ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ ЕСН ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ СВЕРХ НОРМ,
УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, ОПЛАТА ТАКСИ,
ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ И БИЗНЕС-ОБЕДОВ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
1 декабря 2003 г.
N 28-11/66808
(Д)
Согласно п. 1 ст. 236 главы 24 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в объект обложения единым социальным
налогом (далее - ЕСН) включаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также авторским договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой
базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением
сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой
осуществляются данные выплаты.
В соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 ст. 236 и
ст. 237 Кодекса выплаты и вознаграждения не признаются объектом
обложения ЕСН и не включаются в налоговую базу по ЕСН, если у
налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам,
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем
отчетном (налоговом) периоде.
Согласно Методическим рекомендациям по порядку исчисления и
уплаты единого социального налога, утвержденным приказом МНС России от
05.07.2002 N БГ-3-05/344, отнесение или неотнесение выплат и
вознаграждений к суммам, уменьшающим налоговую базу по налогу на
прибыль, регламентируется положениями главы 25 Кодекса. При этом
источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском
учете не имеют значения.
Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли,
установлены в ст. 270 главы 25 Кодекса.
Таким образом, выплаты по командировочным расходам (оплата
суточных сверх норм, такси, телефонных переговоров, бизнес-обедов),
произведенные работником с разрешения или ведома работодателя, не
подлежат обложению ЕСН на основании п. 3 ст. 236 Кодекса, если такие
выплаты согласно ст. 270 Кодекса не относятся к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном
(налоговом) периоде.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
1 декабря 2003 г.
N 28-11/66808 |