КАКИМ ОБРАЗОМ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В 2002 ГОДУ СЛЕДУЕТ
УЧИТЫВАТЬ СУММОВЫЕ РАЗНИЦЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В УЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ -
ПОКУПАТЕЛЯ (ЗАКАЗЧИКА) В СВЯЗИ С РУБЛЕВОЙ ОПЛАТОЙ РУБЛЕВОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ (ВЫРАЖЕННОЙ В УСЛОВНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЕДИНИЦАХ) ПОСТАВЩИКАМ ПО
СДЕЛКАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ
АКТИВОВ, А ТАКЖЕ ПОДРЯДЧИКАМ ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ И ОКАЗАННЫЕ УСЛУГИ
КАПИТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С РАССРОЧКОЙ ПЛАТЕЖА?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
10 июня 2002 г.
N 26-12/27633
(Д)
Порядок отражения в целях налогообложения прибыли суммовых
разниц, возникающих после 1 января 2002 года у налогоплательщика,
когда сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по
согласованному курсу условных денежных единиц на дату реализации
(оприходования) товаров, работ, услуг, имущественных прав, не
соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в российских
рублях, определен главой 25 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) с учетом изменений и дополнений, внесенных в
часть вторую НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ).
Действие положений указанного Закона в отношении суммовых разниц
распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Вышеуказанное определение суммовых разниц дано в п. 11.1 ст. 250
и подп. 5.1 п. 1 ст. 265 главы 25 НК РФ (в редакции Закона N 57-ФЗ) и
относится только к организациям, применяющим метод начисления.
Согласно п. 5 ст. 273 части второй НК РФ (с изменениями и
дополнениями) налогоплательщики, перешедшие на кассовый метод,
суммовые разницы в доходах и расходах не учитывают вообще.
При этом на основании подп. 2 п. 7 ст. 271 и п. 9 ст. 272 НК РФ
соответственно у налогоплательщика - покупателя суммовая разница
признается доходом и расходом на дату погашения кредиторской
задолженности за приобретенные товары (работы, услуги), имущество,
имущественные или иные права, а в случае предварительной оплаты - на
дату приобретения товара (работ, услуг), имущества, имущественных или
интеллектуальных прав.
Таким образом, с 2002 года в соответствии с нормами главы 25 НК
РФ (с изменениями и дополнениями) суммовые разницы (положительные и
отрицательные) вне зависимости от даты возникновения (до или после
момента принятия объекта основного средства, нематериального актива к
учету - постановки на баланс или выполнения работ (оказания услуг)) и
порядка учета этих сумм в регистрах бухгалтерского учета организации -
покупателя (заказчика), приобретающего основное средство или
нематериальный актив, а также выполняющего работы (оказывающего услуги
капитального характера) с рассрочкой платежа, в целях налогообложения
подлежат учету в составе внереализационных доходов и расходов.
Основание: письмо МНС России от 04.03.2002 N 02-5-11/33-И255.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев |