16.07.2021 16:38
Документы.
Просмотров всего: 29450; сегодня: 1.

ЦБ: требования к автоматическим программам по инвестконсультированию

ЦБ: требования к автоматическим программам по инвестконсультированию

Банк России установил требования к автоматическим программам по инвестконсультированию.

Программы робоэдвайзинга должны предоставлять индивидуальные рекомендации клиентам с учетом их инвестиционного профиля. При этом инвестор должен быть информирован об особенностях формирования таких рекомендаций и возможных рисках, а также об условиях их преобразования в поручение брокеру на совершение сделок. Соответствующее указание зарегистрировано Минюстом России.

Особое внимание уделено сохранности информации. Программа должна хранить историю действий пользователя и робота-советника, создавать журналы (отчеты) о выданных индивидуальных инвестиционных рекомендациях. А программам автоследования предписано еще фиксировать в памяти записи о поручениях брокеру, которые автоматически преобразованы из рекомендаций. Также важно, чтобы программа обладала защитой от несанкционированного доступа и изменения алгоритма ее работы.

Новые требования вступают в силу с 1 апреля 2022 года.

«Технологии робоэдвайзинга получают все более широкое распространение на российском финансовом рынке. Регулирование Банка России будет способствовать дальнейшему развитию инноваций, а также обеспечит дополнительную защиту потребителей финансовых продуктов от недобросовестных практик, — отметил директор Департамента стратегического развития финансового рынка Банка России Михаил Ковригин. — Однако клиенты должны осознавать, что полученная консультация от робота-советника не является прямым указанием для совершения сделок на фондовом рынке. Прежде чем дать поручение брокеру, необходимо проанализировать рекомендацию, взвесить все риски. Если финансовых знаний недостаточно, лучше воспользоваться услугами доверительного управления».

Текст документа:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

Указание от 3 июня 2021 г. № 5809-У, г. Москва

О требованиях к программам для электронных вычислительных машин, используемым для оказания услуг по инвестиционному консультированию

На основании пункта 16 статьи 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918; 2019, № 52, ст. 7772) настоящее Указание устанавливает требования к программам для электронных вычислительных машин, используемым для оказания услуг по инвестиционному консультированию.

1. Программы для электронных вычислительных машин, используемые инвестиционными советниками для оказания услуг по инвестиционному консультированию (далее — программы), должны обеспечивать следующее.

1.1. Предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, в соответствии с инвестиционным профилем клиента инвестиционного советника (далее — клиент), определенным инвестиционным советником в порядке, установленном Банком России на основании пункта 2 статьи 62 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918; 2017, № 52, ст. 7920) (далее - инвестиционный профиль клиента).

1.2. Ведение учета в электронном виде действий клиента, инвестиционного советника, являющегося индивидуальным предпринимателем, работников инвестиционного советника (далее при совместном упоминании - пользователи программы) при предоставлении индивидуальной инвестиционной рекомендации и определении инвестиционного профиля клиента (в случае если программа позволяет определять инвестиционный профиль клиента).

1.3. Возможность обработки инвестиционным советником, являющимся индивидуальным предпринимателем, работниками инвестиционного советника информации об учете действий, указанных в подпункте 1.2 настоящего пункта.

1.4. Формирование журналов (протоколов) о ранее предоставленных посредством программы индивидуальных инвестиционных рекомендациях, содержащих сведения, позволяющие осуществить ознакомление инвестиционного советника, являющегося индивидуальным предпринимателем, работников инвестиционного советника, а также служащих Банка России с содержанием данных индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

1.5. Предотвращение неправомерного использования программы лицами, не являющимися ее пользователями.

1.6. Предотвращение возможности несанкционированного внесения изменений в работу программы.

1.7. Возможность резервного копирования содержащихся в программе сведений на электронные, оптические или иные носители информации, а также восстановления в программе данных сведений с указанных носителей.

1.8. Беспрепятственный доступ к содержащимся в программе сведениям служащим Банка России.

1.9. Предоставление клиенту при использовании им программы для получения услуг по инвестиционному консультированию следующих сведений:

о том, что программа аккредитована Банком России в порядке, установленном Банком России на основании пункта 6 статьи 62 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», — если программа была аккредитована Банком России;

о том, что программа аккредитована саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников (далее — саморегулируемая организация, осуществившая аккредитацию), в порядке, установленном Банком России на основании пункта 6 статьи 62 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», — если программа была аккредитована саморегулируемой организацией, осуществившей аккредитацию;

полное и сокращенное (при наличии) наименования, номер контактного телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» саморегулируемой организации, осуществившей аккредитацию, - если программа была аккредитована саморегулируемой организацией, осуществившей аккредитацию;

условия и порядок преобразования предоставленной индивидуальной инвестиционной рекомендации в поручение брокеру на совершение сделки с ценной бумагой и (или) на заключение договора, являющегося производным финансовым инструментом, предусмотренных указанной индивидуальной инвестиционной рекомендацией, (далее - поручение брокеру), — если программа позволяет автоматизированным способом преобразовывать предоставленную индивидуальную инвестиционную рекомендацию в поручение брокеру без непосредственного участия клиента (далее — программы автоследования);

уведомление о рисках клиентов, связанных с использованием программ для оказания услуг по инвестиционному консультированию, включая риски, связанные с преобразованием предоставленной индивидуальной инвестиционной рекомендации в поручение брокеру (для программ автоследования), а также риски, связанные с нарушением непрерывности функционирования программы;

об отсутствии иных, помимо взаимодействия клиента с инвестиционным советником посредством программы, способов взаимодействия клиента с инвестиционным советником при оказании им услуг по инвестиционному консультированию (при отсутствии указанных иных способов взаимодействия клиента с инвестиционным советником при оказании им услуг по инвестиционному консультированию);

срок действия индивидуальной инвестиционной рекомендации, - если указанный срок установлен в договоре об инвестиционном консультировании или определяется в соответствии с его условиями; если указанный срок предусмотрен в индивидуальной инвестиционной рекомендации или данной индивидуальной инвестиционной рекомендацией предусмотрен порядок определения данного срока.

1.10. Подтверждение клиентом при использовании им программы для получения услуг по инвестиционному консультированию ознакомления со следующей информацией:

сведениями, указанными в подпункте 1.9 настоящего пункта;

описанием рисков, связанных с заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, не подлежащих судебной защите в соответствии с пунктом 2 статьи 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; 2015, № 1, ст. 13), - в случае включения инвестиционным советником указанных сведений в индивидуальную инвестиционную рекомендацию в соответствии с абзацем вторым пункта 3.5 Указания Банка России от 17 декабря 2018 года № 5014-У «О порядке определения инвестиционного профиля клиента инвестиционного советника, о требованиях к форме предоставления индивидуальной инвестиционной рекомендации и к осуществлению деятельности по инвестиционному консультированию», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2019 года № 53746 (далее - Указание Банка России от 17 декабря 2018 года № 5014-У);

описанием повышенных рисков, связанных с тем, что рекомендуемые финансовые инструменты предназначены для квалифицированных инвесторов, — в случае включения инвестиционным советником указанных сведений в индивидуальную инвестиционную рекомендацию в соответствии с абзацем третьим пункта 3.5 Указания Банка России от 17 декабря 2018 года № 5014-У;

наличием у инвестиционного советника конфликта интересов, об общем характере и (или) источниках конфликта интересов, — в случае включения инвестиционным советником указанных сведений в индивидуальную инвестиционную рекомендацию или предоставления указанных сведений клиенту посредством программы до предоставления указанной индивидуальной инвестиционной рекомендации в соответствии с пунктом 3.15 Указания Банка России от 17 декабря 2018 года № 5014-У.

2. В программе должны содержаться следующие сведения:

о назначении и области применения программы;

о функционале программы;

о механизме работы программы;

о видах тестирования программы, проведенного правообладателем программы и (или) лицензиатом (сублицензиатом) программы на предмет ее соответствия требованиям настоящего Указания (далее — тестирование), перечне элементов программы, в отношении которой было проведено тестирование, датах и результатах тестирования — в случае проведения тестирования.

3. В программах, позволяющих на основе заданных условий автоматизированным способом без непосредственного участия человека либо с ограничением его участия сбором и вводом информации в данные программы формировать и предоставлять индивидуальные инвестиционные рекомендации, помимо требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящего Указания, должны содержаться сведения об инвестиционном профиле клиента.

4. Программы автоследования помимо требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящего Указания, должны обеспечивать формирование журналов (протоколов) о поручениях брокеру, преобразованных программой автоследования из индивидуальных инвестиционных рекомендаций, содержащих сведения, позволяющие осуществить ознакомление пользователей программы, а также служащих Банка России с содержанием указанных индивидуальных инвестиционных рекомендаций и поручен ий брокеру, преобразованных программой автоследования из указанных индивидуальных инвестиционных рекомендаций, включая указание на полное или сокращенное (при наличии) фирменное наименование данного брокера.

5. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от «21» мая 202 1 года № ПСД-11) вступает в силу с 1 апреля 2022 года.

Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллина


ЦБ: требования к автоматическим программам по инвестконсультированию

ЦБ: требования к автоматическим программам по инвестконсультированию

ЦБ: требования к автоматическим программам по инвестконсультированию

ЦБ: требования к автоматическим программам по инвестконсультированию

ЦБ: требования к автоматическим программам по инвестконсультированию

ЦБ: требования к автоматическим программам по инвестконсультированию

ЦБ: требования к автоматическим программам по инвестконсультированию


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12063 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=11060
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...