МОЖЕТ ЛИ ПРЕДПРИЯТИЕ УМЕНЬШИТЬ СРОК ПОЛЕЗНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ЗДАНИЯ, ПРИОБРЕТЕННОЙ В 2001 ГОДУ,
И НАЧИСЛЯТЬ АМОРТИЗАЦИЮ С 1 ЯНВАРЯ 2002 ГОДА СОГЛАСНО ИЗМЕНЕННОМУ
СРОКУ ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
15 декабря 2002 г.
N 26-12/61693
(Д)
В соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (с
последующими изменениями и дополнениями) с 1 января 2002 года
исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляются на
основании главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик
уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за
исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются
любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии,
что они произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Статьей 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в
целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у
налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено
главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость
которого погашается путем начисления амортизации. Срок полезного
использования амортизируемого имущества составляет более 12 месяцев,
первоначальная стоимость - более 10000 руб.
Как следует из ст. 322 НК РФ, по основным средствам, введенным в
эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, полезный срок их
использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно по
состоянию на 1 января 2002 года с учетом классификации основных
средств, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 01.01.2002 N 1.
На основании данной классификации основных средств, включаемых в
амортизационные группы, здание относится к десятой амортизационной
группе со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Вне зависимости от выбранного налогоплательщиком метода
начисления амортизации по имуществу, введенному в эксплуатацию до
вступления в силу главы 25 НК РФ, начисление амортизации производится
исходя из остаточной стоимости указанного имущества.
Согласно абзацу 7 п. 1 ст. 257 НК РФ остаточная стоимость
основных средств, введенных до вступления в силу главы 25 НК РФ,
определяется как разница между восстановительной стоимостью таких
основных средств и суммой амортизации, определенных в порядке,
установленном абзацем пятым указанного пункта.
Как указано в абзаце 4 данного пункта, восстановительная
стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных (созданных)
до вступления в силу главы 25 НК РФ, определяется как их
первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок до даты
вступления указанной главы в силу.
В соответствии с абзацем 5 этого же пункта ст. 257 НК РФ при
определении восстановительной стоимости амортизируемых основных
средств в целях главы 25 НК РФ учитывается переоценка основных
средств, осуществленная по решению налогоплательщика по состоянию на 1
января 2002 года и отраженная в бухгалтерском учете налогоплательщика
после 1 января 2002 года. Указанная переоценка принимается в целях
налогообложения в размере, не превышающем 30% от восстановительной
стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в
бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2001
года (с учетом переоценки по состоянию на 1 января 2001 года,
произведенной по решению налогоплательщика и отраженной в
бухгалтерском учете в 2001 году). При этом величина переоценки
(уценки) по состоянию на 1 января 2002 года, отраженной
налогоплательщиком в 2002 году, не признается доходом (расходом)
налогоплательщика в целях налогообложения. В аналогичном порядке
принимается в целях налогообложения соответствующая переоценка сумм
амортизации.
При проведении налогоплательщиком в последующих отчетных
(налоговых) периодах после вступления в силу главы 25 НК РФ переоценки
(уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость
положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается
доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не
принимается при определении восстановительной стоимости
амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым
для целей налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ.
Следовательно, учитывая положения статей 256-259 НК РФ и ст. 322
НК РФ, налогоплательщик в целях налогообложения прибыли по основному
средству в виде 1/2 здания, введенному в эксплуатацию до 1 января 2002
года, начисляет для целей налогообложения прибыли амортизацию исходя
из остаточной стоимости указанного имущества, установив полезный срок
его использования самостоятельно по состоянию на 1 января 2002 года с
учетом классификации основных средств, утвержденной указанным выше
постановлением Правительства Российской Федерации, который должен
составлять не менее 30 лет.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
15 декабря 2002 г.
N 26-12/61693 |