ЛЕТОМ 2002 ГОДА РЕШЕНИЕМ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРИЗНАНА БАНКРОТОМ, И В ОТНОШЕНИИ НЕЕ ОТКРЫТО КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ПО УПРОЩЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ КАК ОТСУТСТВУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА. НАЗНАЧЕН
КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ. В ХОДЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА С ЦЕЛЬЮ
ВЫЯВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ВКЛЮЧЕНИЮ В КОНКУРСНУЮ
МАССУ, СОСТАВЛЕН АКТ СВЕРКИ, В КОТОРОМ ОТРАЖЕНА ПЕРЕПЛАТА ПО НАЛОГАМ
СО СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ. ИНСПЕКЦИЯ ПИСЬМОМ ОТКАЗАЛА КОНКУРСНОМУ
УПРАВЛЯЮЩЕМУ В ВОЗВРАТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗ СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЮДЖЕТОВ
ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГОВ. КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ОБРАТИЛСЯ В
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ С ИСКОМ ОБЯЗАТЬ ИНСПЕКЦИЮ ВОЗВРАТИТЬ ИЗ
БЮДЖЕТОВ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫЕ СУММЫ НАЛОГОВ В УКАЗАННОМ РАЗМЕРЕ.
РЕШЕНИЕМ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ, ОСТАВЛЕННЫМ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ТОГО ЖЕ СУДА, ИСКОВЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО УДОВЛЕТВОРЕНЫ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА НАЗВАННЫЕ ВЫШЕ
РЕШЕНИЕ И ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОСТАВЛЕНЫ БЕЗ
ИЗМЕНЕНИЯ, КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА ИНСПЕКЦИИ - БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ. ВМЕСТЕ
С ТЕМ ИНСПЕКЦИЕЙ РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ НЕ ИСПОЛНЕНО.
ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИИ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
24 октября 2003 г.
N 11-11н/59780
(Д)
Согласно п. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты
арбитражного суда являются обязательными для органов государственной
власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций,
должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории
Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в случае наличия у налогоплательщика недоимки по
уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому
же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне
уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в
счет погашения недоимки (задолженности).
Вместе с тем п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) в редакции,
действующей в обжалуемом периоде, установлено, что кредиторами по
денежным обязательствам (далее - кредиторы) являются российские и
иностранные физические и юридические лица, а также Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В пункте 3 названной выше статьи указано, что к налоговым и иным
уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не
предусмотрено Законом N 6-ФЗ.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона N 6-ФЗ с момента
принятия арбитражным судом к производству заявления о признании
должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях
удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
Согласно п. 1 ст. 98 Закона N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным
судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в
рамках конкурсного производства.
Таким образом, о наличии у должника обязанности перед кредитором
последний должен заявить в рамках дела о банкротстве с тем, чтобы его
требования были включены в реестр требований кредиторов и при
признании должника банкротом были удовлетворены в порядке
установленной очередности.
Следовательно, норма п. 7 ст. 78 Кодекса не подлежит применению в
отношении лиц, признанных банкротом по решению арбитражного суда.
Исходя из изложенного действия инспекции, выразившиеся в
проведении зачета сумм излишне уплаченных организацией налогов после
принятия арбитражным судом решения о признании ее банкротом, являются
неправомерными.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин |