ПРИ УВОЛЬНЕНИИ СОТРУДНИКОВ В СВЯЗИ С СОКРАЩЕНИЕМ
ШТАТА ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОВРЕМЕННО ВЫПЛАТИЛА ИМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ КОМПЕНСАЦИЮ В РАЗМЕРЕ ДВУХМЕСЯЧНОГО
СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА СОГЛАСНО СТАТЬЕ 180 ТРУДОВОГО
КОДЕКСА РФ И ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ В РАЗМЕРЕ СРЕДНЕГО
МЕСЯЧНОГО ЗАРАБОТКА СОГЛАСНО СТАТЬЕ 178 ТРУДОВОГО
КОДЕКСА РФ. ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ ЕСН УКАЗАННЫЕ ВЫПЛАТЫ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
12 ноября 2004 г.
N 28-11/73613
(Д)
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом
налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и
вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ) вне
зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты (п. 1
ст. 237 НК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат
налогообложению ЕСН все виды установленных законодательством РФ,
законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных
органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах
норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных,
в частности, с увольнением работников.
В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса РФ при
расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или
штата работников организации (п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ)
увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере
среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний
месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев
со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется
за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по
решению органа службы занятости населения при условии, если в
двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и
не был им трудоустроен.
Статьей 180 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что о предстоящем
увольнении в связи с сокращением численности или штата работников
организации работники предупреждаются работодателем персонально и под
расписку не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право
расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за
два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в
размере двухмесячного среднего заработка.
Таким образом, начисленные при увольнении сотрудников в связи с
сокращением численности или штата суммы выходного пособия и
дополнительная компенсация не подлежат обложению ЕСН.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
12 ноября 2004 г.
N 28-11/73613 |