ПОКУПКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
27 октября 2004 г.
N 04-3-01/665
(Д)
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело
письмо, касающееся вопросов, возникающих в связи с приобретением
индивидуальным предпринимателем транспортных средств, и сообщает
следующее.
1. Статьей 256 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации
"Налог на прибыль организаций" (далее - Кодекс) введено понятие
амортизируемого имущества, стоимость которого переносится в состав
учитываемых в целях налогообложения расходов не единовременно, а в
течение определенного промежутка времени.
Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком
полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью
более 10 тыс. рублей.
Приобретенное за плату имущество индивидуальных предпринимателей,
непосредственно используемое ими в период осуществления деятельности в
качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ
или оказании услуг со сроком полезного использования, превышающим 12
месяцев, условно отнесено к основным средствам. Если первоначальная
стоимость такого основного средства превышает 10 тыс. рублей, то оно
соответственно признается амортизируемым имуществом.
Такая условность вызвана тем обстоятельством, что в отличие от
физических лиц юридические лица имеют обособленное имущество и
отвечают по своим обязательствам именно всем этим имуществом. Вместе с
тем индивидуальные предприниматели используют свое имущество не только
для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве
собственно личного имущества физического лица, необходимого для
осуществления своих неотчуждаемых прав и свобод, в связи с чем
имущество граждан юридически не разграничено.
У индивидуальных предпринимателей, имеющих свидетельство о
государственной регистрации и лицензию на осуществление транспортных
перевозок и получающих доходы непосредственно от использования
автомобиля, которым они владеют на праве личной собственности,
автомобиль правомерно может рассматриваться в качестве "основного
средства", а затраты на его содержание подлежат учету в составе
расходов налогоплательщиков, непосредственно связанных с получением
доходов от транспортных перевозок.
У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды
деятельности, не относящиеся к грузовым или пассажирским перевозкам,
автомобиль служит не источником получения доходов, а вспомогательным
средством, создающим им определенные дополнительные удобства при
осуществлении других видов деятельности.
В случаях, когда индивидуальные предприниматели, осуществляющие
торгово-закупочную деятельность, используют личный автомобиль для
перевозки приобретенных в целях реализации товаров, то в соответствии
со статьей 268 Кодекса при реализации покупных товаров индивидуальные
предприниматели вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму
расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности
на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых
товаров.
С учетом этого индивидуальные предприниматели вправе при наличии
путевых листов, оформленных в соответствии с Приказом Минтранса России
от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на
автомобильном транспорте", учесть в составе материальных расходов
документально подтвержденные чеками контрольно-кассовых машин суммы
стоимости затраченных на поездки топлива и смазочных материалов в
соответствии с "Нормами расхода топлив и смазочных материалов на
автомобильном транспорте", утвержденными Минтрансом России 29 апреля
2003 года N Р3112194-0366-03.
В приведенном в письме случае, когда индивидуальный
предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере оптовой торговли,
использует собственный автомобиль для перевозки собственных грузов,
необходимо учитывать, что оказание услуг по доставке грузов
покупателям не относится к сфере оптовой или розничной торговли, а
является самостоятельным видом экономической деятельности, требующим
специального разрешения на его осуществление.
Таким образом, индивидуальный предприниматель будет вправе
рассматривать свой автомобиль в качестве "амортизируемого основного
средства", а затраты на его содержание учитывать в составе
профессиональных налоговых вычетов только при условии, что в
свидетельстве о государственной регистрации предпринимателя будут
указаны оба вида деятельности: торгово-закупочная и транспортные
грузоперевозки.
Следовательно, в данном случае налогоплательщик неправомерно
включил начисленные суммы амортизации автомобиля в состав расходов,
уменьшающих его налоговую базу по налогу на доходы за 2003 год.
2. В соответствии с пунктом 24 Порядка учета доходов и расходов и
хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей,
утвержденного совместным Приказом Минфина России и МНС России от
13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, первоначальная стоимость амортизируемых
основных средств, приобретенных за плату, определяется у
индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную
стоимость (далее - НДС) исходя из цен их приобретения, указанных в
платежных документах, без учета сумм налога на добавленную стоимость.
Таким образом, у индивидуальных предпринимателей, являющихся
плательщиками НДС, суммы уплаченного поставщикам основных средств НДС
не включаются в первоначальную стоимость основных средств, поскольку
такие суммы подлежат возмещению (вычету) при осуществлении
налогоплательщиками расчетов с бюджетом по НДС. Если у
налогоплательщиков отсутствуют счета-фактуры либо их оформление не
соответствует установленным требованиям, то индивидуальные
предприниматели не вправе учитывать уплаченные поставщикам основных
средств суммы НДС в первоначальной стоимости этих средств, при этом
они также теряют право на возмещение таких сумм при расчетах с
бюджетом по НДС.
Вместе с тем суммы НДС, уплаченные поставщикам основных средств,
непосредственно используемых в процессе осуществления
предпринимательской деятельности по операциям, не облагаемым НДС
(освобожденным от налогообложения), включаются согласно пункту 2
статьи 170 главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" в
первоначальную стоимость приобретенных основных средств.
Как уже отмечалось ранее, в приведенном в письме случае
индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере
оптовой торговли, использует купленные им автомобили для перевозки
собственных грузов, не получая специального разрешения на
осуществление транспортных перевозок. Поэтому купленные им автомобили
являются в данном случае тем имуществом физического лица, которое даже
условно не может рассматриваться в качестве основных средств.
Следовательно, поскольку у индивидуального предпринимателя не имеется
оснований рассматривать свои автомобили в качестве амортизируемых
основных средств, то у него не возникает и необходимости в определении
их первоначальной стоимости для последующего начисления амортизации.
Таким образом, индивидуальный предприниматель при расчетах с
бюджетом по НДС не вправе учитывать суммы НДС, уплаченные поставщикам
автомобилей и выделенные продавцами в счетах-фактурах, в целях
возмещения указанных сумм.
Б.М.КОРОЛЬ
27 октября 2004 г.
N 04-3-01/665 |