ОРГАНИЗАЦИЯ - СОБСТВЕННИК ЗДАНИЯ ПЕРЕДАЕТ ЕГО В
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ
ПЛАНИРУЕТ СДАВАТЬ УКАЗАННОЕ ЗДАНИЕ В АРЕНДУ.
КАКИМ ОБРАЗОМ И КТО ИМЕННО ИСПОЛНЯЕТ В ДАННОМ
СЛУЧАЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ, НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО
ПРЕДПРИЯТИЙ И ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
30 апреля 2004 г.
N 11-14/29802
(Д)
Передача имущества в доверительное управление регулируется главой
53 "Доверительное управление имуществом" Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного
управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает
другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок
имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется
осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя
управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача
имущества в доверительное управление не влечет перехода права
собственности на него к доверительному управляющему.
Согласно ст. 1013 ГК РФ объектами доверительного управления могут
быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты,
относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права,
удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные
права и другое имущество.
При осуществлении доверительного управления имуществом сделки,
заключаемые доверительным управляющим с третьими лицами в отношении
имущества, переданного в доверительное управление, наряду с доходом,
получаемым от оказания услуг по управлению, являются самостоятельным
объектом с точки зрения исчисления налогов.
Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на добавленную
стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на
территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача
товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению
о предоставлении отступного или новации, а также передача
имущественных прав.
Таким образом, если недвижимое имущество, переданное в
доверительное управление, сдается в аренду, налог на добавленную
стоимость в общеустановленном порядке исчисляет и уплачивает в бюджет
доверительный управляющий.
В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль
организаций признаются российские организации, иностранные
организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства и (или) получающие доходы от
источников в Российской Федерации.
Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль
участниками договора доверительного управления имуществом установлены
ст. 276 НК РФ. Организация - выгодоприобретатель по договору
доверительного управления является плательщиком налога на прибыль.
В отношении налога на имущество организаций необходимо учитывать
тот факт, что согласно ст. 378 НК РФ имущество, переданное в
доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках
договора доверительного управления, подлежит налогообложению у
учредителя доверительного управления.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1
"О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является
платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата,
нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и
землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. За земли,
переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или
другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права
собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть
земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для
ее использования.
В ст. 551 ГК РФ указано, что переход права собственности на
недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит
государственной регистрации.
Таким образом, с момента государственной регистрации перехода
права собственности на недвижимое имущество по договору купли-продажи
у покупателя возникает право пользования той частью земельного
участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее
использования.
На основании изложенного собственник здания является плательщиком
земельного налога за земельный участок, занятый данным зданием и
необходимый для его использования.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
30 апреля 2004 г.
N 11-14/29802 |