально-производственных  запасов"").
Таким образом,  суммы  налога  с  продаж,  уплаченные при приобретении
имущества, включаются в его стоимость  и  относятся  на  себестоимость
продукции (работ,  услуг)  или издержки производства и обращения в том
случае, когда  использование  этого  имущества  связано  с   процессом
производства и реализации.
     Вопрос 3.  Исключают ли предприятия и  организации,  уплачивающие
налог с  продаж,  из  налогооблагаемой  базы  для исчисления налога на
содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы суммы
налога с продаж?
     Ответ. Налогооблагаемая  база  для  предприятий,   осуществляющих
предпринимательскую деятельность        (кроме        заготовительных,
снабженческо-сбытовых и торговых),  является  выручка,  отраженная  по
строке 010 "Выручка (нетто) от реализации товаров,  продукции,  работ,
услуг (за  минусом  налога  на  добавленную   стоимость,   акцизов   и
аналогичных обязательных   платежей)"   (приложение   N  2  к  Приказу
Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 1996 г.  N  97
"О годовой   бухгалтерской   отчетности   организаций").   В  связи  с
вступлением в  силу  Федерального  закона  "О  внесении  изменений   и
дополнений в   статью  29  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах
налоговой системы Российской Федерации"  предприятиям  и  организациям
для исчисления   налога  на  содержание  жилищного  фонда  и  объектов
социально-культурной сферы следует исключать из выручки, отражаемой по
счету 46,  сумму  налога  с  продаж.  Аналогично  для заготовительных,
снабженческо-сбытовых и торговых организаций из суммы валового  дохода
исключают сумму налога с продаж.
     Вопрос 4.  Являются  ли  плательщиками  налога  с  продаж   малые
предприятия, применяющие  упрощенную  схему  налогообложения,  учета и
отчетности?
     Ответ. Федеральный  закон  от  29.12.95  N  222-ФЗ "Об упрощенной
системе налогообложения,  учета  и  отчетности  для  субъектов  малого
предпринимательства" для организаций, перешедших на упрощенную систему
налогообложения, учета и  отчетности,  предусматривает  замену  уплаты
совокупности установленных   законодательством   Российской  Федерации
федеральных, региональных и местных налогов и сборов  уплатой  единого
налога, исчисленного   по   результатам   хозяйственной   деятельности
организаций за отчетный период.
     С вступлением  в силу Федерального закона от 31.07.98 N 150-ФЗ "О
внесении изменений  и  дополнений  в  статью  20   Закона   Российской
Федерации "Об  основах  налоговой  системы  в  Российской Федерации" в
налоговую систему  включен  налог  с  продаж,  право  на  установление
которого предоставлено   законодательным   органам   власти  субъектов
Российской Федерации.
     Названным Законом  определено,  что  с  введением  в  действие на
территории соответствующего субъекта  Российской  Федерации  налога  с
продаж не  взимаются  налоги,  предусмотренные подпунктом "г" пункта 1
статьи 20 и подпунктами "г",  "е",  "и", "к", "л", "м", "н", "о", "п",
"р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц" пункта 1 статьи 21 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     Из этого можно сделать вывод,  что налог с продаж вводится вместо
совокупности вышеназванных налогов,  уплата которых заменяется уплатой
единого налога  в  соответствии  с  Федеральным законом "Об упрощенной
системе налогообложения,  учета  и  отчетности  для  субъектов  малого
предпринимательства".
     Учитывая изложенное,  организации,   перешедшие   на   упрощенную
систему налогообложения,   учета   и  отчетности,  не  будут  являться
плательщиками налога с продаж.
     Вопрос 5.   Является   ли   объектом   налогообложения  стоимость
реализованных лотерейных билетов при исчислении налога с продаж?
     Ответ.  Пунктом  3  статьи  20  Закона  Российской  Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации"  определен  перечень
товаров (работ,   услуг),   стоимость  которых  не  является  объектом
налогообложения по налогу с продаж.
     Поскольку в  этот  перечень лотерейные билеты не включены,  то их
стоимость при реализации за наличный расчет  будет  являться  объектом
налогообложения по налогу с продаж.
     Если законодательными  (представительными)   органами   субъектов
Российской Федерации лотерейные билеты не включены в перечень товаров,
освобождаемых от налога с продаж, то продажа лотерейных билетов, в том
числе реализуемых    банками,    облагается   налогом   с   продаж   в
общеустановленном порядке.
     Вопрос 6. Распространяется ли льгота по уплате налога с продаж на
музеи?
     Ответ. В  перечень товаров (работ,  услуг),  стоимость которых не
является объектом налогообложения по  налогу  с  продаж,  определенных
Законом Российской   Федерации   "Об   основах   налоговой  системы  в
Российской Федерации" включены услуги в сфере культуры и искусства при
проведении культурно-просветительных    мероприятий,   в   том   числе
стоимость входных билетов и абонементов.
     Согласно Общесоюзному     классификатору    "Отрасли    народного
хозяйства"      1/75/018,       утвержденному     Госкомстатом    СССР
1 января  1976 года (с изменениями N 1-18,  утвержденными Госкомстатом
СССР и РФ в 1977-1995 гг.),  музеи относятся к учреждениям культуры  и
искусства.
     Поэтому льгота  по   уплате   налога   с   продаж,   определенная
вышеназванным Законом,  за  предоставление  услуг  в  сфере культуры и
искусства, осуществляемых    государственными     и     муниципальными
учреждениями и организациями культуры и искусства,  распространяется и
на музеи.
     Вопрос 7.  Следует  ли  к продаже за наличный расчет приравнивать
выдачу натуральных продуктов в счет причитающейся зарплаты  работникам
предприятий  и  как  указанный вид операций отражается в бухгалтерском
учете?
     Ответ. Согласно пункту 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от
27.12.91 N  2118-1  "Об  основах  налоговой   системы   в   Российской
Федерации" объектом  налогообложения  по  налогу  с  продаж признается
стоимость товаров (работ,  услуг),  реализуемых в розницу или оптом за
наличный расчет.
     Этим же Законом предусмотрено,  что к продаже за наличный  расчет
приравнивается продажа  с проведением расчетов посредством кредитных и
иных платежных карточек, по расчетам чекам банков, по перечислениям со
счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров
населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
     Натуральная оплата   труда   работников   предприятия   в   целях
налогообложения является    реализацией    (продажей)    товаров    и,
соответственно, подлежит налогообложению налогом с продаж.
     Списание стоимости  готовой  продукции,  товаров,  выдаваемых   в
порядке натуральной  оплаты  работникам предприятия,  осуществляется с
применением счета 46 "Реализация продукции (работ,  услуг)".  При этом
кредит указанного  счета корреспондирует с дебетом счета 70 "Расчеты с
персоналом по оплате труда". Следовательно, начисление налога с продаж
происходит в общеустановленном порядке.
     Пунктом 3 статьи  20  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах
налоговой системы   в   Российской   Федерации"   предусмотрено,   что
законодательные (представительные)   органы    субъектов    Российской
Федерации определяют  ставку  налога,  порядок  и сроки уплаты налога,
льготы и  форму  отчетности  по  данному   налогу,   а   также   могут
устанавливать дополнительный    перечень   товаров   (работ,   услуг),
реализация которых освобождается от налога с продаж.
     Поэтому законодательные  органы  субъектов  Российской  Федерации
могут предусмотреть  в  перечне  товаров  (работ,  услуг),  реализация
которых освобождается   от   налога   с   продаж,  стоимость  товаров,
выдаваемых в порядке натуральной оплаты работникам предприятий.

Первый заместитель руководителя
Министерства РФ
по налогам и сборам
                                               В.В.Гусев

                                                          Согласовано:
Заместитель министра финансов РФ
                                               М.А.Моторин