СООБЩЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
(Д)
Министерство финансов Российской Федерации информирует об
отдельных вопросах применения Соглашения между Правительством
Республики Финляндия и Правительством Российской Федерации об
избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 4
мая 1996 года и Протокола к нему от 14 апреля 2000 года.
В соответствии со статьей 24 Соглашения между Министерством
финансов Российской Федерации и Федеральным министерством финансов
Республики Финляндия, как компетентными органами для целей Соглашения,
было подтверждено обоюдное понимание по следующим вопросам.
1. В отношении статьи 5, статьи 7 и статьи 8 Соглашения
Международная перевозка
Статья 8 является исключением по отношению к статье 7, это
означает, что доход, подпадающий под действие статьи 8, не может
облагаться налогом в Договаривающемся государстве, даже если в этом
государстве имеется постоянное представительство. Целью статьи 8
является освобождение дохода, полученного в результате международной
перевозки, от налогообложения в государстве источника. Если
деятельность покрывается статьей 8, вопрос о наличии постоянного
представительства не имеет значения. Если предпринимательская
деятельность в области перевозок не покрывается статьей 8, применению
подлежит статья 7 совместно со статьей 5.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8: "Прибыль или доходы
резидента одного Договаривающегося государства от использования,
содержания или сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры, баржи и
соответствующее оборудование для транспортировки контейнеров),
используемых для перевозки товаров или изделий, подлежат
налогообложению только в этом государстве, кроме случаев, когда такие
контейнеры используются для перевозки товаров или изделий
исключительно между пунктами на территории другого Договаривающегося
государства.".
Понятие "контейнер" означает средство транспортировки,
используемое при перевозке товаров, и "прибыль или доход от
использования, содержания или сдачи в аренду" означает, например, что
доход от сдачи в аренду такого контейнера предприятием одного
Договаривающегося государства подлежит налогообложению только в этом
государстве.
2. В отношении пункта 3 статьи 5 Соглашения
Определение того, образуют ли последующие строительные площадки
одно постоянное представительство
При определении того, образуют ли последующие строительные
площадки одно постоянное представительство, следует принимать во
внимание следующие принципы:
Временной критерий применяется к каждой конкретной строительной
площадке или строительному, монтажному или сборочному объекту или
деятельности по техническому надзору, связанному с ними (далее по
тексту - строительная площадка). При определении того, как долго
существовала площадка, не учитывается период времени, ранее
затраченный подрядчиком в связи с другой строительной площадкой,
которая абсолютно не связана с первой упомянутой площадкой. Однако
строительная площадка должна рассматриваться как единый объект, даже в
том случае, если в ее основе лежат несколько контрактов, при условии,
что она формирует единое целое, как географическое, так и
коммерческое. Учитывая данное положение, строительная площадка
является единым целым, даже если заказы были размещены различными
лицами (например, на строительство ряда жилых домов).
3. В отношении пункта 3 статьи 5 Соглашения
Если срок фактического существования строительной площадки
превысил временной период 12/18 месяцев, то считается, что такая
строительная площадка является постоянным представительством с самого
первого дня существования. Соответственно, положения статьи 7
касательно права налогообложения прибыли постоянного представительства
применяются с этого момента.
1. В отношении статьи II Протокола, подписанного в г. Хельсинки
14 апреля 2000 года, и принимая во внимание, что Соглашение
применяется с 1 января 2003 года
Переходный период для строительной площадки
В случае предприятий
Если период существования строительной площадки, которую
предприятие одного Договаривающегося государства имеет в другом
Договаривающемся государстве, начался до 01.01.2003 и превысил 36
месяцев с даты начала существования, считается, что постоянное
представительство существует только за период, который начался с
01.01.2003. Соответственно, положения статьи 7 касательно права
налогообложения прибыли постоянного представительства применяются с
01.01.2003. Таким же образом, положения пункта 3 статьи 7 применяются
к расходам такого постоянного представительства.
Пример 1. Если предприятие начало деятельность на строительной
площадке 01.12.2002 и его деятельность продолжалась 37 месяцев до
31.12.2005, только декабрь 2002 года является временным периодом,
когда постоянного представительства не существовало и, таким образом,
налог взиманию не подлежал. Соответственно, положения статьи 7
касательно права налогообложения прибыли постоянного представительства
применяются с 01.01.2003. Таким же образом, положения пункта 3 статьи
7 применяются к расходам такого постоянного представительства.
Пример 2. Если предприятие начало деятельность на строительной
площадке 01.06.2001 и его деятельность продолжалась 37 месяцев до
30.06.2004, только период с 01.06.2001 по 31.12.2002 является
временным периодом, когда постоянного представительства не
существовало и, таким образом, налог взиманию не подлежал.
Соответственно, положения статьи 7 касательно права налогообложения
прибыли постоянного представительства применяются с 01.01.2003. Таким
же образом, положения пункта 3 статьи 7 применяются к расходам такого
постоянного представительства.
В случае персонала строительной площадки
Если период существования строительной площадки, которую
предприятие одного Договаривающегося государства имеет в другом
Договаривающемся государстве, начался до 01.01.2003 и превысил 36
месяцев с даты начала существования, вознаграждение, полученное
физическими лицами, о которых идет речь в подпункте а) пункта 2 статьи
11 Соглашения между Правительством Республики Финляндии и
Правительством Советских Социалистических Республик об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанного
06.10.1987 в г. Москве, подлежит налогообложению в Договаривающемся
государстве, где осуществляется работа по найму, и только за период,
превышающий 36 месяцев.
Пример. Предприятие начало деятельность на строительной площадке
01.12.2002, и его деятельность продолжалась 37 месяцев до 31.12.2005.
Только вознаграждение, полученное за декабрь 2005 года, подлежит
налогообложению в другом Договаривающемся государстве, где
осуществляется работа по найму.
4. Со ссылкой на статью 2 Протокола,
подписанного в г. Хельсинки 14 апреля 2000 г.
Возможность продления 36-месячного периода
На основании статьи II Протокола, подписанного в г. Хельсинки 14
апреля 2000 г., в исключительных случаях существует возможность
применения положений абзаца второго пункта 2 статьи 4 Соглашения между
Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики об
устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов от
06.10.87 касательно продления 36-месячного периода в отношении
строительной площадки.
Решение о продлении 36-месячного периода принимается
Министерством финансов Российской Федерации.
Пресс-служба
Минфина России |