НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК - СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ
ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ В РАСХОДЫ, УМЕНЬШАЮЩИЕ НАЛОГОВУЮ БАЗУ, ЗАТРАТ,
ПРОИЗВЕДЕННЫХ В 2001 ГОДУ И ОТНОСЯЩИХСЯ К НЕ ПРИНЯТЫМ ЗАКАЗЧИКОМ
РАБОТАМ.
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
22 октября 2002 г.
N 26-12/50470
(Д)
Статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу
отдельных актов (положений актов) законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) определен
порядок перехода налогоплательщиками с 1 января 2002 года на порядок
учета доходов и расходов методом начисления.
В соответствии с порядком, изложенным в подп. 2 п. 2
вышеуказанной статьи, налогоплательщик, переходящий на определение
доходов и расходов по методу начисления, обязан учесть в налоговом
учете стоимость остатков незавершенного производства, готовой
продукции на складе, отгруженных (выполненных), но не реализованных
товаров (работ, услуг), определенную по состоянию на 31 декабря 2001
года в соответствии с порядком, действующим до вступления в силу главы
25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), как
стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции на
складе, отгруженных (выполненных), но не реализованных товаров (работ,
услуг).
Из сказанного выше следует, что налогоплательщик освобожден от
необходимости определять суммы косвенных расходов в составе остатков
незавершенного производства, готовой продукции на складе, товаров
отгруженных, но не реализованных, по состоянию на 31 декабря 2001 года
и включать их в состав расходов налоговой базы переходного периода.
Стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции
на складе, отгруженных (выполненных), но не реализованных товаров
(работ, услуг), определенная по состоянию на 31 декабря 2001 года в
бухгалтерском учете, не учитывается при расчете налоговой базы
переходного периода.
Статьей 319 НК РФ определено, что под незавершенным производством
(далее - НЗП) для целей налогообложения понимается продукция (работы,
услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех стадий
обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В
НЗП включаются также законченные, но не принятые заказчиком работы и
услуги. К НЗП также относятся остатки невыполненных заказов
вспомогательных производств и остатки полуфабрикатов собственного
производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве,
относятся к НЗП при условии, что они подвергались обработке.
Таким образом, сформированные в соответствии с Положением о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.08.92 N 552, суммы незавершенного производства и
готовой (в том числе отгруженной, но не реализованной) продукции в
целях налогообложения будут учтены в последующих периодах через
входное сальдо стоимости остатков незавершенного производства, готовой
продукции на складе, отгруженных (выполненных), но не реализованных
товаров (работ, услуг) по состоянию на 1 января 2002 года,
используемое для распределения прямых затрат согласно ст. 319 НК РФ.
В соответствии с вопросом по счету 20 "Основное производство" в
составе НЗП отражены расходы, связанные с выполнением отдельных этапов
работ субподрядными организациями по не завершенным в целом по
состоянию на 31 декабря 2001 года работам.
Как следует из содержания подп. 2 п. 2 ст. 10 Закона N 110-ФЗ, у
налогоплательщика, переходящего на метод начисления, не было оснований
учитывать в составе расходов, уменьшающих налоговую базу переходного
периода, стоимость (себестоимость) работ, не принятых заказчиком.
На основании вышеизложенного и учитывая, что отсутствует общее
требование разделения сальдовых значений расходов на прямые и
косвенные, налогоплательщики могут учесть сумму расходов,
сформированную в соответствии с отраслевыми методическими
рекомендациями и не учтенную для целей налогообложения до 1 января
2002 года, в последующих периодах через входное сальдо прямых
расходов, приходящееся на стоимость остатков НЗП по состоянию на 1
января 2002 года и используемое для распределения прямых затрат
согласно положениям ст. 319 НК РФ.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин |