ГРАЖДАНИН ПОЛУЧИЛ В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ПО
ЗАВЕЩАНИЮ КВАРТИРУ, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ
О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО ПО ЗАВЕЩАНИЮ. ТАКЖЕ КАК
НАСЛЕДНИК ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ ОН ПОЛУЧИЛ ДЕНЕЖНЫЕ ВКЛАДЫ.
ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ СО СТОИМОСТИ КВАРТИРЫ
НАЧИСЛИТЬ НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ
НАСЛЕДОВАНИЯ, БЕЗ УЧЕТА СТЕПЕНИ РОДСТВА?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
10 августа 2004 г.
N 11-11н/52256
(Д)
Согласно статье 1 Закона РФ от 12.12.91 N 2020-1 "О налоге с
имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее -
Закон N 2020-1) плательщиками налога с имущества, переходящего в
порядке наследования или дарения, являются физические лица, которые
принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке
наследования или дарения.
Статьей 2 Закона N 2020-1 установлено, что объектами
налогообложения являются в том числе квартиры.
Согласно положениям статьи 1141 ГК РФ в порядке очередности к
наследованию призываются лишь наследники по закону.
Наследование по закону имеет место только в том случае, если не
составлено завещание.
Пунктом 1 статьи 1119 ГК РФ установлено право завещателя по
своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом
определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного,
нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого
лишения, а также включить в завещание иные распоряжения,
предусмотренные правилами ГК РФ о наследовании, отменить или изменить
совершенное завещание.
Таким образом, при наследовании по завещанию степень родства не
учитывается. Следовательно, лицам, получившим наследство по завещанию,
налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется по
ставкам, предусмотренным для других наследников без учета их
родственных отношений.
Вместе с тем если часть имущества наследник получает по
завещанию, а часть по закону как наследник первой очереди, то в этом
случае налог с имущества, переходящего в порядке наследования,
необходимо исчислять по ставке, которая установлена для наследников
первой очереди, со стоимости всего наследуемого имущества.
Наследник получил в порядке наследования по завещанию квартиру,
что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию.
Однако он также получил как наследник первой очереди (по закону)
денежные вклады, что должно быть подтверждено свидетельством о праве
на наследство по закону.
Таким образом, налоговая инспекция должна начислить со стоимости
квартиры налог с имущества, переходящего в порядке наследования, с
учетом степени родства наследника, а именно как наследнику первой
очереди.
И.о. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
10 августа 2004 г.
N 11-11н/52256 |