Без названия. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 06.04.04 26/188-6И


                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
     
                           6 апреля 2004 г.
                             N 26/188-6и

                                 (Д)


     Управление специального   образования   Министерства  образования
Российской Федерации обращает внимание органов управления образованием
на необходимость дополнительных мер по соблюдению права на образование
детей-инвалидов  с  отклонениями  в  умственном  развитии  в  связи  с
начинающимся  в  апреле  комплектованием  специальных  (коррекционных)
образовательных   учреждений   для   обучающихся,   воспитанников    с
отклонениями в развитии (классов,  групп) на 2004 - 2005 учебный год и
проводимыми       в       этих       целях       освидетельствованиями
психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) указанных детей.
     Право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию  в
условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего образования
закреплено   Конвенцией   ООН   о   правах   ребенка,   рядом   других
международно-правовых норм и законодательством Российской Федерации.
     Управление просит принять меры для  обеспечения  каждого  ребенка
данной категории,  родители (законные представители) которого изъявили
согласие на его обучение в  указанных  учреждениях,  необходимыми  для
этого  соответствующими  заключениями ПМПК и направлениями в указанные
учреждения от органов управления образованием,  как это  предусмотрено
п. 10 ст. 50 Закона "Об образовании" РФ.
     При отсутствии  соответствующего  специального   (коррекционного)
образовательного   учреждения   для   обучающихся,   воспитанников   с
отклонениями в развитии (класса,  группы) по месту жительства  (вблизи
места жительства) детей рекомендуется:
     - открывать  специальные  классы,  группы  в  общеобразовательных
учреждениях  в  соответствии с п.  27 Типового положения о специальном
(коррекционном)   образовательном    учреждении    для    обучающихся,
воспитанников  с  отклонениями в развитии от 12.03.1997 N 288,  п.  27
изменений   и   дополнений   в   Типовом   положении   о   специальном
(коррекционном)    образовательном    учреждении    для   обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии от 10.03.2000  N  212,  п.  30
Постановления  Правительства  Российской Федерации от 19.03.2001 N 196
"Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении";
     - открывать  специальные  группы  на  базе  имеющихся  дошкольных
образовательных  учреждений  (детский  сад   комбинированного   вида),
детские сады компенсирующего вида в соответствии с п.  5 Постановления
Правительства Российской Федерации  от  1  июля  1995  г.  N  677  "Об
утверждении    Типового   положения   о   дошкольном   образовательном
учреждении" и открывать в них  специальные  (коррекционные)  группы  в
соответствии с п. 48 данного Типового положения;
     - открывать  в  дошкольных  образовательных  учреждениях   группы
кратковременного  пребывания  для  детей  с  отклонениями в развитии в
соответствии с п.  21 Типового положения о дошкольном  образовательном
учреждении,   утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 01.07.1995 N  677,  и  письмом  Министерства  образования
Российской Федерации от 29.06.1999 N 129/23-16.
     Специфика образовательного процесса в классах,  группах для детей
с  глубокой  умственной  отсталостью и детей,  имеющих сложный дефект,
определена инструктивными письмами Министерства:
     - N   3   от   26.12.2000  "О  дополнении  инструктивного  письма
Минобразования России от 04.09.1997 N 48";
     - N   27/2722-6   от   03.04.2003   "Об   организации   работы  с
обучающимися, имеющими сложный дефект".
     При освидетельствовании   детей   ПМПК  просим  руководствоваться
инструктивным  письмом  Министерства  от  14.07.2003  N  27/2967-6  "О
психолого-медико-педагогической  комиссии",  в котором предложены меры
по организации помощи  детям  с  отклонениями  в  развитии  на  основе
проведения  комплексного  диагностического  обследования и определения
специальных условий  для  получения  ими  образования  и  необходимого
медицинского обслуживания.
     При решении вопросов обучения ребенка  просим  учитывать,  что  в
соответствии с п.  1 ст. 52 Закона "Об образовании" родители (законные
представители) "имеют право выбирать формы  обучения,  образовательные
учреждения",  а  в  соответствии  с  п.  10  ст.  50  того  же  Закона
направление  детей  в  специальные   (коррекционные)   образовательные
учреждения  для  обучающихся,  воспитанников с отклонениями в развитии
(классы,  группы) возможно только при согласии их родителей  (законных
представителей).
     В Российской Федерации остро стоит вопрос о  соблюдении  прав  на
образование  детей-инвалидов  с отклонениями в умственном развитии,  в
связи с чем необходимо обеспечить неукоснительное  соблюдение  ст.  43
Конституции   РФ   и   п.   10  ст.  50  Закона  РФ  "Об  образовании"
психолого-медико-педагогическими   комиссиями   при   вынесении    ими
заключений в отношении детей-инвалидов, страдающих глубокой умственной
отсталостью, не допуская при этом вынесения заключений, препятствующих
осуществлению права на образование.
     ПМПК и  органы  управления  образованием   должны   гарантировать
доступность  образования  и  не  считать  успешное  выполнение  тестов
условием поступления детей в школы или детские сады.  В соответствии с
п.  п.  1  и  6 ст.  5 Закона "Об образовании" государство гарантирует
гражданам получение образования "независимо от их состояния  здоровья"
и  "создает  гражданам с отклонениями в развитии условия для получения
ими образования,  коррекции нарушений развития и социальной  адаптации
на основе специальных педагогических подходов".
     Федеральное законодательство     не      содержит      каких-либо
противопоказаний   к  обучению  детей  с  отклонениями  в  развитии  в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях,  напротив, п.
10  ст.  50  Закона  РФ  "Об  образовании"  и  ряд  иных правовых норм
закрепляют право детей с отклонениями  в  развитии,  включая  детей  с
глубокой  умственной  отсталостью  и  сложной  структурой дефекта,  на
обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для
обучающихся,   воспитанников   с  отклонениями  в  развитии  (классах,
группах) при согласии их родителей (законных представителей).
     
Начальник Управления
специального образования
                                                         Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
     
6 апреля 2004 г.
N 26/188-6и