01.02.2013 15:04
Новости.
Просмотров всего: 4853; сегодня: 1.

Кидяев назвал резервы для роста доходной базы МСУ

Президент РФ Владимир Путин провёл заседание Совета по развитию местного самоуправления

На вопросы er.ru о нынешнем положении дел в местном самоуправлении (МСУ) в стране ответил участник прошедшего заседания, председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Виктор Кидяев.

- Виктор Борисович, муниципальный уровень власти – самый близкий к людям. Но муниципалам сегодня приходится очень нелегко. Об этом говорил в четверг президент – проверки контрольно-надзорных инстанций, дефицит денег в бюджете…

- Проблем во взаимоотношениях органов местного самоуправления с государственными контрольно-надзорными органами действительно немало. Это и избыток запросов на информацию, доступную в открытых источниках сети Интернет и в официальных, в том числе служебных, источниках. И недостаточная отрегулированность порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий. И необоснованно короткие сроки для устранения выявленных контролёрами нарушений. И многое другое. Все эти проблемы нам предстоит решать в ближайшее время.

- А наполнение муниципальных бюджетов?

- Это главная наша проблема. Низкие финансовые возможности не позволяют муниципалам исполнять даже свои основные полномочия – я уже не говорю о формировании бюджета развития.

Объём полномочий МСУ постоянно увеличивается. По анализу, который наш комитет проводил в конце прошлого года, муниципальные полномочия в настоящий момент регулируются более чем 500 федеральными законами. Весьма красноречивые цифры.

Конечно, есть и обратные примеры. Часть полномочий, принадлежавших ранее муниципалам, передана на уровень субъектов Российской Федерации, например, в сферах образования и здравоохранения.

Это, конечно, снижает финансовую нагрузку на муниципалитеты, но только частично. Ведь перечень муниципальных полномочий, повторюсь, тем не менее, очень велик.

Причём, это достаточно проблемные, ресурсоемкие сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, местные дороги, социальное жилье, объекты культуры.

Понятное дело, что в таких условиях исполнять ещё и требования контрольно-надзорных органов, например, по ремонту объекта, переданного в муниципальную собственность, не представляется возможным.

Вот и получается, что требования пожарных, МВД, санитарных врачей, прокуроров, экологов вроде бы правильные, законные, но выполнить их органы местного самоуправления нередко не могут. Просто нет денег.

- Так что же делать для того, чтобы сократить число необоснованных прокурорских претензий к муниципалам?

- Важно согласовать размер требований, предъявляемых надзорными органами, с размером средств, имеющихся в распоряжении муниципалов. До тех пор, пока мы не приведём их в соответствие, главы будут или по примеру Удмуртии брать кредиты на выплату штрафов, или просто слагать полномочия, отсидев вместо уплаты штрафа в изоляторе.

- Выход есть?

- Есть два пути. Сократить размер данных требований, проведя перед этим их тщательную инвентаризацию. Либо увеличить доходную базу местного самоуправления. И второй путь, на мой взгляд, более правильный и перспективный.

- А много ли вообще денег нужно муниципалитетам?

- Когда в 2003 году принимался проект нашего базового 131-го закона, в финансово-экономическом обосновании к нему расходы местных бюджетов были оценены примерно в 8% ВВП. Прошло почти десять лет. ВВП у нас составил в 2012 году более 61 трлн. рублей. Получается, что расходы местных бюджетов должны быть на уровне 5 трлн. рублей. А в этом же году доходы всех местных бюджетов составили только 3 трлн. рублей. Как видим, расходы с доходами разошлись на 2 трлн. рублей. Такие вот цифры.

- Неужели всё так безрадостно?

- Я бы не стал делать такой вывод. Власть чётко понимает, что проблему эту нужно решать. Об этом говорил в своих программных статьях, в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин. Он неоднократно призывал вырабатывать пути их решения. И движение есть!

- Например?

- В прошлом году внесён ряд существенных изменений в законодательство. Согласно им, у муниципалов появились или вскоре появятся (не все принятые нормы уже вступили в силу) новые источники пополнения местных бюджетов. Я имею в виду единый сельхозналог, налог в виде стоимости патента, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, отмену некоторых федеральных льгот по земельному налогу, местные штрафы, отчисления от акцизов на ГСМ, аренду и продажу земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

К 2016 году весь комплекс мер увеличит бюджетные доходы муниципалитетов примерно на 60 млрд. руб.

Всё это не только позволит муниципалам исполнять свои полномочия и повысит качество предоставляемых населению муниципальных услуг, но и наладит более продуктивное взаимодействие муниципальной власти с государственными контрольно-надзорными органами.

При этом надо отметить, что в ряде регионов – и это видно по нашему мониторингу – уже сегодня органы МСУ взаимодействуют с контрольно-надзорными органами достаточно позитивно и эффективно. Важно поддержать это сотрудничество, устанавливать взаимопонимание между ними в целом по стране. Множить положительную практику.

Нужно дать муниципалитетам удочку, а не просто накормить рыбой. Для этого, на наш взгляд, необходимо обеспечить движение в следующих направлениях.

- В каких направлениях, как Вы считаете, необходимо двигаться, помимо улучшения финансирования муниципальных образований?

- Во-первых, надо закрепить, принципы организации и осуществления контроля в отношении органов МСУ, более строго прописать виды и порядок проведения плановых и внеплановых проверок. Для плановых проверок должна быть установлена адекватная периодичность. Для внеплановых – разумные основания.

Второе. Следует законодательно отрегулировать сроки рассмотрения прокурорского запроса и прокурорского протеста. При этом следует ограничить право контрольно-надзорных органов требовать незамедлительного ответа. На приведение муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством должно быть отведено не менее 6 месяцев.

- Часто муниципалитеты проверяются всеми и сразу.

- Да, такая практика, увы, есть. Поэтому третий пункт – запретить проведение одновременных, особенно дублирующих проверок органов местного самоуправления несколькими контрольно-надзорными органами. Также обязательно должно быть исключено дублирование контрольных и надзорных полномочий проверяющих органов различных уровней.

В-четвёртых, мы предлагаем пересмотреть систему оценки результативности деятельности контрольно-надзорных органов, исключив прямую её увязку с количеством выявленных нарушений и вынесенных по ним мер реагирования.

Пятое наше предложение – включить в обязанности руководителей федеральных органов исполнительной власти полномочия по обеспечению оказания регулярной консультативной, методической и информационной помощи органам региональной и муниципальной власти для улучшения качества принимаемых ими правовых актов.

В-шестых, следует исключить органы МСУ из числа субъектов административных правонарушений в качестве юридических лиц. К административной ответственности нужно привлекать только конкретных должностных лиц при условии доказанности их вины.

В-седьмых, размеры штрафов, устанавливаемых в отношении должностных лиц, надо привести в соответствие со степенью общественной вредности нарушения, степенью вины штрафуемого и его доходами. Штрафы порой достигают размера месячной зарплаты, а иногда и превышают её.

- По-вашему, эти меры изменят ситуацию?

- Могу предположить, что они позволят в определённой степени повысить эффективность взаимодействия контрольно-надзорных госорганов с муниципальными властями. Но полного решения проблемы мы не получим, пока не уладим вопросы, связанные с финансированием.

- Что ещё, на Ваш взгляд, нужно сделать?

- Нужно посоветоваться с самими муниципалитетами. Именно поэтому я поддерживаю идею президента Владимира Путина собрать съезд муниципальных образований всей страны в Москве. Нужно всем вместе поговорить и о полномочиях, и о качестве их исполнения, и о контроле за этим, и о доходах местных бюджетов, и о развитии МСУ в целом. Люди на местах ждут этого.

А ещё я целиком и полностью поддерживаю предложение президента о создании постоянно действующих тематических комиссий по вопросам полномочий, территориальной организации, финансово-экономического и кадрового обеспечения местного самоуправления, в том числе комиссию по вопросам поддержки гражданских инициатив и развитию общественного контроля.

Главное, что и во властных структурах, и в экспертных кругах, и в обществе есть объективное понимание проблем и желание их решать.


Ньюсмейкер: Партия Единая Россия — 183 публикации
Поделиться:

Интересно:

Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
06.07.2025 12:06 Аналитика
Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
Туманным вечером 6 июля 1701 года у строящейся Новодвинской крепости показались три неизвестных корабля, шедших в сторону Архангельска. Шли они под нейтральным флагом, однако настороженность вызывал тот факт, что дошли неясные слухи, будто сюда движется шведская эскадра, к тому же недавно в данном районе пропало русское судно с командой стрельцов да таможенником на борту. Для досмотра неизвестных судов был направлен баркас, а возглавил группу лично командир Холмогорского гайдуцкого полка Григорий Животовский. Когда русская лодка достаточно приблизились к ближайшему кораблю, завязался разговор между Животовским и представителем корабельной команды. Он настойчиво приглашал подняться русского офицера на борт, когда один из стрельцов разглядел, сквозь приоткрытый пушечный порт на борту корабля, затаившуюся на нижней палубе большую группу вооруженных шведских солдат. Стрелец успел...
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
04.07.2025 10:36 Мероприятия
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
Сергей Собянин открыл выставку «Августейший хозяин Москвы». Она посвящена великому князю Сергею Александровичу (1857–1905) — первому и единственному представителю императорского дома Романовых, возглавлявшему Первопрестольную (с 1891 по 1905 год). «Нынешняя выставка в Музее Москвы, конечно, не может не привлекать внимания и не трогать сердца москвичей. Потому что период, когда Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы, — это один из самых лучших периодов развития города. Я бы назвал его вообще революционным периодом, потому что именно при нем был дан такой толчок развитию Москвы, когда она из провинциального, мягко говоря, не очень комфортного и чистого города начала превращаться в один из лучших европейских городов. В этот период было сделано то, что не было сделано перед этим целое столетие», — сказал Сергей Собянин. Экспозиция в Музее...
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
03.07.2025 17:14 Мероприятия
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
В филиале Государственного исторического музея в Туле открылась выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», приуроченная к 500-летнему юбилею основания древней православной обители. Экспозиция знакомит с многовековой историей монастыря и рассказывает о его роли в сохранении традиционной духовной культуры. «Исторический музей и Новодевичий монастырь связывают особые отношения. В тяжелые годы богоборчества, когда многие обители закрывались или были разрушены, Новодевичий монастырь обрел защиту благодаря статусу музейного объекта в составе Исторического музея. Именно это спасло национальную святыню от печальной судьбы множества разрушенных храмов и монастырей. Сотрудники музея бережно хранили редкие памятники истории нашей страны, уникальную коллекцию православного искусства. Жители Тулы получат уникальный шанс увидеть святыни монастыря – никогда ранее эти ценности не покидали...
Вечная память защитникам столицы!
03.07.2025 14:03 Мероприятия
Вечная память защитникам столицы!
Депутаты Мосгордумы возложили цветы к монументам в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы проходят на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения» реализуется с 2015 года по инициативе депутатов Мосгордумы при поддержке Мэра Москвы Сергея Собянина и Правительства Москвы. Сквер на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, памятник москвичам – бойцам народного ополчения: Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «84 года назад, 3 июля 1941 года, простые москвичи по зову сердца вступили в ряды Московского народного ополчения. Это были рабочие и студенты, учителя и артисты...
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
02.07.2025 19:16 Мероприятия
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
Депутаты Мосгордумы примут участие в патронатной акции в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы пройдут 3 июля, в четверг, на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников (фракция партии «Единая Россия») почтит память жителей Москвы, вставших на ее защиту в годы Великой Отечественной войны, и возложит цветы у памятника москвичам – бойцам народного ополчения в сквере на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. В мероприятии примут участие исполняющий обязанности Председателя Московского Комитета ветеранов войны Виктор Закидкин, ветераны, представители общественности, управы района и муниципального округа...