24.10.2023  Структурирование бизнеса

Структурирование бизнеса – это комплекс мероприятий, направленных на его всестороннюю оптимизацию. Внедрение эффективной модели деятельности компании – основа её успеха и стабильности. Оно позволяет достигнуть ключевых коммерческих целей организации:

· повышение рентабельности;

· оптимизация расходов и улучшение финансовых показателей;

· минимизация различных рисков, повышение управляемости и безопасности бизнеса;

· высвобождение ресурсов для развития;

· повышение инвестиционной привлекательности;

· укрепление конкурентоспособности и адаптируемости бизнеса к изменениям рынка;

· защита интересов владельцев, в т. ч. исключение рисков их привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности.

Аспекты структурирования бизнеса

В рамках реструктуризации бизнеса выполняется множество разноплановых задач.

В первую очередь речь идёт о выборе наиболее подходящей юридической структуры: количестве и организационно-правовой форме юридических лиц в её составе, их взаимной подчинённости и т. д. Не всегда оптимальным является дробление: напротив, в некоторых случаях оно связано с риском получения претензий со стороны ФНС и налоговых доначислений, поэтому проводится консолидация.

Следующим важным аспектом структурирования бизнеса является распределение активов: материальных и нематериальных, включая права на товарные знаки, патенты и другую интеллектуальную собственность.

Отдельное внимание в ходе реструктуризации уделяется финансово-хозяйственным вопросам:

· товарно-денежным потокам;

· модели отношений с контрагентами;

· налоговой нагрузке бизнеса;

· подходам к отчётности;

· работе с кредиторской и дебиторской задолженностью и т. д.

Ещё одна важная задача – выстраивание оптимальной штатной структуры и управленческого аппарата для каждой дочерней компании, а также внедрение внутренних регламентов взаимодействия, эффективных бизнес-процессов и инструментов планирования. Помимо этого, разрабатываются необходимые документальные конструкции и рамочные схемы сотрудничества.

В рамках комплексного структурирования бизнеса внимание уделяется и таким вопросам, как мотивация персонала, стиль менеджмента, имиджевая концепция и репутационные преимущества.

Если компания ведёт международную деятельность, отдельным аспектом реструктуризации является выбор наиболее целесообразных решений в этой плоскости.

Порядок структурирования бизнеса

Реструктуризация бизнеса может быть частичной или комплексной и в зависимости от объёма занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Эта разноплановая работа в общем случае состоит из следующих этапов:

1. Аудит текущей деятельности компании.

На данной стадии команда специалистов проводит всестороннюю диагностику состояния бизнеса: юридического, финансового, организационного и других компонентов. В результате выявляются сильные и слабые стороны, определяются целевые показатели реструктуризации.

2. Моделирование новой структуры.

Формируется одна или несколько бизнес-моделей после реструктуризации, рассчитываются возможные показатели и оцениваются риски воплощения каждого сценария в жизнь.

3. Разработка плана мероприятий по реализации выбранной модели.

Такой план включает в себя подробную дорожную карту, график, бюджет реструктуризации.

4. Внедрение.

Это финальная стадия, на которой бизнес последовательно приобретает новые черты.

Ключевой фактор успешной реструктуризации – грамотное правовое и финансовое сопровождение в строгом соответствии с действующим законодательством и с учётом сложившихся рыночных тенденций. Обеспечить его могут практикующие профессионалы с богатым опытом работы в корпоративной сфере.