ПИСЬМО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
28 мая 1999 г.
N 20-06/15356
(ФГ(Р) 99-27)
По вопросу правомерности включения в состав расходов частных
нотариусов невзысканных сумм тарифов за совершение нотариальных
действий в отношении лиц, которым законодательством предоставлены
льготы по государственной пошлине, Государственная налоговая инспекция
по г. Москве на основании письма Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 11.05.99 г. N 08-2-01/377 разъясняет следующее.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
суда РФ от 23 июля 1998 г. (дело N 78-Г98-25) признан неправомерным
отказ налогового органа во включении в состав расходов невзысканных
сумм тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц,
которым законодательством предоставлены льготы по государственной
пошлине.
Госналогслужбой России в письме, направленном на имя председателя
Верховного суда РФ, выражено несогласие с данным определением по
следующим основаниям.
Статьей 12 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном
налоге с физических лиц" предусмотрено, что в состав затрат физических
лиц, занимающихся предпринимательской или иной деятельностью без
образования юридического лица, включаются документально подтвержденные
и фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с
извлечением доходов, подлежащих налогообложению.
Пунктом 7 статьи 3 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О
подоходном налоге с физических лиц" установлено, что исключение из
совокупного дохода физических лиц отдельных видов доходов,
освобождение от налогообложения подоходным налогом отдельных категорий
физических лиц, а также предоставление других льгот производятся
только в соответствии с положениями настоящего Закона и
законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что пунктом 1 статьи 76 Конституции Российской
Федерации определено, что в ведении Российской Федерации находится
принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов,
имеющих прямое действие на всей территории Российской Федерации, то,
следовательно, с момента вступления в силу Закона Российской Федерации
от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц",
имеющего прямое действие на всей территории Российской Федерации,
теряют юридическую силу нормативные акты, противоречащие настоящему
Закону.
Поскольку до настоящего времени в Закон РФ от 7 декабря 1991 г.
N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" с учетом внесенных в
него изменений и дополнений не внесено положение об увеличении состава
затрат частных нотариусов, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3
постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О
порядке введения в действие " Основ законодательства о нотариате",
следовательно, не могут включаться в состав затрат частнопрактикующих
нотариусов суммы тарифов за совершение нотариальных действий в
отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине, поскольку в данном случае
фактических расходов в размере тарифа (госпошлины) нотариус не
производит.
Кроме того, в составе расходов частных нотариусов полностью
учитываются те затраты, которые произведены ими в процессе совершения
нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине,
наряду с затратами, связанными с совершением нотариальных действий, за
которые нотариусы получают вознаграждение. Следовательно, все
фактически понесенные нотариусами затраты учитываются в составе
расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход нотариусов.
В данном случае предлагается налогооблагаемый доход уменьшить еще
и на величину недополученного нотариусом дохода, что приводит к
искажению самого принципа и смысла налогообложения подоходным налогом,
заложенного в Законе РФ "О подоходном налоге с физических лиц", а
также неправомерно ведет по сути к расширительному толкованию статьи 3
упомянутого Закона.
По мнению Госналогслужбы России норма, установленная
вышеназванным постановлением, является условной и на сегодняшний
момент не действует, так как противоречит положениям Закона Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Более того, данная
норма носит всего лишь рекомендательный характер с целью установления
наиболее желательного отношения по их урегулированию.
В валовой доход нотариусов, занимающихся частной практикой,
включаются доходы, связанные с их нотариальной деятельностью и
фактически ими полученные. При этом суммы тарифов за совершение
нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий
(дубликатов), выполнение технической работы в отношении лиц,
предусмотренных статьей 22 Основ, в валовой доход не включаются, и
соответственно с них нотариус подоходный налог не уплачивает.
Таким образом, включение в состав фактически понесенных расходов
нотариуса, занимающегося частной практикой, сумм тарифов за совершение
нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате
государственной пошлины, неправомерно занижает налогооблагаемую базу
для исчисления и уплаты подоходного налога и противоречит содержанию и
смыслу Закона РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с
физических лиц".
Учитывая, что ответ из Верховного суда РФ до настоящего времени
не получен, налоговым органам рекомендуется перерасчет и возврат сумм
подоходного налога частным нотариусам производить исключительно на
основании решения суда, вынесенного по конкретному налогоплательщику.
Заместитель руководителя инспекции
- государственный советник
налоговой службы III ранга
М.Ю. АЛЕКСЕЕВ
28 мая 1999 г.
N 20-06/15356 |