О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ. Письмо. Министерство природных ресурсов РФ. 23.10.00 33-01-3/462

                    О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕННОЙ
              ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ
                ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ

                               ПИСЬМО

                  МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ

                          23 октября 2000 г.
                            N 33-01-3/462

                                 (Д)


     В связи с возникающими вопросами по поводу  ведения  ограниченной
хозяйственной  деятельности  на территориях заповедников и их охранных
зон Департамент охраны окружающей среды и  экологической  безопасности
МПР России информирует.
     Допустимые на территориях государственных природных  заповедников
виды  ограниченной  хозяйственной  деятельности определены Федеральным
законом "Об особо охраняемых природных  территориях"  и  Положением  о
государственных   природных   заповедниках   в   Российской  Федерации
(утверждено  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации   от
18.12.91 N 48 с последующими изменениями и дополнениями).
     Конкретные виды  ограниченной   хозяйственной   деятельности   на
территории     государственного     природного    заповедника    могут
осуществляться  только   в   строгом   соответствии   с   утвержденным
действующим индивидуальным положением о данном заповеднике.
     Возможность хозяйственного использования территорий охранных  зон
определяется положениями о них,  утверждаемыми органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
     Выпас скота  на  территории заповедника может осуществляться лишь
на специально  выделенных  участках,  перечисленных  в  индивидуальном
положении   о   заповеднике,   и   в   соответствии  с  рекомендациями
Научно-технического совета заповедника (лимит  поголовья,  ограничение
содержания коз и т.д.) и требованиями лесного законодательства.
     Лесоустроительные и сопутствующие им  работы,  противопожарные  и
биотехнические мероприятия,  строительство и ремонт кордонов, зимовий,
стационаров, мостов, иных служебных построек, расчистка просек и троп,
обустройство экскурсионных экологических маршрутов, обозначение границ
заповедника,  лесничеств,  обходов и кварталов, огораживание отдельных
участков,  сенокошение,  заготовка  деловой  древесины  и  дров должны
включаться в ежегодный  план  лесохозяйственных  и  заповедно-режимных
мероприятий.
     Данный план готовится отделом охраны  (по  согласованию  с  иными
заинтересованными  подразделениями) заповедника,  заранее доводится до
сведения членов Научно-технического совета заповедника (далее -  НТС),
после  чего  рассматривается  на  НТС и представляется в установленном
порядке директором заповедника на  утверждение  в  Департамент  охраны
окружающей  среды  и  экологической  безопасности  МПР России (далее -
Департамент).  Одновременно   с   упомянутым   планом   представляется
объяснительная  записка  к нему и копия подробного протокола заседания
НТС,  содержащего изложение хода обсуждения и результаты  голосования.
Внесение  в  течение  года  необходимых  изменений и дополнений в план
лесохозяйственных  и  заповедно-режимных  мероприятий  производится  в
таком же порядке.
     Проведение мероприятий по реинтродукции объектов  животного  мира
на  территории  заповедника  и его охранной зоны допускается в строгом
соответствии с Федеральным законом "О животном мире",  а  также  после
обсуждения этого вопроса на НТС и получения разрешения в Департаменте.
     Добывание диких  животных  (включая  волков  и   птиц   семейства
врановых)  на территориях заповедников в научных и регуляционных целях
допускается исключительно в  соответствии  с  действующим  Положением,
утвержденным Приказом Минприроды России от 8 декабря 1992 г. N 24. При
этом добывание на территории заповедника осуществляется по  письменным
разрешениям  Департамента  (за  исключением  добывания в научных целях
мелких млекопитающих,  перечисленных  в  вышеупомянутом  Положении,  и
беспозвоночных),  а  на  территории  охранной зоны - по согласованию с
Департаментом и разрешениям  соответствующих  региональных  специально
уполномоченных   государственных   органов   (либо   в  ином  порядке,
предусмотренном положением об охранной зоне заповедника).
     Возможность любительского  лова  рыбы  на  территории заповедника
лицами,  не являющимися его работниками,  допускается в исключительных
случаях,   после   обсуждения   этого   вопроса   на  НТС  и  внесения
соответствующих дополнений в действующее  индивидуальное  положение  о
заповеднике.
     Создание на территории заповедника и его охранной  зоны  объектов
инфраструктуры, связанной с приемом посетителей (включая строительство
гостиниц,  полевых  стационаров,  музеев   природы,   "визит-центров",
остановочных  пунктов,  а  также  реконструкцию  существующих зданий и
сооружений),  допускается после рассмотрения этого вопроса  на  НТС  и
получения согласия Департамента.
     При ведении  названной   деятельности   могут   быть   необходимы
согласования с рядом органов государственного управления.
     Так, при проведении  названных  работ  в  лесном  фонде  возможны
следующие варианты:
     1. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их  в
целях,  связанных  с  ведением лесного хозяйства и пользованием лесным
фондом.  Названный  перевод  осуществляется  соответствующим   органом
управления лесным хозяйством.
     2. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их  в
целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным
фондом.   Указанный   перевод   осуществляется   в   соответствии    с
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 19.09.97 N 1200
"О порядке перевода лесных земель в нелесные земли  для  использования
их  в целях,  не связанных с ведением лесного хозяйства,  пользованием
лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда".
     Региональными центрами                           государственного
санитарно-эпидемиологического   надзора    выдаются    соответствующие
согласования в части выполнения противоэпидемиологических мероприятий,
санитарно-гигиенических правил и норм при:
     - выборе земельных участков под строительство;
     - планировке и застройке населенных пунктов;
     - проектировании,   строительстве   и   реконструкции   зданий  и
сооружений, инженерных сетей, а также при вводе их в эксплуатацию;
     - выборе водоисточников,  используемых для водоснабжения и отдыха
населения;
     - обеспечении населения водой для питьевых и хозяйственных целей;
     - сборе, переработке, захоронении и утилизации бытовых отходов.
     Территориальными управлениями  противопожарной  службы МВД России
производится согласование  документации  на  строительство,  ремонт  и
реконструкцию   зданий  и  сооружений  в  части  обеспечения  пожарной
безопасности.
     Согласование мест  размещения  объектов  строительства,  а  также
экспертизу   проектов   строительства   зданий,    сооружений,    иной
градостроительной   документации  производят  районные  или  городские
органы  по  архитектуре  и  строительству  Государственного   комитета
Российской   Федерации   по   строительству   и  жилищно-коммунальному
комплексу.
     При решении   вопросов   обеспечения   граждан,   проживающих  на
территории  заповедника,  питьевой  водой  необходимо  учитывать,  что
использование  воды  в  питьевых  и бытовых целях требует согласования
органов   Госсанэпиднадзора   России.   Получение   же   лицензии    в
территориальных  органах МПР России на водопользование (на специальное
водопользование)  необходимо  в  случаях,  если   для   удовлетворения
питьевых   и  бытовых  нужд  проживающего  на  территории  заповедника
населения,  при строительстве зданий,  причалов  и  других  сооружений
(кроме   сооружений   для   защиты   от   вредного   воздействия  вод)
водопользование производится  с  применением  следующих  сооружений  и
устройств:
     стационарных, передвижных и плавучих сооружений по  механическому
и самотечному забору воды из поверхностных водных объектов;
     водоотводящих сооружений,   предназначенных    для    сброса    в
поверхностные водные объекты коммунально-бытовых сточных вод;
     плотин, шлюзов и других водорегулирующих сооружений (в том  числе
временных перегораживающих сооружений);
     гидравлических электростанций    (приплотинных,    деривационных,
приливных, гидроаккумулирующих).
     Использование водных   объектов   без   применения    сооружений,
технических   средств   и   устройств  (общее  водопользование)  может
осуществляться государственным природным  заповедником  без  получения
лицензии на водопользование.
     Государственные природные заповедники по  своему  усмотрению  для
водоснабжения   граждан,   проживающих   на   их   территории,   могут
осуществлять добычу подземных вод,  не числящихся  на  государственном
балансе,  а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин
на первый водоносный  горизонт,  не  являющийся  источником  питьевого
водоснабжения.
     Бурение эксплуатационных    скважин     для     централизованного
водоснабжения     и    эксплуатационных    одиночных    скважин    для
децентрализованного  водоснабжения  может  осуществляться  только  при
наличии  лицензии на пользование недрами.  Лицензирование деятельности
по добыче подземных  вод,  используемых  для  питьевого  водоснабжения
населения, осуществляется МПР России или его территориальным органом в
соответствии  с  Положением  о  порядке   лицензирования   пользования
недрами,  утвержденным  Постановлением  Верховного  Совета  Российской
Федерации N 3314-1 от 15.07.92.
     Решение о вступлении заповедника в ассоциации и иные коммерческие
и некоммерческие объединения,  создание  на  базе  заповедников  малых
предприятий,  хозрасчетных лабораторий и иных структур,  независимо от
того,  связана или  не  связана  их  деятельность  с  непосредственным
природопользованием на территории заповедника, принимается на НТС.
     Инструктивное письмо Минэкологии России от 19.02.92 N  268/НГ  "О
порядке  ведения ограниченной хозяйственной деятельности на территории
государственных заповедников" прошу считать утратившим силу.
     Настоящую информацию доведите до сведения работников заповедника.

Руководитель Департамента
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
МПР России
                                                         А.М.АМИРХАНОВ