Краудфандинг стремительно завоевывает популярность не только в зарубежных странах, но и РФ. С его помощью удается притворять в жизнь различные проекты, на которых изначально не было или не хватало денег.
Краудфандингом называется сотрудничество нескольких людей, объединяющих свои финансы, иные ресурсы с целью помощи другим людям или компаниям. Такая форма взаимодействия активно развивается на просторах интернета.
Людей, вкладывающих имеющиеся у них ресурсы с деньгами, именуют донорами. А тех, кто получает финансы на реализацию какого-либо проекта – реципиентами. Доноров также называют инвесторами, а реципиентов получателями.
Одной из особенностей краудфандинга является тот момент, что сбор денежных средств на реализацию той или иной идеи, осуществляется в добровольном порядке. Кто-то помогает просто так, а кто хочет извлечь из инвестиций выгоду.
Сборы могут проводиться на различные цели. При помощи краудфандинга поддерживают политические партии, создают новые игры, развивают стартапы и малый бизнес. Сборы финансов осуществляются на специальных платформах. Ознакомиться со всеми российскими и зарубежными платформами для краудфандинга можно здесь dgtlaw.ru (https://dgtlaw.ru/analytic/kraudfandingovye-platformy).
Понятие Краудфандинг нельзя назвать новым. На территории Сибири, к примеру, строительство первого храма в деревне Турнаево, выполнялось на собранные деньги. Его возвели в далеком 1912 году.
В 1997 году рок-группе Marillion удалось совершить свой первый гастрольный тур по территории Америки благодаря собранным поклонниками средствам. Деньги собирали через интернет. Изначально музыканты даже не подозревали об этой затее.
Эти примеры показывают, что краудфандинг функционирует в различных жизненных сферах. Поклонникам удалось собрать 60 тыс. долларов.
Деньги через интернет собирают даже для того, чтобы снимать фильмы. Причем суммы получаются внушительные и составляют несколько тысяч долларов. Что касается доноров, то они получают свое вознаграждение в разных формах. В случае с фильмом это может быть участие в съемках или что-то еще.
Краудфандинг является добровольным решением. Для получения финансовой помощи от доноров необходимо объявить о сборе средств на специально созданных для этого ресурсах. Уведомить о цели и определить точную сумму, подсчитать все расходы на реализацию проекта.
К важным нюансам краудфандинга отнесем тот факт, что сведения о сборе средств должны быть открыты для всех, кто может изъявить желание помочь.
Чаще всего таким способом собирают финансы на:
Также популярны инвестиции в социальную сферу, поддержку организаций, направленных на поиск новых моделей бизнеса.
К краудфандингу часто прибегают творческие личности – художники, музыканты, начинающие артисты. Таким способом можно собрать средства для создания какой-либо вещи.
Если говорить о социальной сфере, то в большинстве случае деньги собирают на срочное лечение, пострадавшим в катастрофах.
Такая система помощи функционирует в разных странах. Регулярно создаются новые ресурсы, позволяющие реализовывать идеи.
Самым ярким примером работы краудфандинга в политической сфере является Барак Обама. В 2008 году ему удалось собрать 272 млн долларов. Это стало возможным за счет мелких взносов, которые сделали порядка 2 млн. человек.
В некоторых случаях о финансовой помощи просят для незаконных целей. Так поступают мошенники. В 2013 деньги собирали на нейтрализацию важных политических деятелей.
Проекты также могут быть шуточными. Зак Браун, например, собирал средства на приготовление салата из картофеля. Ему перечислили около 60 тыс. долларов.
Объявить о сборе средств на какой-то площадке просто. Краудфандинг функционирует во всех областях – это самый успешный процесс для воплощения многочисленных идей. Он особенно актуален для тех, у кого есть хорошая задумка, но ресурсов на ее реализацию не хватает.
Встречаются по-настоящему перспективные бизнесмены, способные добиться многого, но останавливаются в самом начале пути из-за нехватки средств. У предпринимателей могут быть действительно прибыльные проекты, которые никогда не будут реализованы без помощи других.
Насчитывается несколько краудфандинговых площадок. Требования к авторам идей и спонсорам могут отличаться. Важно отыскать подходящую платформу и зарегистрировать проект. Есть общий ряд правил, действующих почти на всех площадках:
От авторов и доноров требуется сознательность. Инвестор должен быть старше 18 лет, даже если речь идет о финансировании игрового проекта.
Второе правило защищает интеллектуальную собственность. Недопустимо красть идеи и собирать на них финансы от своего имени. Чтобы начать сбор денег, идея должна находиться в собственности автора и не противоречить законодательным требованиям.
По этой причине сбор финансов на незаконные цели происходит не в интернете, а в дип вебе. Но такие ситуации противоречат закону.
Еще одно важное условие заключается в том, что собранные на реализацию конкретной идеи финансы нельзя тратить на другие нужды. Этот момент подлежит контролю.
От автора требуется подробное описание проекта и его особенностей. Если идея социальная, необходимо привести доводы в пользу того, что она будет полезна обществу. Нужно донести цель организации сбора средств.
Если идея заинтересует доноров, они пожертвуют определенную денежную сумму. За перечисление денег могут быть предусмотрены различные бонусы, к примеру, сувениры или визит на мероприятие. В соответствии с этим выстраивается система вознаграждений. Например, за минимальный взнос – персональный сертификат, за более крупный – сувенирная продукция. За большое пожертвование могут предложить личное общение с важной персоной. Авторы идей лично устанавливают систему поощрений, она зависит от специфики проекта.
Платформа для краудфандинга – это площадка, на которой осуществляют сбор финансов. В России их насчитывается несколько, самые известные:
Самой крупной краудфандинговой площадкой в РФ считается Planeta. Она создана в 2012 году, она не занимается сбором денег для реализации коммерческих идей, политической деятельности. Здесь можно найти финансы для проектов, которые носят творческий и благотворительный характер. В 2020 году площадка собирала деньги на организацию выступления легендарного музыкального коллектива "Кино".
Boomstarter финансирует бизнес-проекты, творческие и социальные идеи. Она поддерживает инициативы разной направленности.
Kroogi работает с 2007 года и является самой старой. Ее создали для размещения творческих проектов при наличии контента. Функционирует по принципу «инвестируй, сколько посчитаешь нужным». Размер комиссии составляет 15%. Многие известные сегодня музыканты, включая Бориса Гребенщикова, публиковали здесь альбомы. При желании можно установить запрет на бесплатное скачивание материала.
Площадка Поток, созданная в 2015 году, занимается p2b-кредитованием. У представителей малого бизнеса имеется возможность получения денег на развитие от спонсоров. Инвестиции могут делать не только физические, но и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Платформа Город денег, работающая с 2014 года, кредитует малый и средний бизнес от лица частных инвесторов.
Один из плюсов краудфандинга состоит в том, что донор, отдающий принадлежащие ему деньги, может рассчитывать на получение прибыли в случае успеха проекта.
Если речь идет о вложении в бизнес, предполагающем получение доли компании, доход можно получить за счет акций, выросших в цене. Причем стоимость акций может вырасти в десятки раз, если проект окажется успешным. Соответственно и прибыль будет большой.
Еще одно достоинство открытия краудфандинговой площадки состоит в том, что ее можно создать для сбора средств на проекты разной направленности – социальные, коммерческие, политические. Платформа может быть узкоспециализированной или универсальной.