ОБ ИСЧИСЛЕНИИ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ПОЛУЧЕННЫХ ИМИ ПО ДОГОВОРАМ МЕНЫ
ПИСЬМО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
23 февраля 1998 г.
N 31-08/4797
(НАБ 98-6)
Государственная налоговая инспекция по г. Москве сообщает
следующее.
1. С введением в действие с 1 марта 1996 года части второй
Гражданского кодекса Российской Федерации при определении доходов
физических лиц, полученных ими по договорам мены, в целях
налогообложения следует применять порядок, изложенный в письме
Госналогслужбы России от 16.01.98 N 08-1-07/1340.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от
07.12.91 N1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" при
налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в
денежной, так и в натуральной форме.
При заключении договора мены между юридическими и физическими
лицами в случае последующего списания организацией, принимающий на
баланс по договору мены с физическим лицом имущество меньшей
стоимости, чем было передано такому лицу, у физического лица возникает
объект обложения подоходным налогом в размере стоимости (ценовой)
разницы, погашаемой за счет средств организации (пункт 6 Инструкции
Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц").
Объект обложения подоходным налогом возникает как в случае
заключения равноценного (по условиям договора), так и неравноценного
обмена, если в результате организация (предприятие) производит оплату
(списание) ценовой разницы за счет собственных средств, то есть имеет
место распределение средств организации в пользу физического лица,
выступавшего одной из сторон по такому договору.
Если обмен осуществляется с работником организации,
налогообложение производится в соответствии с положениями статей 7 и 8
Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" по
совокупности с другими доходами, полученными по данному месту работы.
При обмене с физическими лицами, не состоящими в трудовых
отношениях, налогооблагаемый доход определяется исходя из суммы
средств, направленных организацией, в том числе за счет резервных
фондов, на погашение разницы в стоимости обмениваемых объектов.
Исчисление, удержание и перечисление удержанных сумм подоходного
налога производится в соответствии с Законом Российской Федерации "О
подоходном налоге с физических лиц" в порядке, изложенном в
соответствующих разделах названной Инструкции.
Для сведения - письмо Госналогслужбы России от 28.09.93 N
НП-6-03/333 с изданием инструкции от 29.06.95 N 35 "По применению
закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"
отменено.
2. Для приобретения физическим лицом квартиры по договору
купли-продажи, с условием рассрочки платежа, дохода, подлежащего
налогообложению, не имеется, поскольку на отношения, возникшими в
случае заключения физическими лицами договоров купли-продажи с
условием оплаты в рассрочку, действие подпункта "я-13" пункта 1 статьи
3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном
налоге с физических лиц" не распространяется и объект налогообложения
в виде материальной выгоды не возникает.
Объект, налогообложения в виде материальной выгоды,
предусмотренный подпунктом "я-13" пункта 1 статьи 3 названного Закона,
может возникнуть только в виде экономии на процентах при получении
заемных средств от предприятий, учреждений, организаций, а также
физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, в
случаях, предусмотренных указанным подпунктом.
Разъяснение по вопросу определения объекта налогообложения в виде
материальной выгоды по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа
подготовлено Управлением налогообложения физических лиц Госналогслужбы
России совместно с Правовым управлением Госналогслужбы России.
Заместитель начальника
Государственной налоговой инспекции
по г. Москве -
Государственный советник налоговой
службы III ранга А.А. Глинкин |