О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ
НАЛОГА С ПРОДАЖ
ПИСЬМО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
23 июня 1999 г.
N 11-14/17391
(Д)
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
по г. Москве сообщает, что в соответствии с Законом города Москвы от
19.05.99 N 15 "О введении в действие Закона города Москвы от 17 марта
1999 года N 14 "О налоге с продаж"" * с 1 июля 1999 года все
организации, независимо от их организационно - правовых форм и форм
собственности и физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица (индивидуальные
предприниматели), реализующие товары (работы, услуги) на территории
города Москвы за наличный расчет являются плательщиками налога с
продаж.
Таким образом, все организации (в том числе осуществляющие свою
деятельность через филиалы, представительства и иные обособленные
подразделения) и индивидуальные предприниматели, реализующие начиная с
1 июля 1999 года товары (работы, услуги) за наличный расчет на
территории города Москвы, должны встать в налоговых инспекциях
г.Москвы на учет в качестве плательщиков налога с продаж.
Не являются плательщиками налога с продаж юридические и
физические лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95
N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства", а также организации и
индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога
на вмененый доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98
N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности", а также организации и индивидуальные предприниматели
при расчетах между собой в безналичной форме или в порядке обмена
товарами (работами, услугами).
Плательщиками налога с продаж при реализации товаров (продукции,
работ, услуг) за наличный расчет будут являться лица, непосредственно
получающее наличные денежные средства от покупателя (заказчика), в том
числе организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары
(работы, услуги) по договорам комиссии, поручения и агентскому
договору
Например, если согласно условиям договора комиссии реализация
товаров покупателям производится комиссионером, участвующим в
расчетах, т.е. наличные денежные средства поступают в кассу
комиссионера, то налог с продаж должен взиматься с покупателей
комиссионером и уплачиваться им в бюджет в порядке, установленном
законом субъекта Российской Федерации, на территории которого
действует данный налог и осуществляется продажа товара. При этом налог
взимается комиссионером с покупателей исходя из полной цены продажи
товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. Комитент
при получении выручки от комиссионера как наличными денежными
средствами, так и безналичными налог с продаж не уплачивает.
В бухгалтерском учете комиссионера операции по начислению налога
с продаж отражаются в следующем порядке.
Сумма, подлежащая оплате за товары покупателями с учетом налога с
продаж, отражается комиссионером по кредиту счета 76 "Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетом 50
"Касса". Начисление налога с продаж отражается по кредиту счета 46
"Реализация продукции (работ, услуг)" по дебету счета 76 "Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами". Сумма налога с продаж, подлежащая
взносу в бюджет комиссионером, списывается с дебета счета 46
"Реализация продукции (работ, услуг)" в кредит счета 68 "Расчеты с
бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу с продаж". Сумма налога с
продаж, подлежащая перечислению в бюджет, отражается по дебету счета
68 "Расчеты с бюджетом" в корреспонденции с кредитом счета 51
"Расчетный счет".
В случае, если согласно условиям договора комиссии комиссионер не
участвует в расчетах за товар и реализация товаров покупателям
производится комитентом, то налог с продаж должен взиматься с
покупателей комитентом и уплачиваться им в бюджет. При этом налог
взимается комитентом с покупателей исходя из полной цены продажи
товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. Сумма
налога с продаж, начисленная в этом случае комитентом, отражается по
кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Налог
с продаж" и дебету счета 50 "Касса". Сумма налога с продаж, подлежащая
взносу в бюджет комитентом, списывается с дебета счета 46 "Реализация
продукции (работ, услуг)" в кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом".
Сумма налога с продаж, перечисленная в бюджет, отражается по дебету
счета 68 "Расчеты с бюджетом" в корреспонденции с кредитом счет 51
"Расчетный счет".
При получении комиссионером вознаграждения от комитента наличными
денежными средствами налог с продаж уплачивается в общеустановленном
порядке.
Аналогичный, вышеназванному порядку расчетов по налогу с продаж,
действует и по операциям проводимым по договорам поручения и агентским
договорам.
При реализации за наличный расчет товаров (работ, услуг) в рамках
договора доверительного управления плательщиком налога с продаж будет
являться доверительный управляющий.
При реализации за наличный расчет товаров (работ, услуг) в рамках
договора простого товарищества (договору о совместной деятельности)
плательщиком налога с продаж будет являться лицо, которому поручено
ведение дел и бухгалтерского учета общего имущества товарищей.
При реализации товаров наложенным платежом, плательщиком налога с
продаж будут являться почтовые отделения связи, по месту получения
товара покупателем, со всей стоимости товара, включая почтовые услуги.
В соответствии с Законом города Москвы объектом налогообложения
по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг),
реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
К продаже за наличный расчет приравнивается также продажа с
проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек,
по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по
поручениям физических лиц , а также передача товаров (выполнение
работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы,
услуги), включая выдачу натуральных продуктов в счет причитающихся
выплат работникам организаций и лицам, работающим по найму у
индивидуальных предпринимателей.
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает
сумму налога в цену, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику)
этих товаров (работ, услуг). При этом, для целей обложения налогом с
продаж, факт реализации считается совершенным только в момент
поступления наличных денежных средств в оплату за реализованные товары
(работы, услуги), а в случае передачи товаров (работ, услуг) населению
в обмен на другие товары (работы, услуги) - в момент перехода права
владения, пользования и распоряжения поступившими в обмен товарами
(работами, услугами).
Суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества,
включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции
(работ, услуг) или издержки производства и обращения в том случае,
когда использование этого имущества связано с процессом производства и
реализации.
Сумма налога с продаж, не полученная с покупателя, перечисляется
в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Суммы авансовых и иных платежей, полученные наличными денежными
средствами в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ,
оказания услуг, налогом с продаж не облагаются.
Начисление налога с продаж в бухгалтерском учете происходит по
кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу с
продаж" независимо от учетной политики (по отгрузке или оплате) при
выполнении двух условий:
1. Право владения, пользования и распоряжения по отгруженным
товарам, выполненным работам и оказанным услугам перешло от продавца
(поставщика) к покупателю (заказчику);
2. В оплату за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные
услуги поступили наличные денежные средства.
Следовательно, с товаров (работ, услуг) отгруженных до 1 июля
1999 года, расчеты по которым произведены после 1 июля 1999 года в
наличной денежной форме, налог с продаж не взимается. В случае если
аванс получен наличными денежными средствами до 1 июля 1999 года, а
товар отгружен (выполнена работа, оказана услуга) после 1 июля 1999
года и окончательный расчет произведен наличными денежными средствами
также после 1 июля 1999 года, то обложению налогом с продаж подлежит
только та часть стоимости товара (работы, услуги), которая оплачена
наличными денежными средствами после 1 июля 1999 года.
Первый авансовый взнос налога с продаж за 3 квартал 1999 года
производится организациями не позднее 15 июля 1999 года на основании
данных бухгалтерского учета и отчетности об объеме реализации за
наличный расчет товаров (работ, услуг) за июнь 1999 года и ставки
налога.
Цены на остатки товаров, нереализованных по состоянию на 1 июля
1999 года, подлежат обязательному пересчету с учетом введения налога с
продаж. Пересчет цен возможен в двух вариантах:
- увеличение цены товаров на сумму налога с продаж (дооценка), с
выделением суммы налога с продаж в первичных бухгалтерских документах;
- если организация считает необходимым не увеличивать цену
товаров, то она может произвести уценку товаров, на необходимую ей
сумму, за счет уменьшения своей торговой надбавки, с последующим
выделением налога с продаж в первичных бухгалтерских документах.
Для проведения дооценки (уценки) организации проводят
инвентаризацию товарных запасов. Однако. если система учета
товарно-материальных ценностей, действующая в организации, позволяет
произвести дооценку (уценку) без проведения инвентаризация, то
инвентаризация может не проводится, а соответствующие изменения
вносятся в первичные бухгалтерские документы по учету
товарно-материальных ценностей.
При применении льгот по налогу с продаж следует исходить из того,
что все товары (работы, услуги), реализованные за наличный расчет и не
поименованные в пунктах 2 и 3 статьи 2 Закона города Москвы "О налоге
с продаж", подлежат обязательному обложению налогом с продаж.
Отнесение групп товаров, стоимость которых не является объектом
обложения налогом с продаж, за исключением ряда товаров перечень
которых приведен в приложениях к Инструкции, производится в
соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93,
издательство стандартов 1994 года, введенным в действие Постановлением
Госстандарта России от 30.12.93 N 301 с 1 июля 1994 года.
Коды услуг даны в соответствии с Общероссийским классификатором
услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта
России от 28.06.93 N 163 (с изменениями от 11.09.95)
Товары (продукция) произведенная из отдельных компонентов,
стоимость которых освобождена от налога с продаж (например борщ,
включающий такие компоненты как капуста, свекла, лук репчатый и др.
освобожденные от уплаты налога), являются плательщиками налога с
продаж со всей стоимости изготовленной ими продукции, в том числе
включающей компоненты, освобожденные от уплаты налога с продаж, если
полученная в результате переработки продукция не поименована как
отдельный вид в перечне товаров, освобожденных от уплаты налога с
продаж.
Законом города Москвы предусмотрена льгота при реализации ряда
товаров отечественного производства (мыло туалетное и хозяйственное,
порошок стиральный). При применении данной льготы следует иметь ввиду,
что к продукции отечественного производства относится продукция,
производимая отечественными производителями, собственниками которой
они являются, в том числе производимая с использованием торговой марки
и по лицензиям иностранных компаний.
Налогооблагаемой базой по налогу на пользователей автодорог и
налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной
сферы для предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность
(кроме заготовительных, снабженческо - сбытовых и торговых), является
выручка (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и
аналогичных обязательных платежей). В связи с вступлением в силу
Закона города Москвы от 17 марта 1999 года N 14 "О налоге с продаж"
организации при исчислении налога на пользователей автодорог и налога
на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
исключают из выручки, отражаемой по счету 46, сумму налога с продаж.
Заготовительные, снабженческо - сбытовые и торговые организации
исчисляют налог на пользователей автодорог и налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы с суммы
разницы между продажной (за вычетом налога с продаж) и покупной ценами
товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо -
сбытовой и торговой деятельности.
Сумма налога на добавленную стоимость определяется исходя из
применяемой ставки и стоимости реализованных товаров (работ, услуг)
без налога с продаж.
В связи с введением в действие Закона города Москвы от 17 марта
1999 года N 14 "О налоге с продаж" с 1 июля 1999 года на территории
города Москвы не взимаются:
- сбор на нужды образовательных учреждений, введенный Законом
города Москвы от 16 марта 1994 года N 7-27 "О сборе на нужды
образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц" (в редакции
Законов города Москвы от 31 мая 1995 года N 10, от 29 мая 1996 года
N 16, от 4 июня 1997 года N 15 и от 15 июля 1998 года N 15);
- налог на перепродажу автотранспортных средств, введенный
решением Малого Совета Московского городского Совета народных
депутатов от 28 июня 1993 года "Об установлении налога на перепродажу
автотранспортных средств".
Приложение: Инструкция Управления МНС России по г.Москве от
23.06.99 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" на 21
листе.
Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
23 июня 1999 г.
N 11-14/17391 |