О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство обороны РФ (Минобороны России). 29.12.00 615

                    О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
               В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
 
                          29 декабря 2000 г.
                                N 615
 
                                 (Д)


     В целях  совершенствования  организации  работы  по  рассмотрению
обращений граждан и приему посетителей приказываю:
     1. Утвердить   прилагаемую  Инструкцию  о  работе  с  обращениями
граждан в Вооруженных  Силах  Российской  Федерации  (далее  именуется
Инструкция).
     Установить, что разъяснения  о  применении  указанной  Инструкции
дает  начальник  Главного управления воспитательной работы Вооруженных
Сил Российской Федерации.
     2. Заместителям    Министра    обороны    Российской   Федерации,
главнокомандующим  видами  Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,
командующим войсками военных округов, флотами, командующему воздушно -
десантными войсками,  начальникам  главных  и  центральных  управлений
Министерства обороны Российской Федерации,  командующим объединениями,
командирам соединений и воинских частей,  начальникам  (руководителям)
организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам:
     считать работу по рассмотрению  обращений  и  приему  посетителей
основным   направлением   деятельности  по  обеспечению  установленных
законодательством Российской Федерации гарантий правовой и  социальной
защиты военнослужащих, других граждан;
     уважительно относиться ко всем просьбам заявителей,  не допускать
умаления  личного  достоинства  граждан  при рассмотрении и разрешении
предложений, заявлений и жалоб;
     оперативно принимать  меры  для  разрешения законных требований и
обоснованных жалоб;
     ежегодно к  10  января  докладывать в установленном порядке через
Главное управление воспитательной работы  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации  о  состоянии  работы  по  рассмотрению  обращений граждан и
приему посетителей  с  приложением  статистических  данных  по  форме,
устанавливаемой  Главным управлением воспитательной работы Вооруженных
Сил Российской Федерации;
     ежегодно планировать  рассмотрение  практики работы по обращениям
граждан и  приему  посетителей  на  заседаниях  коллегии  Министерства
обороны Российской Федерации, военных советах и служебных совещаниях.
     3. Начальнику   Главного   управления    воспитательной    работы
Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  ежегодно к 25 января обобщать
сведения о работе с обращениями граждан  и  по  приему  посетителей  и
докладывать Министру обороны Российской Федерации.
     4. Контроль  за  выполнением  настоящего  Приказа  возложить   на
начальника  Главного  управления воспитательной работы Вооруженных Сил
Российской Федерации.
     5. Считать   не   действующим   в  Вооруженных  Силах  Российской
Федерации Приказ Министра обороны СССР 1988 г. N 160.

Министр обороны
Российской Федерации,
Маршал Российской Федерации
                                                             И.СЕРГЕЕВ

29 декабря 2000 г.
N 615


                                                            Приложение

                                                             к Приказу
                                                      Министра обороны
                                                  Российской Федерации
                                                 от 29 декабря 2000 г.
                                                                 N 615

                              ИНСТРУКЦИЯ
                    О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
               В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          I. Общие положения

     1. В  соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации
граждане Российской Федерации имеют право обращаться  лично,  а  также
направлять  индивидуальные  и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления.
     2. Военнослужащие,   другие  граждане,  реализуя  конституционное
право обращения в органы военного управления <*>,  вносят  предложения
по  реализации политики государства в области военного строительства и
реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствованию
системы    боевой    подготовки    войск,    повышению   эффективности
воспитательной  работы  в  Вооруженных  Силах  Российской   Федерации;
сообщают  о  фактах хищения или порчи военного имущества,  незаконного
расходования денежных средств,  злоупотреблениях в снабжении войск,  о
недостатках   в   содержании   вооружения   и   военной  техники.  Они
активизируют деятельность органов военного  управления  по  социальной
защите  военнослужащих,  членов  их семей и других граждан,  принимают
меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов.
--------------------------------
     <*> Здесь  и  далее  в  тексте  настоящей  Инструкции,  если   не
оговорено  особо,  под  органами  военного управления понимаются также
воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.

     3. Каждый военнослужащий имеет право подавать  жалобу  лично  или
уполномочивать  на  это  другое  лицо  о  незаконных  в  отношении его
действиях  командиров  (начальников)  или  других  военнослужащих,   о
нарушении  установленных  законами  прав  и  преимуществ,  а  также  о
неудовлетворении его положенным довольствием.
     Жалоба заявляется   непосредственному   начальнику   того   лица,
действия которого обжалуются,  а если заявляющий жалобу не  знает,  по
чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.
     Военнослужащий, подавший жалобу,  не освобождается от  выполнения
приказов и служебных обязанностей.
     Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в
строю (за исключением жалоб,  подаваемых на опросе военнослужащих),  в
карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.
     4. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:
     лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
     знакомиться с материалами проверки по жалобе;
     представлять дополнительные материалы или ходатайствовать  об  их
истребовании  командиром  (начальником)  или органом,  рассматривающим
жалобу;
     требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.
     5. Военнослужащий  вправе  в  порядке,  предусмотренном   Законом
Российской  Федерации  "Об  обжаловании  в  суд  действий  и  решений,
нарушающих права и  свободы  граждан",  обратиться  в  военный  суд  с
жалобой  на  действия (решения) органов военного управления и воинских
должностных лиц, нарушающих его права и свободы.
     6. Рассмотрение  обращений граждан в Вооруженных Силах Российской
Федерации осуществляется  в  соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации,   федеральными   законами,   Уставом  внутренней  службы  и
Дисциплинарным  уставом  Вооруженных  Сил   Российской   Федерации   и
настоящей Инструкцией.
     Обращения детей  военнослужащих,  других  граждан,  не  достигших
совершеннолетия,  рассматриваются в соответствии с Федеральным законом
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
     7. Граждане обращаются в органы военного управления письменно или
в устной форме.  Устные обращения принимаются в ходе  личного  приема,
проведения   опроса   и   в   других   случаях.  Письменные  обращения
пересылаются по почте, принимаются на личном приеме или при проведении
опроса.
     8. Повторное обращение - обращение,  поступившее от одного и того
же  лица  по одному и тому же вопросу,  если со времени подачи первого
обращения  истек  установленный  действующим  законодательством   срок
разрешения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
     Предложения, заявления и жалобы одного и того же лица по одному и
тому  же  вопросу,  направленные различным адресатам и поступившие для
рассмотрения в один и тот же орган военного управления,  повторными не
считаются и учитываются как первичные.
     9. Обращения,  поступившие в органы военного управления, подлежат
обязательному  рассмотрению.  Отказ  в приеме обращений,  рассмотрение
которых входит в компетенцию указанных органов, недопустим.
     10. Командир   (начальник)   несет   личную   ответственность  за
своевременное рассмотрение обращений и принятие мер.
     Он обязан:
     обеспечивать необходимые    условия    для    своевременного    и
эффективного  рассмотрения  обращений  в  подчиненных органах военного
управления;
     принимать и  в  пределах предоставленных ему прав в установленные
сроки разрешать обращения заявителей;
     внимательно разбираться  в существе обращения,  при необходимости
истребовать документы для правильного  разрешения  просьбы  заявителя,
направлять  должностных  лиц  на места для проверки и принимать другие
меры по объективному, полному и всестороннему рассмотрению обращения;
     принимать законные   и   обоснованные  решения  по  обращениям  и
обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
     рассмотреть полученное  обращение  в  трехдневный  срок  и,  если
предложение (заявление,  жалоба) будет признано правильным, немедленно
принять  меры  для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы
подавшего заявление (жалобу);
     принимать меры  по  выявлению  и  устранению  причин,  вызывающих
обоснованные  жалобы   военнослужащих   и   других   граждан,   полнее
использовать  содержащуюся в них информацию для изучения положения дел
в подразделениях;
     сообщать заявителям  о решениях,  принятых по их обращениям,  а в
случаях,  когда просьбы  заявителей  не  основываются  на  действующем
законодательстве,  давать  подробные  разъяснения правового разрешения
рассматриваемых вопросов;
     предоставлять по   команде  полную  и  объективную  информацию  о
состоянии работы с обращениями граждан в вышестоящие  органы  военного
управления и должностным лицам, осуществляющим проверку этой работы.
     11. Должностное лицо,  неправомерно  отказывающее  в  приеме  или
рассмотрении   обращения   заявителя,   допускающее  другие  нарушения
действующего законодательства в работе с обращениями граждан, командир
(начальник),    препятствующий   подаче   жалобы   военнослужащими   и
привлекающий их за это к дисциплинарной ответственности, преследованию
либо ущемлению по службе,  а также заявитель, подавший заведомо ложное
заявление (жалобу),  привлекаются  к  ответственности  в  соответствии
действующим законодательством.

          II. Рассмотрение и разрешение письменных обращений

     12. Обращение  заявителя,  изложенное в письменной форме,  должно
содержать наименование и адрес органа военного управления,  в  который
направляется  обращение,  изложение  существа предложения,  заявления,
жалобы или ходатайства,  фамилию,  имя и отчество,  место  жительства,
работы (службы) или учебы заявителя, дату и личную подпись.
     К обращениям могут быть приложены  необходимые  для  рассмотрения
документы или их копии.
     Обращение заявителя, не содержащее его фамилию, место жительства,
дату   и  личную  подпись,  признается  анонимным  и  рассмотрению  не
подлежит.
     Анонимное обращение  заявителя,  содержащее сведения о совершении
преступления,  проверяется  в  порядке,   установленном   уголовно   -
процессуальным законодательством.
     13. Должностное  лицо,  получившее   обращение   и   не   имеющее
достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы
заявителя,  не позднее чем в пятидневный срок  направляет  предложение
(заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.
     В случаях,  когда обращение  заявителя  не  содержит  необходимых
сведений  для  решения  о  том,  куда  следует  направить  предложение
(заявление,   жалобу)   для   рассмотрения,   или   когда    требуются
дополнительные  данные или иное оформление для передачи его по команде
или в соответствующий орган военного управления,  обращение немедленно
возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями.
     Запрещается пересылать заявления и  жалобы  на  рассмотрение  тех
лиц, действия которых обжалуются.
     О направлении  обращения  в  другой  орган  военного   управления
обязательно уведомляется заявитель.
     14. Все  обращения   рассматриваются   в   сроки,   установленные
действующим   законодательством   и   настоящей   Инструкцией.   Сроки
исчисляются со дня регистрации обращения в органе военного управления.
     15. Заявления  и  жалобы  граждан  разрешаются  в  срок до одного
месяца,  а  не  требующие  дополнительного  изучения  и   проверки   -
безотлагательно, но не позднее 15 дней.
     При необходимости проведения специальной  проверки,  истребования
дополнительных материалов и принятия других мер сроки разрешения могут
быть  в  порядке  исключения  продлены  соответствующими  должностными
лицами  либо  их  заместителями,  но  не  более  чем  на месяц,  о чем
сообщается заявителям.
     16. Решения по обращениям военнослужащих принимаются:
     в воинских частях - безотлагательно,  но не позднее 7 дней со дня
поступления;
     в управлениях военных округов,  групп войск,  флотов,  главных  и
центральных  управлениях Министерства обороны Российской Федерации - в
срок до 15 дней со дня их поступления.
     В тех   случаях,   когда   для  разрешения  обращения  необходимо
проведение   специальной   проверки,    истребование    дополнительных
материалов  и  принятие  других мер,  сроки разрешения обращения могут
быть  в  порядке  исключения  продлены  соответствующими  должностными
лицами,   но   не   более  чем  на  15  дней,  с  сообщением  об  этом
военнослужащему, подавшему обращение.
     17. Поручения по обращениям граждан, поступившие из Администрации
Президента Российской  Федерации,  Аппарата  Правительства  Российской
Федерации,   письма   Председателя  Совета  Федерации  и  Председателя
Государственной Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  с
пометкой   "Срочно"   исполняются   в   3-дневный   срок,  с  пометкой
"Оперативно" - в 10-дневный срок,  остальные - в срок не более  одного
месяца.
     Запросы и  обращения  членов   Совета   Федерации   и   депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации по
обращениям граждан исполняются в 30-дневный срок со дня  их  получения
или в иной согласованный с инициатором запроса срок.
     18. Командиры (начальники) несут ответственность за своевременное
и  правильное  разрешение  поступивших  на  рассмотрение  предложений,
заявлений и жалоб, направленных военнослужащими и другими гражданами в
адрес    руководителей    федеральных    органов    исполнительной   и
законодательной власти, в вышестоящие органы военного управления.
     О результатах  рассмотрения таких предложений,  заявлений и жалоб
командиры  (начальники)  сообщают  авторам  и  в  адрес  руководителей
федеральных   органов   исполнительной  и  законодательной  власти,  в
вышестоящие  органы  военного   управления,   принявшие   решение   по
удовлетворению обращения.
     19. Обращение  считается  разрешенным,   если   рассмотрены   все
поставленные  в  нем  вопросы,  по нему приняты необходимые меры и дан
исчерпывающий ответ, в соответствии с действующим законодательством.
     Отказ в   удовлетворении   запросов,   изложенных   в  обращении,
доводится до сведения заявителя со ссылкой  на  законодательство  и  с
указанием  мотивов отказа,  а также с разъяснением порядка обжалования
принятого решения.

                        III. Прием посетителей

     20. Командиры  (начальники)   обязаны   проводить   лично   прием
военнослужащих  и  других  граждан  как по служебным,  так и по личным
вопросам.
     21. Личный  прием  должен  проводиться не реже двух раз в месяц в
установленные приказом командира (начальника) дни и  часы,  в  удобное
для  посетителей  время,  в необходимых случаях - в вечерние часы,  по
месту службы (работы) или в специально отведенном  для  приема  месте.
Перенос  даты приема или поручение его другим лицам не допускается.  В
исключительных  случаях  только  по  служебной   необходимости   могут
провести  прием заместители должностных лиц,  которые должны проводить
эти приемы лично.  Прием проводится в помещениях,  для входа в которые
не  требуется пропусков.  При отсутствии таких помещений в часы приема
обеспечивается свободный вход всех  граждан,  обратившихся  на  личный
прием.
     Посетители, приехавшие  из  других  населенных  пунктов,   должны
приниматься и в дни, не отведенные для приема.
     Министр обороны Российской Федерации,  а также его заместители  и
другие   члены  коллегии  Министерства  обороны  Российской  Федерации
осуществляют  прием  посетителей  в  порядке,  установленном  Приказом
Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 615.
     22. Поданные  на  личном  приеме  письменные  обращения  подлежат
регистрации  и  учету  в установленном порядке.  Если на личном приеме
ставятся вопросы, не относящиеся к ведению органа военного управления,
то  посетителю  разъясняется  его  право  обратиться в соответствующие
органы.
     23. Прием посетителей регистрируется в книге учета посетителей по
прилагаемой  форме.  Решение  по  заявлению  или  жалобе   скрепляется
подписью принимающего.  Книга должна быть пронумерована, прошнурована,
скреплена мастичной печатью и заверена командиром (начальником).

          IV. Ведение делопроизводства по обращениям граждан

     24. Делопроизводство по письмам военнослужащих и других граждан в
органах  военного  управления организуется применительно к требованиям
Инструкции  по  делопроизводству  в   Вооруженных   Силах   Российской
Федерации <*> и ведется отдельно от других видов делопроизводства.
--------------------------------
     <*> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 170.

     Ведение делопроизводства    по    письмам,    подготовка   приема
посетителей и  материалов  к  нему  возлагаются  на  должностных  лиц,
определенных приказами соответствующих командиров и начальников.
     25. Все обращения,  поступающие  в  органы  военного  управления,
заносятся  в  день  их  поступления  в книгу предложений,  заявлений и
жалоб,  предусмотренную   Дисциплинарным   уставом   Вооруженных   Сил
Российской Федерации,  и после предварительного изучения докладываются
соответствующим командирам и начальникам.
     Жалобы, заявляемые    на    опросе    военнослужащих   во   время
инспектирования (проверки),  в книгу предложений, заявлений и жалоб не
заносятся.
     В управлениях главных штабов  видов  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации,   военных   округов,   флотов,   в  главных  и  центральных
управлениях  Министерства  обороны  Российской  Федерации,  в  военных
комиссариатах  субъектов Российской Федерации учет писем может вестись
также  при  помощи  учетных  карточек  или  с  использованием  типовых
программ  обеспечения  на  персональных  электронно  -  вычислительных
машинах.
     26. На  первой  странице  поступивших  писем  проставляются  дата
поступления  обращения  и  регистрационный  номер  книги  предложений,
заявлений и жалоб.
     На письма, поступившие с документами и ценными бумагами (паспорт,
военный билет,  пенсионное удостоверение,  акция и т.д.), составляется
акт за тремя подписями в двух экземплярах.  Один экземпляр остается на
участке  приема  почты,  второй  подшивается  в  дело.  При отсутствии
документов,  упоминаемых  автором  в  обращении,  составляется  третий
экземпляр акта, который для информации направляется автору письма.
     27. Письма  граждан,  направляемые  в  другие   органы   военного
управления, оформляются с сопроводительным письмом.
     28. Если письмо содержит несколько вопросов, рассмотрение которых
находится  в  компетенции  различных  органов военного управления,  то
снимается необходимое количество копий письма  и  в  части  касающейся
направляются соответствующим адресатам.
     29. Письма военнослужащих и других граждан,  направленные в орган
военного  управления  с  требованием  сообщить результаты рассмотрения
ранее  поданного  ими  предложения,  заявления,  жалобы,  берутся   на
контроль.
     На повторных предложениях,  заявлениях и жалобах в правом верхнем
углу делается отметка "Повторно".
     30. Ответы на письма заявителей направляются в  пределах  сроков,
установленных действующим законодательством для рассмотрения обращений
граждан.
     31. Письма  заявителей должны быть возвращены после их разрешения
должностным лицам,  ведущим  делопроизводство  по  письмам,  со  всеми
относящимися  к  ним  материалами и экземпляром учетной карточки (там,
где учет ведется и по карточкам) для формирования  дела  и  картотеки.
Формирование и хранение дел у исполнителей запрещается.
     32. На каждом предложении, заявлении, жалобе после окончательного
решения  и  исполнения  должна  быть надпись "В дело" и личная подпись
лица, принявшего это решение.
     33. Предложения, заявления и жалобы граждан, копии ответов на них
и документы,  связанные с их  разрешением  (в  необходимых  случаях  и
конверты),  формируются  в  отдельное  дело  с  указанием  вопросов  в
заголовке дела.
     34. Документы   в   этом  деле  располагаются  в  хронологическом
порядке.  Каждое предложение,  заявление, жалоба и все документы по их
рассмотрению и разрешению составляют в деле самостоятельную группу.  В
случае  получения  повторного  предложения,  заявления,   жалобы   или
поступления  дополнительных документов они подшиваются к данной группе
документов.
     35. При  формировании  дела  проверяются правильность направления
документов  в  дело,   их   полнота   (комплектность).   Неразрешенные
предложения,  заявления  и  жалобы,  а  также  неправильно оформленные
документы подшивать в дело запрещается.
     36. Книги   предложений,   заявлений   и   жалоб  и  книги  учета
посетителей изготовляются на  местах,  ведутся  и  хранятся  в  каждом
органе военного управления.
     Командир (начальник) ежемесячно проверяет по  книге  предложений,
заявлений и жалоб правильность сделанных распоряжений.

            V. Контроль за работой с обращениями граждан.
                           Анализ обращений

     37. Контроль   за   рассмотрением   (исполнением   поручений   по
рассмотрению)  обращений  военнослужащих,  членов  их  семей  и других
граждан осуществляется применительно к требованиям главы XI Инструкции
по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации.
     38. Состояние работы по рассмотрению обращений  граждан  не  реже
одного  раза  в  квартал  проверяется комиссией,  назначаемой приказом
командира (начальника).
     В состав    комиссии   назначаются   должностные   лица   органов
воспитательной работы и юридической службы Вооруженных Сил  Российской
Федерации, при необходимости другие должностные лица.
     39. В   ходе   проверки   устанавливаются   правильность   учета,
своевременность   рассмотрения   и  разрешения  поступающих  обращений
посетителей,  вскрываются  причины,  вызывающие  жалобы,  и   особенно
повторные. О результатах проверки составляется аналитическая справка.
     40. В аналитической справке отражаются:
     общее количество   поступивших   обращений  (в  том  числе  и  по
результатам личного приема) за квартал (год),  которое сравнивается  с
аналогичным периодом текущего года (с прошлым годом);
     реакция (мнение) граждан на политические события в  стране  и  за
рубежом,  предложения  по  реформированию  Вооруженных  Сил Российской
Федерации,  совершенствованию системы управления и  боевой  подготовки
войск,  улучшению воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской
Федерации и другие;
     причины, вызывающие  обоснованные  жалобы военнослужащих,  других
граждан, и принятые меры по устранению создавшегося положения;
     количество обратившихся к командиру (начальнику) граждан, имеющих
льготный социально - правовой статус,  и проблемы,  поднимаемые ими  в
заявлениях   и   жалобах   (особо   отмечаются  просьбы  членов  семей
военнослужащих из числа пострадавших или погибших при  выполнении  ими
воинского долга и принятые меры по их реализации);
     наиболее острые вопросы, волнующие заявителей;
     результативность рассмотрения обращений (по контрольным письмам);
     наличие (отсутствие)   жалоб   на   действия   должностных   лиц,
занимавшихся рассмотрением обращений;
     предложения по улучшению работы с обращениями  граждан  и  приему
посетителей,     совершенствованию    правового    обеспечения    этой
деятельности.

Начальник Главного управления
воспитательной работы
Вооруженных Сил
Российской Федерации,
генерал - полковник
                                                              В.АЗАРОВ


                                                            Приложение

                                                  к Инструкции (п. 23)

                       КНИГА УЧЕТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

---------------------------------------------------------------------
| N |  Дата  |  Фамилия, имя, |Адрес     |  Краткое   |Какое принято|
|п/п|        |    отчество    |посетителя| содержание |  решение и  |
|   |        |посетителя и его|          |предложения,|   подпись   |
|   |        |  отношение к   |          | заявления, |принимавшего |
|   |        | военной службе |          |   жалобы   |             |
|---|--------|----------------|----------|------------|-------------|
|   |        |                |          |            |             |
---------------------------------------------------------------------