КАКОВ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАТЫ ПРИЗНАНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ И
ФАКТИЧЕСКИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, ПЕРЕШЕДШИМИ НА МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
7 мая 2003 г.
N 26-08/25037
(Д)
С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 "Налог на
прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
НК РФ), которая регулирует порядок исчисления и уплаты налога на
прибыль.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций
признается прибыль. Прибылью в целях применения главы 25 НК РФ
признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных
расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой.
Общее определение доходов, учитываемых при исчислении налоговой
базы в целях применения главы 25 НК РФ, приведено в ст. 248 НК РФ.
Определение расходов, уменьшающих полученные доходы в целях
применения главы 25 НК РФ, приведено в ст. 252 НК РФ.
Согласно положениям главы 25 НК РФ налогоплательщики могут
учитывать доходы и расходы, в том числе методом начисления.
Даты признания доходов при методе начисления определены ст. 271
НК РФ.
Указанной статьей определено, что при использовании
налогоплательщиком метода начисления доходы признаются в том отчетном
(налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от
фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ,
услуг) и (или) имущественных прав.
По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым)
периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может
быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы
распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа
равномерности признания доходов и расходов.
Кроме того, с 1 января 2003 года по производствам с длительным
(более одного налогового периода) технологическим циклом в случае,
если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача
работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг)
распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с
принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).
При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего
отчетного (налогового) периода осуществляется в порядке, установленном
положениями главы 25 НК РФ.
Статьей 272 НК РФ определено, что при использовании
налогоплательщиком метода начисления расходы, принимаемые для целей
налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном
(налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени
фактической выплаты денежных средств.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором
эти расходы возникают исходя из условий сделок.
То есть при осуществлении расходов период их учета
(возникновения) определяется документом, в соответствии с которым
подобные расходы осуществлены. В расходы текущего периода расходы
включаются в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.
В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов
в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена
поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются
налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности
признания доходов и расходов.
Даты возникновения расходов при методе начисления определены
статьями 272, 318 и 319 НК РФ.
Таким образом, как следует из изложенного выше, доходы
распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом
равномерности признания доходов и расходов.
При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего
отчетного (налогового) периода осуществляется в порядке, установленном
положениями главы 25 НК РФ.
Данная позиция изложена в Методических рекомендациях по
применению положений главы 25 "Налог на прибыль организаций"
Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС
России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
Следовательно, в случае если договором на выполнение
научно-исследовательских работ предусмотрено получение доходов в
течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена
поэтапная сдача работ, налогоплательщик распределяет доходы
самостоятельно по отчетным периодам одним из методов, указанных выше и
закрепленных в учетной политике для целей налогообложения прибыли.
Сумма расходов текущего отчетного периода, уменьшающих доходы,
признанные для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль,
определяется в порядке, установленном статьями 272, 318 и 319 НК РФ.
При этом доходы и расходы, признанные для целей налогообложения,
отражаются соответственно по строкам 010 и 020 приложения 2 к листу 02
налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Указанный порядок учета доходов и расходов действует относительно
налоговой базы по налогу на прибыль, формируемой с 2002 года, с даты
вступления в действие главы 25 НК РФ.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин |