ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
12.03.2003  Откройте полиция!
   Проверка налогоплательщика проводится в срок не более двух месяцев. Однако начальник федерального органа налоговой полиции или его заместитель, курирующий оперативно-розыскную деятельность, на основании мотивированного рапорта проверяющих могут увеличить продолжительность проверки до трех месяцев. Началом срока ее проведения является день вынесения постановления. А окончания - день подписания акта всеми проверяющими.
   В случае если в период с момента вынесения постановления до окончания работы налоговых полицейских возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, начальником федерального органа полиции или его замом может быть принято решение о внесении дополнений.
   ПРЕДЪЯВИТЕ ДОКУМЕНТЫ...
   Проверяющие непосредственно после прибытия на объект проверки обязаны предъявить налогоплательщику или его законному представителю:
   - удостоверения сотрудников нало
   говой полиции;
   - постановление о проведении проверки.
   Справедливости ради, проверяющие удостоверяют и личность налогоплательщика или его представителя, при этом, убедившись, что полномочия последнего оформлены надлежащим образом (уставом, доверенностью, ордером юридической консультации, выданном адвокату в установленном порядке и т. п.).
   Налогоплательщик вправе присутствовать при проведении проверки, когда она проводится в занимаемых им помещениях или на принадлежащих террито-
   
   риях. В постановлении даже делается отметка о разъяснении этого права. Если же налогоплательщик отказывается ознакомиться с постановлением о приведении проверки или не желает присутствовать при ней, проверяющими производится запись об этом с обязательным указанием даты предъявления постановления, фамилии, имени, отчества налогоплательщика и мотивов, по которым был заявлен отказ. Сделанная запись удостоверяется подписями проверяющих.
   ВХОД ДЛЯ ПОСТОРОННИХ
   В ходе проверки налоговые полицейские могут беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, здания, сооружения, участки местности независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их. Подлежат проверке и транспортные средства.
   О необходимости обследования жилых помещений проверяющие подают рапорт начальнику федерального органа налоговой полиции. Обследование, ограничивающее конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, производится только на основании судебного решения.
   В ходе обследования проверяющие имеют право производить фото- и киносъемку, аудио- и видеозапись, использовать информационные системы и другие средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей, а также не причиняющие вреда окружающей среде. Все полученные такими способами результаты прилагаются к акту.
   О производстве обследования составляется акт. В нем фиксируются су-
   
   щественные фактические данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов обследования, представляющих интерес для данной проверки.
   Акт подписывается лицами, проводившими обследование, понятыми, налогоплательщиком. При отказе налогоплательщика заверить этот документ об этом упоминается в акте.
   Полицейские вправе и истребовать у проверяемого налогоплательщика любую информацию, необходимую для проведения проверки, в том числе документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности. Конечно, полученную информацию используют исключительно в служебных целях: разглашению она не подлежит.
   А ЭТО МЫ ВОЗЬМЕМ С СОБОЙ
   Среди прав проверяющих - изъятие материалов (предметов, документов). Оно производится с участием понятых и, как правило, в присутствии налогоплательщика. Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются налогоплательщиком и заверяются его печатью (когда налогоплательщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).
   О производстве изъятия копий документов (предметов, материалов) составляется.акт. Копии описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков документов (предметов, материалов). Все изымаемые копии документов предъявляются понятым и налогоплательщику, о чем делается запись в акте. Акт подписывается проверяющими из числа должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, понятыми и налогоплательщиком. Копия акта об изъятии вручается налогоплательщику под расписку.
   Бывает, имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Тогда может
   
   производиться изъятие подлинных документов в определенном порядке. При изъятии изготавливаются копии, которые передаются налогоплательщику.
   Ответственность за утрату проверяющими подлинников документов наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
   ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
   Во время проверки налогоплательщика проверяющие осуществляют: - проверку устава и учредительных документов организации (свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя), документов о постановке на учет в налоговом органе, налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности организа-
   ции, договоров (контрактов), банковских и кассовых документов, накладных на отпуск материальных ценностей, актов выполненных работ (оказанных услуг), счетов-фактур и других первичных учетных документов, подтверждающих факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетных регистров (главной книги (книги учета доходов и расходов), журналов-ордеров, ведомостей и т.п.), а также иных документов, необходимых для установления законности и правильности произведенных операций; проведение оценки наличия и движения материальных ценностей и денежных средств, правильности формирования затрат, полноты оприходования продукции, досто-
   
   верности объемов выполненных работ (оказанных услуг) и т.п. При необходимости в ходе проверки исследуются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде. В этом случае для участия в проверке привлекается специалист в области информационных технологий, которому поручается обеспечить доступ к информации, провести анализ цифровых и текстовых данных, хранящихся в электронном виде, определить даты ввода в компьютер исследуемой информации и внесения изменений в содержание документа, восстановить стертые файлы и записи в базах данных, установить авторство, место, способ подготовки информации и т.д., а также изучить состояние компьютера и периферийных устройств. Учетная и иная информация, хранящаяся в электронном виде, может исследоваться как непосредственно на компьютере, так и на копиях этой информации. При этом налогоплательщик по требованию проверяющих предоставляет им на бумажном носителе копии первичных и сводных учетных документов, хранящихся в электронном виде;
   - оценку заявленных налогоплатель
   щиком в налоговых декларациях дан
   ных, связанных с исчислением и упла
   той налогов, и фактических данных,
   установленных в ходе проверки;
   - проверку достоверности отражения
   произведенных операций в бухгал
   терском учете и отчетности;
   - иные мероприятия, которые феде
   ральные органы налоговой полиции
   вправе производить в соответствии
   с действующим законодательством
   Российской Федерации.
   При необходимости установления обстоятельств совершения определенной сделки проверяющие обязаны направить соответствующие запросы налогоплательщикам, выступающим контрагентами проверяемого налогоплательщика.
   
   Если филиалы и представительства налогоплательщика, в отношении которого производится проверка, располагаются на территории других субъектов Российской Федерации, федеральный орган налоговой полиции, при необходимости может направить мотивированный запрос о проведении проверки там. Причем запрос должен быть направлен в срок, обеспечивающий его исполнение в течение не менее одного месяца.
   «НЕ СВОЕ» ПРЕСТУПЛЕНИЕ
   В случае выявления в ходе проверки налогоплательщика фактов нарушений действующего законодательства Российской Федерации, являющихся административными правонарушениями или преступлениями (помимо преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации), отнесенными к ведению федеральных органов налоговой полиции, указанные факты в обязательном порядке включаются в акт проверки налогоплательщика с указанием даты обнаружения.
   А при обнаружении фактов нарушений действующего законодательства, являющихся административными правонарушениями или преступлениями, НЕ отнесенными к ведению федеральных органов налоговой полиции, указанные факты в акт проверки налогоплательщика не включаются. Разумеется, принимаются меры для надлежащего закрепления следов обнаруженного преступления.
   Нередко для участия в проведении конкретных действий, требующих научных, технических или иных специальных знаний, привлекается специалист. Часто - на договорной основе. Решение о таком участии принимают проверяющие по согласованию с начальником федерального органа налоговой полиции (его заместителем, курирующим оперативно-розыскную деятельность).
   При проведении ряда проверок привлекаются понятые в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут выступать любые не заинтересованные в исходе проверки физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц федеральных органов налоговой полиции.
   
   Понятые удостоверяют в акте, составленном проверяющими, факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Понятые могут делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат обязательному внесению в акт.
   СОЧИНЕНИЕ В ТРЕХ ЧАСТЯХ
   По результатам проверки налогоплательщика проверяющими не позднее срока окончания проверки составляется акт. В нем отражаются все выявленные в процессе проверки нарушения законодательства о налогах и сборах, обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения (в том числе о добровольной уплате налогоплательщиком сумм неуплаченных налогов и сборов, выявленных в ходе проверки налогоплательщика).
   Акт проверки налогоплательщика составляется, если правонарушений выявлено и не было. Этот документ, по инструкции, состоит из трех частей: общей части, описательной и заключения.
   В первой части в обязательном порядке отражаются общие сведения о проводимой проверке и налогоплательщике, а также указываются:
   - номер акта проверки налогоплатель
   щика, присвоенный при его регист
   рации в Журнале регистрации актов
   проверки налогоплательщиков;
   - полное и сокращенное наименование
   проверяемого налогоплательщика
   (если налогоплательщик - организа-
   
   ция или индивидуальный предприниматель) или фамилия, имя, отчество налогоплательщика (если налогоплательщик - физическое лицо); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); место проведения проверки; фамилии, имена, отчества, наименования должностей, специальные звания лиц, проводивших проверку; дата подписания и номер постановления о проведении проверки; период, за который проведена проверка налогоплательщика; дата начала и окончания проверки; фамилии, имена и отчества законных представителей налогоплательщика. Если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень приводится с одновременным указанием периода, в течение которого они занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности (копии указанных документов должны быть приложены к акту проверки); юридический адрес и адрес места нахождения налогоплательщика -организации (адрес регистрации и постоянного места жительства налогоплательщика - физического лица), а также места осуществления хозяйственной деятельности;
   
   - документальное подтверждение
   наличия права на осуществление
   лицензируемых видов деятельно
   сти (номер и дата выдачи лицен
   зии, наименование органа, выдав
   шего лицензию, сроки начала
   и окончания действия лицензии);
   - документальное подтверждение фак
   тически осуществляемых налогопла
   тельщиком видов деятельности, в том
   числе запрещенных действующим за
   конодательством или осуществляемых
   без наличия необходимой лицензии.
   Описательная часть акта проверки налогоплательщика должна быть объективной, обоснованной, полной, четкой, лаконичной, доступной и системно изложенной. Ее суть - комплексно отразить все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений.
   Обязательному отражению в описательной части подлежат сущность правонарушения, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, к которому данное правонарушение относится, должностные лица, причастные к совершению указанного правонарушения, ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения, оценка сто-
   
   имостного расхождения между заявленными в налоговых декларациях налогоплательщиком данными, связанными с исчислением и уплатой налогов, и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты и факты непредставления налогоплательщиком каких-либо документов (предметов, материалов) также фиксируются в акте.
   Заключение содержит сведения об общих суммах выявленных при проверке налогоплательщика неуплаченных (не полностью уплаченных) в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления по итогам налогового периода и исчисленных в завышенных размерах с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам налогов (сборов, иных обязательных платежей), пени, а также соотношение выявленной недоимки по видам налогов (сборов, иных обязательных платежей) количеству минимальных размеров оплаты труда на момент окончания соответствующего налогового периода.
   Акт проверки налогоплательщика составляется в четырех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Проект акта перед подписанием при наличии возможности согласовывается с правовым подразделением федерального органа налоговой полиции.
   Первый и второй экземпляры акта проверки вместе с прилагаемыми к ним материалами направляются проверяющими в подразделение федерального органа налоговой полиции, являвшееся инициатором проверки налогоплательщика. Второй экземпляр после принятия предусмотренного за коном решения направляется подразделением федерального органа налоговой ПОЛИЦИИ в соответствующий налоговый орган в десятидневный срок.
   Третий -остается на
   
   хранении в подразделении документальных проверок федерального органа налоговой полиции.
   Четвертый экземпляр акта вручается налогоплательщику под расписку. В случае отказа налогоплательщика от получения акта проверки или невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом и т.п.) об этом делается отметка в акте, удостоверенная подписями проверяющих, а четвертый экземпляр акта направляется налогоплательщику для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
   КАРА
   На основании акта проверки налогоплательщика начальником федерального органа налоговой полиции в срок не более трех суток, а в исключительных случаях не более десяти суток со дня окончания проверки принимается одно из следующих решений:
   - в случае обнаружения налоговых
   правонарушений, содержащих при
   знаки состава преступления,
   о возбуждении уголовного дела;
   - в случае обнаружения налогового
   правонарушения, не содержащего
   признаков состава преступления, -
   об отказе в возбуждении уголовного
   дела и о направлении материалов
   в соответствующий налоговый орган;
   - при отсутствии налогового право
   нарушения - об отказе в возбуж
   дении уголовного дела.
   ВЗДОХ ОБЛЕГЧЕНИЯ
   С момента подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими проверка налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции считается законченной.
   

Источник: Российская налоговая карта

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru