О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА РЕБЕНКА. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 24.01.03 2

                                ПРИКАЗ
 
                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
 
                          24 января 2003 г.
                                 N 2
 
                                 (Д)


     В целях охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и совершенствования деятельности домов ребенка приказываю:
     1. Утвердить:
     1.1. Положение   об   организации   деятельности   дома   ребенка
(Приложение N 1).
     1.2. Положение  о работе медико-психолого-педагогической комиссии
дома ребенка (Приложение N 2).

Министр
                                                          Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

24 января 2003 г.
N 2

                                                        Приложение N 1

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                             Приказом Минздрава России
                                              от 24 января 2003 г. N 2

                              ПОЛОЖЕНИЕ
               ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА РЕБЕНКА

     1. Дом ребенка создается для оказания медицинской, педагогической
и социальной помощи детям-сиротам и детям,  оставшимся  без  попечения
родителей. В доме ребенка воспитываются дети с рождения и до 4-х лет.
     2. Дом    ребенка    -    лечебно-профилактическое    учреждение,
обеспечивающее  медицинскую  помощь,  в  том  числе  восстановительное
лечение,   а   также    комплексную    медико-психолого-педагогическую
реабилитацию с использованием современных технологий.
     3. Дом ребенка возглавляет главный врач,  на  должность  которого
назначается   специалист,   имеющий  профессиональное  образование  по
специальности "педиатрия" и квалификационную  категорию  по  указанной
специальности.
     4. В   своей    деятельности    дом    ребенка    руководствуется
законодательством Российской Федерации,  нормативными правовыми актами
Минздрава России, уставом учреждения и настоящим Положением.
     5. Дом ребенка обеспечивает:
     - уход,  диагностику, лечение, реабилитацию (абилитацию) детей, а
также их воспитание, социальную адаптацию;
     - организацию      и      проведение      профилактических      и
лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности;
     - комплексную оценку состояния здоровья детей;
     - наблюдение  за  состоянием  здоровья,  физическим и психическим
развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи;
     - соблюдение   санитарно-гигиенического   режима,   режима   дня,
организацию   рационального   питания   и   физического    воспитания,
оптимизацию двигательного режима;
     - освоение и внедрение  новых  методов  комплексной  реабилитации
детей;
     - повышение  квалификации  всех   категорий   специалистов   дома
ребенка.
     6. Прием детей в дом ребенка.
     6.1. В  дом  ребенка принимаются дети из родильных домов и других
лечебно-профилактических учреждений,  учреждений системы  МВД  России,
семей и т.д. с периода новорожденности и содержатся в нем до 3-летнего
возраста,  а дети с дефектами физического и психического развития - до
4-летнего  возраста.  В  виде  исключения  в дом ребенка (общего типа)
могут приниматься дети,  достигшие  3-летнего  возраста,  с  задержкой
физического   и   психоречевого   развития,   обусловленной  условиями
воспитания, если их перевод в детский дом в соответствии с заключением
специалистов считается преждевременным.
     6.2. Дети  из  родильных  домов  направляются  непосредственно  в
группу, из лечебно-профилактических учреждений, учреждений системы МВД
России,  из  семей  направляются  в  карантинную  группу  или  при  ее
отсутствии  в  изолятор,  где  они  находятся  в  течение  21  дня.  В
карантинной     группе     (изоляторе)     проводятся      необходимые
лечебно-профилактические и педагогические мероприятия.
     6.3. Из  карантинной  группы  (изолятора)  ребенок  поступает   в
группу.   Каждое   последующее   перемещение   ребенка  фиксируется  в
"Медицинской карте ребенка,  воспитывающегося в доме  ребенка"  (форма
112-1/у-00) с мотивированным обоснованием.
     6.4. В  дом  ребенка  принимаются  дети  с  выпиской  из  истории
развития   ребенка  (медицинской  карты  стационарного  больного)  или
истории новорожденного.
     В выписке   из   истории   развития  ребенка  (медицинской  карты
стационарного больного)  должны  быть  отражены  результаты  следующих
инструментальных диагностических исследований:
     - электроэнцефалография;
     - нейросонография (для детей 1-го года жизни);
     - эхоэнцефалография;
     - электрокардиография;
     - ультразвуковое исследование внутренних органов;
     - сведения  о  состоянии здоровья родителей,  включающие данные о
биологическом и генеалогическом анамнезе (при их наличии);
     - справка об отсутствии инфекционных заболеваний.
     7. Дом ребенка,  как правило,  создается при наличии не менее  30
воспитанников.
     8. Структура дома ребенка утверждается главным врачом в  пределах
штатной численности и фонда оплаты труда.
     9. Рекомендуемая структура учреждения:
     - групповое   помещение  (группа)  -  игровая  комната,  спальное
помещение, санитарная комната;
     - изолятор (не менее 10% от количества мест в доме ребенка);
     - карантинная группа (не менее 10%  от  количества  мест  в  доме
ребенка);
     - кабинеты для учителей-дефектологов и старших воспитателей;
     - процедурный кабинет;
     - прививочный кабинет;
     - кабинеты для физиотерапевтического лечения;
     - кабинет для проведения тепловых процедур;
     - бассейн;
     - зал для занятий лечебной физической культурой;
     - зал для занятий физической культурой;
     - зал для музыкальных занятий;
     - кабинет  (помещение)  психологической  разгрузки  и  социальной
адаптации детей;
     - иные подразделения.
     12. Дом ребенка может  иметь  в  составе  отделение  реабилитации
(абилитации).   Отделение   реабилитации   (абилитации)  дома  ребенка
предназначено для проведения комплекса медико-психолого-педагогических
коррекционных   мероприятий,   включающих  восстановительное  лечение,
психолого-педагогическую   реабилитацию   и    социальную    адаптацию
воспитанников домов ребенка.
     Отделение осуществляет:
     - диагностику   отклонений   (нарушений)   в   развитии  детей  и
проведение работы по их компенсации и коррекции;
     - разработку     и    осуществление    индивидуальных    программ
реабилитации, анализ эффективности реабилитации.
     13. Организация  педагогического процесса,  лечения,  комплексной
реабилитации  детей  определяется  с   учетом   их   индивидуальности,
возраста,  пола,  а  также  психического  и  физического  состояния  и
развития.
     14. Помещение   дома   ребенка,   твердый   и  мягкий  инвентарь,
медицинское  и  хозяйственное  оборудование   должны   соответствовать
санитарно-гигиеническим     нормам,     утвержденным     Министерством
здравоохранения Российской Федерации.


                                                        Приложение N 2

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                             Приказом Минздрава России
                                              от 24 января 2003 г. N 2

                              ПОЛОЖЕНИЕ
               О РАБОТЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
                        КОМИССИИ ДОМА РЕБЕНКА

     Медико-психолого-педагогическая комиссия   (далее   -   комиссия)
создается в доме ребенка.
     Работу комиссии   возглавляет   главный  врач  дома  ребенка  или
заместитель главного врача по лечебной работе.
     Персональный состав   членов   комиссии   и   график   ее  работы
утверждается главным врачом дома ребенка.
     В состав комиссии могут входить следующие специалисты:
     - врачи: педиатр, невролог, психиатр;
     - педагоги:  учитель-дефектолог,  медицинский  психолог,  старший
воспитатель.
     По показаниям приглашаются другие специалисты.
     Осмотр детей  осуществляется  при  поступлении,  а  далее   -   в
эпикризные сроки. Заключение комиссии фиксируется в "Медицинской карте
ребенка, воспитывающегося в доме ребенка" (форма 112-1/у-00).
     Комиссия осуществляет:
     - комплексную диагностику детей  с  ограниченными  возможностями,
формулирует  адекватные  методы коррекционного воздействия и формы его
обеспечения;
     - оценку  динамики  состояния  здоровья  ребенка в соответствии с
установленными   эпикризными    сроками,    качества    лечебного    и
педагогического процессов и вносит соответствующую коррекцию;
     - разработку индивидуальной комплексной  программы  реабилитации,
лечения и социальной адаптации ребенка;
     - оценку  состояния  здоровья  воспитанников  домов   ребенка   и
рекомендацию   по  их  устройству  в  соответствующее  учреждение  для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.