ПРИЗНАЮТСЯ ЛИ ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
РАСХОДЫ ФИРМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ В СООТВЕТСТВИИ С П. 3 СТ.
257 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
27 ноября 2002 г.
N 26-12/58140
(Д)
В соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (с
изменениями и дополнениями) с 1 января 2002 года исчисление и уплата
налога на прибыль производятся согласно положениям главы 25 "Налог на
прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ).
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на
прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций
признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных
расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой.
Расходами в силу ст. 252 НК РФ признаются любые обоснованные и
документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены
для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании п. 3 ст. 257 НК РФ в целях главы 25 НК РФ
нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные
налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные
объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них),
используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании
услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного
времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо наличие
способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход),
а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих
существование самого нематериального актива и (или) исключительного
права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности
(в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы,
договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Согласно ст. 138 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее
- ГК РФ) в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и другими
законами, признается исключительное право (интеллектуальная
собственность) гражданина или юридического лица на результаты
интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции,
выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак,
знак обслуживания и т.п.).
Как следует из п. 1 ст. 150 ГК РФ, деловая репутация относится к
личным неимущественным правам, в связи с чем она не является объектом
интеллектуальной собственности и не может быть признана в качестве
нематериального актива в целях налогообложения прибыли.
Организационные расходы налогоплательщика также не могут
относиться к нематериальным активам в целях налогообложения прибыли
вследствие того, что они не соответствуют всем признакам,
перечисленным в п. 3 ст. 257 НК РФ.
Таким образом, деловая репутация и организационные расходы не
признаются в качестве нематериальных активов по п. 3 ст. 257 НК РФ, а
значит, и амортизация по ним не относится к расходам, связанным с
производством и реализацией в соответствии с требованиями подп. 1 п. 2
ст. 253 НК РФ.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
27 ноября 2002 г.
N 26-12/58140 |