КАКОВ ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ В НАЛОГООБЛАГАЕМУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА
ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА, ЕСЛИ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО НЕ
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
15 декабря 2003 г.
N 23-10/2/69837
(Д)
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N
2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и п. 2 инструкции
Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты
в бюджет налога на имущество предприятий" (далее - Инструкция)
объектом налогообложения по налогу на имущество являются основные
средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на
балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы,
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в целях исчисления налога
учитываются по остаточной стоимости.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, в
соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - ГК РФ) может быть приобретено другим лицом на основании
договора купли-продажи, дарения, мены или иной сделки об отчуждении
этого имущества.
В соответствии со статьями 218, 223 и 224 ГК РФ с момента приемки
объекта он переходит во владение и распоряжение нового собственника,
то есть право собственности переходит к приобретателю имущества при
его передаче, если иное не установлено законом или договором. С этого
момента указанное имущество автоматически меняет собственника, а
последующее оформление документации на это имущество (в частности,
получение свидетельства о внесении в Реестр собственности) только
подтверждает право собственности нового собственника.
Пунктом 2 ст. 223 ГК РФ установлено, что в случаях, когда
отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право
собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации,
если иное не установлено законом.
Таким образом, нежилые помещения, право собственности на которые
не зарегистрировано в Едином государственном реестре, не могут быть
приняты к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.
Указанные объекты до момента регистрации права собственности должны
отражаться в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные
активы".
На основании подп. "а" п. 4 Инструкции в налоговую базу по налогу
на имущество включаются затраты организации, отражаемые в
бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы"
(субсчета 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4
"Приобретение объектов основных средств", 08-5 "Приобретение
нематериальных активов").
В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350 обложению налогом на
имущество подлежат затраты организаций, учитываемые в составе
капитальных вложений на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", на
приобретение объектов недвижимости до перевода их в состав основных
средств в следующих случаях:
- если нормативный срок строительства истек, но строительство
объекта не завершено;
- если строительство завершено в срок, но объект не принят в
эксплуатацию в установленном порядке;
- если строительство завершено и объект передан заказчику по акту
приемки в эксплуатацию в срок, но права собственника на объект
недвижимости не зарегистрированы в установленном порядке;
- если объект по договору купли-продажи передан на баланс
покупателю, но права собственности на объект не зарегистрированы в
установленном порядке.
Таким образом, если строительство завершено и объект недвижимости
передан заказчику по акту приемки-передачи основных средств до
государственной регистрации прав на него, то плательщиком налога на
имущество со стоимости указанного объекта с момента передачи по акту
будет заказчик.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин |